Налоговая реформа и политика российского правительства по отношению к малому бизнесу были самыми «горячими» на форуме Клуба региональной журналистики «Из первых уст», который состоялся в апреле в Москве. На вопрос журнала «Деловая неделя» о стратегии реформы налогообложения отвечает заместитель председателя Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин.
Политика правительства будет направлена на сокращение издержек предприятий через реформирование налоговой системы и сдерживание роста тарифов на услуги монополистов (МПС, РАО «ЕЭС» и «Газпрома»). Важно, чтобы цена продукции отечественных производителей была конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Выбор правительства сделан: мы идем на определенные ограничения в бюджетной сфере, чтобы поддержать реальный сектор, чтобы предприятия могли накапливать и инвестировать прибыль, модернизировать и расширять производство.
Мы знаем, что максимально эффективное воздействие на реальный сектор экономики оказывает снижение налогов с одновременной отменой всякого рода льгот. В этом случае ставка становится понятной, приемлемой, но и уплаты налога трудно избежать. Упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, казалось бы, должно вести к сокращению поступлений в федеральный бюджет. А реально мы имеем рост сбора налогов с 11 % к ВВП в 1998 году до 17,6 % к ВВП в 2001 году, что дает возможность дальнейшего сокращения налоговой нагрузки.
Наиболее известная инициатива на сегодняшний день - это проект закона по налогообложению малого бизнеса. Предусматривается создание упрощенной системы со сниженными ставками налогов, облегчающая ведение бухгалтерского учета. Малому предприятию будет достаточно иметь книгу доходов и расходов, не потребуется специальная форма бухгалтерской отчетности. Ставка налога в 20% будет начисляться на нетто-прибыль - сумму дохода, уменьшенного на объем расходов. Если вы в этом месяце потратились на оборудование, то все затраты вычитаются из ваших доходов и не облагаются налогом. Эта система отличается от той, что применяется для остальных предприятий, когда списание расходов на амортизацию оборудования осуществляется поэтапно.
Вместо единого социального налога, который достигает 36%, малые предприятия, перешедшие на «упрощенку», будут перечислять в Пенсионный фонд страховой платеж в размере 14% от начисленной заработной платы, чтобы каждый гражданин, занятый в малом бизнесе, зарабатывал себе на пенсию. Другая часть платежа единого социального налога (также 14%) будет осуществляться государством, она как бы прощается человеку. Но в последующем ему будет начислена полноценная пенсия, состоящая теперь из трех составных частей: базовой (социальной), трудовой (страховой) и накопительной. Таким образом, мы существенно облегчаем налоговое бремя за счет государства, чтобы поддержать ростки малого бизнеса.
Заложенные в законопроект критерии относительно численности и оборота малых предприятий объясняются их количеством по стране. Безусловно, малый бизнес в нашем понимании - это не только предприятия с оборотом в 10 млн. рублей, но, может быть, и в 20, и в 30 млн. рублей. А если мы расширим границы, то с учетом всей системы предполагаемых льгот многие относительно крупные предприятия будут заинтересованы разделиться на малые с целью ухода от более высоких налогов. И тогда бюджет потеряет значительную часть налоговых поступлений. Поэтому правительство считает, что предприятия с годовым оборотом свыше 10 млн. рублей должны в полной мере платить налоги, включая НДС. Иного мы позволить пока не можем.
С 1 января 2003 года отменяется последний оборотный налог - 1 % на пользователей автодорог. Налог обременительный, не рыночный, имеющий так называемый каскадный эффект, когда с каждой операции списывается 1%. С отменой этого налога 154 млрд. рублей останется у предприятий. Одновременно мы собираемся перераспределить фискальную нагрузку, повысив целый ряд акцизов на отдельные отрасли потребления, связанные, прежде всего, с использованием горючесмазочных материалов, бензина и автомобилей. Вводится так называемый транспортный налог. В результате перераспределения сборов и общего сокращения налогового бремени мы собираемся сохранить в 2003 году соотношение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Определенной проблемой для регионов будет отмена с 2004 года 5-процентного налога с продаж. С другой стороны, произойдет изменение имущественных налогов, в частности, на базе Земельного кодекса и закона об обороте земель сельхозназначения, а также будет введен налог на недвижимость. Эти налоги в большей степени будут зачисляться в бюджеты субъектов, что позволит компенсировать отмену налога с продаж. Наша цель- не изменять в дальнейшем соотношение доходов и расходов в бюджете, которое уже сложилось в 2002 году.
Одной из задач 2003 года будет принятие новой главы Налогового кодекса о налоге на недвижимость, который по учету, отчетности и порядку начисления заменит имущественный налог. Возможно снижение ставки НДС с 2004 года с одновременной отменой льгот по уплате этого налога по тем группам товаров, для которых на сегодняшний день установлена ставка 0% или 10%. Идея такого проекта давно уже «гуляет" в Госдуме. Но следующий год будет для России тяжелым, и, по-видимому, мы не можем принимать новый закон по НДС в текущем году, дабы он не оказал влияния на бюджетный и налоговый процессы, начиная с 2003 года. Мы должны выждать, чтобы другие налоги - те, что недавно изменены, устоялись, чтобы мы подготовили по ним налоговую базу. Поэтому реформирование НДС - это задача 2004-2005 годов. На первом этапе предполагаем сокращение льгот и эффективной ставки примерно до 17%, а далее - уже в 2005-2006 годах - дальнейшее последовательное сокращение НДС.
Подоходный налог меняться не будет. Ставка в 13% сохранится.
Мы естественно хотим, чтобы заработная плата в стране повышалась и, кроме того, не пряталась в тень. Единый социальный налог сегодня является существенным ограничением для роста зарплаты. Поэтому сокращение ЕСН - это задача среднесрочной перспективы. В 2004-
2005 годах мы пойдем на поэтапное снижение единого социального налога по 2-3% в год, то есть такими темпами, чтобы примерно к 2007-2008 годам ставка была уже 30%, а может быть, и ниже Тем самым правительство будет стимулировать выплату заработной платы не в конвертах. Это приобрело социальную значимость в связи с переходом на персонифицированный учет по начислению пенсии, которая теперь рассчитывается не по последним двум-трем годам работы, а по всем заработкам с момента начала трудового стажа. В полной мере элементы персонифицированного учета заработали с 2002 года. Таким образом, мы предпринимаем ряд мер, направленных на увеличение легально выплачиваемой заработной платы. Между тем настораживают особо высокие темпы ее роста, опережающие рост производительности труда. Это опасно для потери конкурентоспособности российских производств. 

|