Редактор журнала "Отечественные записки" Никита Соколов принадлежит к исторической школе, где не боятся заявлять, что, если история кончается сегодняшним днем, то от сегодняшнего дня обратно она и должна осмысливаться. Много лет изучая либеральное движение в России, он долго не мог найти ответ на вопрос, почему у интересных, энергичных, бесконечно деятельных людей ничего не выходит? Все потуги очеловечить систему власти в стране заканчиваются пшиком. Когда ответ был найден, Соколов решился переписать историю России заново. Министерство просвещения согласилось разрешить учебник, который он готовит сейчас к изданию, в качестве дополнительного к школьной программе. А пока редактор "Отечественных записок" излагает свои мысли на лекциях в клубе региональных журналистов "Из первых уст", где недавно его с удовольствием слушал ваш корреспондент.
Аксиома Соколова
Политическая терминология и политическая культура формируются под влиянием образа отечественной истории. Нелиберальный образ отечественной истории придумал два столетия назад Николай Михайлович Карамзин. Соколов считает, что заказ царского двора этим историком был выполнен просто гениально: он сумел создать из фактов идеально приспособленную для российской православной империи модель отношений народа и власти. Модель пережила социализм и продолжает навязываться в школах демократической и свободной России. Строится она на утверждении, что русскому народу свойственно и необходимо иметь чрезвычайно крепкое и чрезвычайно мощное государство. А дальше выстраивается конструкция любви народа к сильной власти, которая всегда знает, как о нем позаботиться.
Карамзин не прав
Карамзинская схема опирается на то, что во главе Киевской Руси стоял князь. По Карамзину - уже в средние века Киевская Русь - монархия. По летописи - в ней три политических силы. Князь не старший. Рядом с ним дружина. Удачливый в походах князь - большая дружина, неудачливый - маленькая. У самого удачливого князя дружина не превышала 100 человек. А третьей, самой главной политической силой была волостная (властная) организация земли (волости). У волости - городской полк: тысяча, 10 тысяч горожан. Уже из этого соотношения сил ясно, что спорить с волостной организацией князю было "не по силам". Но он и на престол не мог сесть до тех пор, пока не "порядится", то есть не заключит с волостной организацией (городом) ряд договоров. Нарушал князь порядок, город "указывал ему путь". И тот, который, по Карамзину, "стоял в главе всего", "как паинька шел, куда ему казали". То есть в древнерусской истории существуют те же политические институты, из которых выросла западная демократия. В средние века схожесть наша с остальным миром тоже просматривается. Она была бы видна всем, но Карамзин придумал слово "иго".
На вопрос к аудитории, что такое иго, взрослые люди с университетскими дипломами так и не смогли найти ясного ответа. Это было маленьким доказательством того, что удачно найденное слово может или прояснить смысл, или скрыть его.
Ига не было
Хан Батый был. И два батыева похода были - два раза по три месяца он прошелся по Руси. 240 лет, которые в учебниках истории изображают как непрерывный батыев погром, были наполнены совсем другими отношениями. Князья северо-восточной Руси платили все эти годы монголам дань "золотом и кровью", то есть отдавали деньги и поставляли определенное число воинов в монгольское войско. В обмен на дань монголы давали русским князьям право властвовать и помощь своими воинами, чтобы эту власть сохранить. Обычные для тех времен вассальные отношения, в которые, договариваясь, вступают две равноправные стороны: одно юридическое лицо дает присягу, а другое принимает ее.
Карамзин, назвав их игом, хотел скрыть, что не вся Русь пошла на поклон к монголам. Литва считается иноземным государством, но в древних летописях официально она называлась Великое княжество Литовское и Русское. Государственным языком в нем был русский. 99 процентов населения составляли русские. От известной всем Руси другая Русь отличалась политической системой. Под правлением Рюриковичей строили самодержавие, под правлением Гедиминовичей - демократию.
А Карамзин должен был доказать, что единственным государством, близким по духу русскому народу, является самодержавная монархия. Для укрепления схемы понадобилось еще одно непонятно слово - "смута".
Выбор есть
Проще и честнее назвать смуту гражданской войной. Она началась в монархической стране в начале XVII века. Одни граждане стояли за деспотию Ивана Грозного, другие хотели установить на Руси литовские порядки, когда без местных общинных организаций нельзя ни нового налога установить, ни войны объявить. В борьбе либералов с Иваном Грозным победил Иван Грозный. Но почему современный российский школьник вынужден становиться на его сторону? У него ведь есть выбор.
Задача историков, которые хотели бы содействовать развитию либеральных идей в России, - создать такой образ отечественной истории, который будет благоприятен для любой жизненной позиции, в котором комфортно чувствует себя человек с любыми жизненными целями. Жители России должны знать, что когда-то у нас все было заведено не хуже, чем в Европе. То, что случилось - не судьба, а результат борьбы идей и человеческих сил. Но маятник может качнуться и в другую сторону.
Никита Соколов без ужимок говорит о том, что любая национальная история - это миф, который не совпадает с научной историей. И сейчас он со своими единомышленниками просто пытается, используя исторические деяния, создать другой миф. Может быть, не для всех. Но те, кто хочет чувствовать себя в едином мире общностью, а не осколком от общей истории, с интересом прочитают новый учебник.
Субъективно
По-разному представляется загробный мир с точки зрения католического и православного учений.
С точки зрения западного восприятия, если жизнь человека грешная, человек попадает в ад, если жизнь святая - в рай. А возможно, что жизнь никакая. И тогда человек попадает в чистилище. "Все основные базовые понятия русской культуры тяготеют к полюсам, - считает Никита Соколов. - И середина оказывается пустой. Культура такого типа чрезвычайно неблагоприятна для либеральных идей, поскольку либерализм подразумевает возможность достижения общего блага в результате стремления каждого отдельного человека к произвольной жизненной цели".
Научно
Что объединяет серп, оклад иконы и крестьянскую вышивку? Определение культуры из Большой советской энциклопедии, где "это совокупность достижений материальных и духовных, которых достигло человечество на протяжении своей истории". Никита Соколов дает свою трактовку понятия культуры. По Соколову, "это общественный механизм передачи информации, касающейся жизненных целей, от одного поколения к другому, это механизм научения поведению в обществе - какие цели этим обществом одобряются и какие средства для достижения этих целей в обществе допустимы".
Достоверно
За что Петра Великого современники назвали Антихристом? Никита Соколов считает, что для традиционной русской культуры, какой она была до XVII века, новизна - это ругательство, новизны не может быть. Петр возвращается из Голландии и Англии в ноябре 1699 года, который начался в сентябре. Царь объявляет о новом летоисчислении, где новый год будет начинаться 1 января. Это была буквально цитата из Апокалипсиса: "…придет Антихрист, и времени больше не будет".
Надуманно
Монгольская сила была одолима. То, что монголы, как саранча, шли потоком из степей и "их была тьма тем", - преувеличение летописца. Никита Соколов доказывает это легко, объясняя, что тьма - это не образ, а число, равное 10 тысячам. Тьма тем означает тогда 10 тысяч раз по 10 тысяч. Даже если бы Батый под свои знамена поставил все население степи, он не набрал бы столько людей.
Смешно
Никакого крестового похода на Русь в XIII веке не было. Крестовый поход объявляет Папа Римский. Разные бывали Папы, но ни один из них не был настолько невежественным, чтобы не знать, что Русь - христианское государство, крещеное. Нельзя объявлять поход в крещеную землю. Крестовый поход объявлялся в землю Ливов - это предки современных латышей. Ливы действительно нехорошо поступили с папскими посланниками, они их съели ритуальным образом. Сведения об этом Никита Соколов нашел в очерках истории СССР, изданных в 50-х годах.
Грустно
Составитель жития Александра Невского сообщает, что на Чудском озере "побоища рыцарей 400 без числа". По летописи орденской, погибло 10 человек рыцарей по счету. Никита Соколов склонен верить зарубежным источникам. Дело в том, что в ордене состояло в лучшие его времена 117 рыцарей. Значительная их часть во время сражения на Чудском озере была занята войной на территории современной Финляндии. Но даже если бы они все вышли в апреле на лед Чудского озера, то погибнуть их 400 не могло физически.
Вопрос на засыпку:
Как часто вам вспоминается русская сказка, где "битый небитого везет"? 
Ольга КОПШЕВА, Саратов. Еженедельная городская газета "Толк" №18, 23.10.2003

|