После президентских выборов усилится приток иностранных инвестиций в Россию, и рубль еще больше укрепится, считает Михаил Задорнов
Заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Михаила ЗАДОРНОВА нет необходимости особо представлять нашему читателю. В прошлом министр финансов Российской Федерации, первый заместитель Председателя Правительства РФ, он по праву считается одним из наиболее видных отечественных финансистов. Состоянию российских финансов на современном этапе и была посвящена наша беседа.
ПРОФИЦИТ - ФЕДЕРАЦИИ...
- Михаил Михайлович, каковы, на ваш взгляд, финансовые результаты прошедшего года для бюджетной системы России?
- Результаты получились очень не плохие. По итогам 2003 года, профицит федерального бюджета составил примерно 1,5% валового внутреннего продукта. Доходы федерального бюджета составили около 18% ВВП. Несмотря на то, что в течение года его доходная часть была скорректирована, увеличена на 100 млрд. рублей, по итогам года, у федерального бюджета образовался финансовый резерв, то есть, грубо говоря, свободные деньги, в размере 250 млрд. рублей. Тенденции прошлого года не только сохранились, но и усилились в году нынешнем. За январь федеральный бюджет был выполнен с профицитом в 5% ВВП.
Чем вызвано такое существенное превышение доходов над расходами? С моей точки зрения, двумя основными факторами. Первый - цены на энергоносители. В прошлом году средняя цена на экспортную российскую нефть составила 27,5 доллара за баррель, а бюджет рассчитывался, исходя из цены 22,5 доллара за баррель. Разница - 5 долларов. В то же время, по нашим подсчетам, каждый "лишний" доллар в цене экспортной российской нефти дает примерно 0,35% ВВП доходов федерального бюджета. Кроме того, не следует забывать, что экспорт природного газа дает даже больше поступлений в федеральный бюджет, чем нефть.
В бюджете прошлого года экспорт газа рассчитывался примерно 96 долларов за тысячу кубических метров, а реально мы его экспортировали примерно по 120 долларов за тысячу кубов.
Второй фактор - в прошлом году была налицо большая экономия по обслуживанию государственного долга, как внешнего, так и внутреннего. Бюджет считался по прогнозному курсу рубля, который вместо того, чтобы ослабляться, укреплялся весь год. В итоге, в долларовой оценке мы заплатили столько, сколько и было заложено в бюджете, а в рублевой - примерно на 35 миллиардов рублей меньше запланированного.
...ДЕФИЦИТ - РЕГИОНАМ
- Насколько справедливы оценки, что региональные бюджеты от высоких мировых цен на энергоносители и укрепления рубля практически ничего не получили, и по-прежнему имеет место перекос: когда федеральный бюджет преуспевает за счет региональных?
- Действительно, доходы региональных бюджетов, по итогам прошлого года, сократились, если мы возьмем их совокупно, примерно на 0,7% ВВП, и составили порядка 14% ВВП. Это сокращение произошло в основном за счет двух факторов. Во-первых, регионам не был полностью компенсирован отмененный налог на пользователей автомобильных дорог. Акцизы, которые должны были заменить этот налог, уплачивались в основном в пяти-шести регионах. Это, прежде всего, Татарстан, Мордовия, Башкирия, Москва и еще несколько территорий, где выплачивали акцизы нефтяные компании. В итоге многие регионы получили чистый вычет при отмене налога на пользователей автодорог.
Во-вторых, в прошлом году, если мы возьмем не абсолютные цифры, а относительные, федеральный бюджет сократил поддержку регионам примерно на 0,2-0,3% ВВП. В итоге, несмотря на сокращение своих расходов, региональные бюджеты в целом закончили 2003 год с таким же результатом, что и 2002-й: их суммарный дефицит составил 0,5% ВВП.
То есть у нас получается ситуация, когда федеральный бюджет вот уже два года заканчивает с профицитом примерно 1,5% ВВП, а региональные - с дефицитом в 0,5% ВВП. Сам по себе дефицит не страшен, некоторые субъекты Федерации его сознательно создают с тем, чтобы профинансировать какие-то инвестиционные проекты. Но нельзя не констатировать, что дисбаланс существует, и при ухудшении ситуации под ударом окажутся бюджеты таких регионов, как Эвенкия, Ульяновская область и некоторых других, которые имеют достаточно большую кредиторскую задолженность и с трудом сводят свой баланс.
ПРИТОК ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины укрепления рубля?
- Здесь можно назвать несколько факторов. Самый первый из них, очевидный, - цены на нефть и газ, дающие огромный приток валютной выручки. И хотя растущие доходы людей все-таки ведут к росту импорта, экспорт намного его опережает.
Мы сохраняем большое превышение в торговом балансе, и естественно, это связано с притоком валюты в страну, то есть, проще говоря, те, кто продает нефть, металлы, валютную выручку в страну возвращают, продают ее, и Центральный банк вынужден эту валютную выручку покупать.
Вторая причина притока валюты в страну - это то, что, разумеется, и наши российские, и иностранные банки понимают, что рубль будет дальше укрепляться. Соответственно тогда, когда они за границей могут сейчас заработать в среднем на денежных инструментах от 3% до 5% годовых, даже когда они в рублях получат 5-7%, их доходы в долларовой оценке будут намного больше. В итоге наши промышленные предприятия и банки, все, кто может, занимают деньги за границей в долларах и вкладывают их в рублях здесь. В прошлом году заняли примерно 40 миллиардов долларов. Да и в текущем году ситуация не изменилась. За декабрь-январь приток капитала в Россию составил, по грубой оценке, примерно 7-8 млрд. долларов. Этот иностранный спекулятивный капитал зашел сюда, чтобы купить рублевые активы, через какое-то время их продать, заработав в долларах достаточно приличные деньги.
Третий фактор - население. Люди, осознав происходящее, еще в начале прошлого года начали избавляться от долларов. Как свидетельствует статистика Центрального банка, только с февраля по июнь прошлого года население сократило свои долларовые сбережения примерно на 5 млрд. долларов.
ДИЛЕММА ДЛЯ ЦЕНТРОБАНКА И РОСТ ЗАРПЛАТЫ
- Михаил Михайлович, многие специалисты говорят, что если бы Центральный банк не сдерживал рост рубля, то доллар давно бы стоил меньше 20 рублей. Каково ваше мнение на этот счет?
- Центральный банк стоит перед дилеммой: либо он должен не сопротивляться укреплению рубля, и тогда за доллар будут давать не 28, а 27, 26 и так далее рублей, и рубль достаточно быстро дойдет до того уровня, когда будет некое равновесие на рынке. И второй вариант: сдерживать укрепление рубля, покупая валюту.
Сегодня, условно говоря, рентабельность АвтоВАЗа - 5%. Достаточно резко укрепить рубль процентов на 10, как через какое-то время придется остановить конвейер АвтоВАЗа, потому что "Жигули" перейдут в ту ценовую категорию, где уже целые ряды модельных импортных автомобилей, производимых за пределами России и у нас, полностью закроют эту нишу. Сказанное касается и ряда других отраслей. Поэтому Центральный банк и правительство боятся такого укрепления рубля. Боятся они справедливо: а вдруг изменится нефтяная конъюнктура, цены на углеводороды упадут, валютная выручка сократится, и спекулятивный капитал уйдет, тогда курс рубля резко двинется в другую сторону. ЦБ сдерживает это движение. Но, с другой стороны, если он будет покупать очень много валюты и не давать возможности рублю укрепляться, будет печатать и печатать деньги с целью покупки валюты, то нас просто захлестнет инфляционная волна. Это, кстати, уже произошло в ноябре-декабре прошлого года. ЦБ купил порядка 15 млрд. долларов за эти два месяца, резко увеличив предложение и наличных, и безналичных денег в экономику страны. И то, что нас в феврале, марте, апреле ожидает достаточно высокий рост цен - это можно сказать наверняка.
Фактически Центральный банк пытается балансировать, не допуская одновременно высокого темпа роста цен и слишком быстрого укрепления рубля. Задача сложная, но в прошлом году он более-менее с этим делом справился. Прогноз на весь текущий год строить не буду, но применительно к первому полугодию могу совершенно точно сказать: будет наблюдаться очень большой приток валюты в страну, даже, может быть, больший, чем в первом полугодии прошлого года.
Почему? Все названные мною ранее факторы продолжают действовать. Кроме того, мы можем получить еще дополнительный приток валюты после президентских выборов, когда иностранные инвесторы сочтут, что ситуация прогнозируемая. Она и так прогнозируемая, с точки зрения выборов, но не ясно, что будет делать президент: вдруг еще кого-то из олигархов арестуют, вдруг правительство будет плохое, или силовики придут к власти, - ну разные для инвесторов могут быть прогнозы. Когда же закончатся выборы, будет назначен новый премьер, который скажет, что намерен делать, - это для инвесторов хороший сигнал - тогда можно ожидать довольно существенного дополнительного притока валюты. Это еще больше укрепит рубль.
В целом же, пока такая нефтяная и вообще внешнеэкономическая конъюнктура сохраняется, федеральный бюджет будет двигаться с большим превышением доходов над запланированными величинами, и я уверен, что где-то к середине года мы вернемся к вопросу об индексации заработной платы бюджетникам, и с 4-го квартала, скорее всего, их заработная плата будет еще раз проиндексирована процентов на 20-25, поскольку ресурс для этого у федерального бюджета будет.
- А у региональных бюджетов?
- Многим регионам, конечно, будет трудно найти дополнительные деньги на повышение зарплаты. Но не исключаю, что к этому моменту им будет оказана дополнительно помощь из федерального бюджета.
- Понятно, что такая благоприятная перспектива возможна, если сохранятся высокие цены на нефть. Насколько прогнозируемы эти цены?
- Степень прогнозируемости цен на нефть - максимум полгода. Жизнь не раз доказывала, что цена на нефть - это политически чувствительная категория: иногда сочетание факторов, политических изменений может оказать такое влияние, что она может и подняться, и рухнуть буквально за 3-4 месяца. Замечу также, что некоторое снижение цен на нефть и газ явилось бы для России в какой-то степени благом, с точки зрения снятия проблем конкурентоспособности ряда обрабатывающих отраслей и подталкивания Российского Правительства к более существенным реформам в экономике.
- В свое время российские власти отказались от накопления резервов преимущественно в золоте, сделали ставку на доллар. Какова сегодня ситуация?
- За последние два года здесь произошли большие изменения. Раньше почти 90% резервов хранилось в долларах. Сейчас же, более 30% хранится в евро, порядка 6% - в золоте, а на доллар приходится около 60% резервов.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
- Что, с точки зрения бюджетной и налоговой политики, следует ожидать в ближайшем будущем?
- Сейчас на подходе несколько принципиальных решений, которые будут приняты до середины 2004 года и вступят в силу в 2005 - 2006 годах. Первое из них - это снижение ставки единого социального налога. Сегодня базовая ставка единого социального налога составляет 36,5%, начиная со 100 тысяч рублей годового дохода, действует регрессия, которая позволяет платить 20%, 10% и меньшие суммы. В прошлом году в первом чтении Государственной думой был принят закон, снижающий базовую ставку до 30% и затем оставляющий только две ставки - 15% и 5%. Реализация этих нововведений приведет к тому, что эффективная, реальная ставка единого социального налога снизится примерно с 30% сегодняшних до 22-23% для большинства предприятий. Кроме того, будет снижена планка, с которой начинается доступ к регрессии: первая шкала регрессии будет на уровне средней заработной платы, то есть примерно 60-64 тысячи рублей в год. Цель этого шага - дать дополнительный импульс легализации доходов на предприятиях. Сейчас идут споры, как это лучше сделать, но, по всей видимости, с 1 января 2005 года эта норма вступит в силу.
Вторая принципиальная идея, которая сейчас обсуждается, - это предложение ввести спецсчета для уплаты налога на добавленную стоимость. Покупая какую-либо продукцию, предприятие будет оплачивать ее поставщику цену без НДС, а НДС станет зачисляться на отдельный спецсчет этого же поставщика, с которого он сможет перечислить деньги только либо своему поставщику на такой же спецсчет, либо в бюджет. С этого спецсчета только два пути у этих денег. Тем самым правительство пытается избежать неуплаты НДС по всей цепочке производства продукции, и избежать компенсации возмещения НДС тем, кто реально продукцию не производил. По грубым оценкам, введение этих спецсчетов, конечно, даст государству какой-то плюс, но оборотных средств у предприятий заберет примерно 100 млрд. рублей. Поэтому сейчас обсуждается конструкция, как эти спецсчета внедрить. Следует учесть, что их внедрение, замораживание денег на спецсчетах может привести к достаточно большим потерям для предприятий, особенно с длинным циклом производства. Поэтому одновременно обсуждается вопрос об одновременном снижении ставки НДС и облегчении механизма его взимания. По всей видимости, ставка НДС еще дальше будет снижаться, то есть она вместо сегодняшних 18% будет снижена до 15%, а может быть, даже до 13%.
И третье принципиальное новшество, которое до лета будет принято, это то, что мы, видимо, в апреле, после президентских выборов, приступим к уже завершающему обсуждению двух законов, поправок в бюджетный и налоговый кодексы, которые закрепляют за каждым уровнем бюджетов его расходные обязательства и доходные источники.
Будет определен конкретный уровень бюджета, из которого должна финансироваться та или иная расходная статья. И соответственно, в налоговом кодексе остается только 17 налогов: 10 - федеральных, 3 - региональных и 4 - муниципальных. Статус налога будет свидетельствовать о том, кто устанавливает правила игры по этому налогу. Например, подоходный налог будет федеральным, но он целиком будет поступать в местные и региональные бюджеты. Но весь порядок его взимания, базу льгот устанавливает федеральный закон. Соответственно, за местный налог полностью отвечает местный уровень власти, то есть он устанавливает и льготы, и нормы, и объекты налогообложения, и так далее. К местным будут относиться земельный налог, налог на имущество физических лиц, так называемый торговый сбор и также транспортный налог.
Каждый из уровней бюджета станет отвечать за соответствующие доходы, которые обеспечивают его расходные полномочия. Одновременно закрепляется в бюджетном кодексе долгосрочное распределение федеральных налогов, то есть, вот скажем, 50% подоходного налога должно сразу поступать на местный уровень, 30% оставаться в регионе, и еще 20% регион обязан перераспределить между муниципалитетами в зависимости от их конструкции. Таким образом, к лету мы должны иметь для всех трех уровней власти совершенно четкое распределение ответственности и источников налоговых, и полномочий по их установлению.
НАСЕЛЕНИЕ ВЫИГРАЕТ, РЕГИОНЫ ПРОИГРАЮТ
- Что это даст населению?
- Граждане смогут подавать в суд не на абстрактное государство, если им, допустим, не компенсируется какая-то квота, а конкретно на муниципалитет, скажем, города Воронежа: будьте добры, оплатите мне 50% стоимости услуг за телефон, если я по Закону о статусе инвалидов имею на это право.
Сейчас в общественном сознании эта работа несколько недооценивается, но, смею уверить, это закрепление полномочий между уровнями власти определит реальные отношения людей с этими государственными органами, и боюсь, что при сегодняшнем уровне централизации политической власти и экономических ресурсов, от этого нововведения, конечно, могут пострадать муниципальный и особенно региональный уровни. В целом, муниципалитеты, хотя у них забирают часть полномочий, скорее всего, все-таки будут в выигрыше от этой реформы, а вот региональные бюджеты, особенно где-то треть наиболее слабых, конечно, попадут в достаточно тяжелое положение.
Отмечу также, что одновременно правительство планирует осуществить большую централизацию налогов, связанных с добычей природных ресурсов. Фактически весь налог на добычу полезных ископаемых от нефти и газа будет сконцентрирован в федеральном бюджете, и естественно, бюджетная обеспеченность нефтедобывающих регионов существенно сократится. 
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ, Красноярск. "Экономика и жизнь - Сибирь", 1.03.2004.

|
|