КОМУ ОТВЕТИТ ЗА КАЧЕСТВО СОЛОДОВ?
Автор: Поплевин Сергей
Регион: Пенза
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 18.03.2004

Было время, когда марка ГОСТ на любом товаре - от рыбных консервов до автомобилей - гарантировала: государство отвечает за его качество перед потребителем. С 1 июля 2003 года государственные стандарты для товаров ушли в прошлое. Согласно федеральному закону "О техническом регулировании" стандарты качества продукции устанавливают сами производители. Не станет ли от этого хуже качество товаров? - справедливо сомневаются пензенцы.

Эти и другие вопросы, связанные с реформой технического регулирования, корреспондент "ЛГ" задал Марии Глазатовой, заместителю руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности министерства экономического развития и торговли России.

Кому нужны круглые котлеты?

- Зачем России нужна была реформа технического регулирования? Ведь существовал единый государственный стандарт, который обязывал всех производителей выпускать товары определённого качества. А сейчас, получается, каждый волен делать хоть очень хороший, хоть очень плохой продукт.

- Сегодня в России действуют такие нормативные акты, которые известны по названиям СНИПов, САНПИНов, норм пожарной безопасности, норм ветеринарной безопасности и так далее. Их более 60 тысяч. Все эти нормы принимают ведомства. Естественно, что ведомственные акты в силу своего статуса не подлежали публичному обсуждению. Таким образом, создавалась фактически полная закрытость этой сферы нормативного регулирования.

Причем, все эти ведомственные требования были обязательны. Неисполнение какой-либо нормы ГОСТа, ОСТа, САНПИНа, СНИПа и так далее наказывалось. Эти нормативные акты были обязательны по всем статьям.

Несколько курьезных примеров.

ГОСТ на котлеты. В ГОСТе 1978 года было написано, что форма котлет должна быть круглой. Как у Кузьмы Пруткова: "Если на клетке слона написано верблюд, то не верь глазам своим". А если она продолговатая, то это котлета или нет?

ГОСТ 1962 года нарушала вся страна. Как производители, так и потребители. В ГОСТе 1962 года говорилось, что хлеб должен транспортироваться и продаваться в упаковке из материи.

Следующий ГОСТ чуть более поздний - 1983 года. В нем установлено, что вся селедка, находящаяся в обороте рынка Российской Федерации должна быть длиной от 15 до 20 сантиметров. А, например, латвийская селедка длиной от 20 до 25 сантиметров.

Всем известный пример, который уже тысячу раз приводился. Про решетки. Милиция, для того, чтобы сохранить безопасность говорит, что их надо ставить внутри окна, а пожарные говорят, что их надо ставить снаружи, потому что иначе их невозможно выставить. Два требования к одному и тому же действию. Что это означает? Это означает, что данные документы перегружены всякими ненужными требованиями, что они дублируют и противоречат друг другу.

ГОСТ - это ещё не 100 процентов качества

- А что же изменилось после принятия закона, упразднившего ГОСТы?

- С первого июля всё по-другому. Разделим все требования на требования безопасности и на потребительские характеристики продукции. Возьмем те же котлеты. ГОСТ, с одной стороны, устанавливает санитарные требования к содержимому этих котлет, которые обеспечивают нашу с вами безопасность. Чтобы мы этими котлетами не отравились. В то же время, он устанавливает форму котлет. ГОСТ нужно разделить на две части: требование по безопасности и требования, которые относятся к потребительским характеристикам.

Что такое декларирование? Декларирование - это когда я, как производитель, пишу декларацию, то есть заявление о том, что я заявляю, что моя продукция, которую я выпускаю на рынок, соответствует обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Ответственность лежит целиком на мне. Государство будет гарантировать лишь безопасность продукции для жизни и здоровья людей.

Реформа дает возможность экономически обосновано устанавливать формы подтверждения соответствия. Например, я сижу за этим столом. Стол сделан из ДСП. ДСП выделяет формальдегид. У меня заболела голова, и я от него отошла. Я могу себя от этого избавить.

Далее. Летим в самолете. Пепел упал на обивку сиденья, все задымилось. Мы из самолета можем куда-то выйти? Нет. Значит, у каждой продукции есть свой риск, каждая продукция в разной степени может причинить вред нашей с вами жизни, здоровью, окружающей среде и так далее. Если стол можно отдать под декларирование, потому, что он несет наименьший риск, то кресло в самолете нельзя отдать под декларирование. Тут уже надеяться на ответственность производителя нельзя. Нужно естественно приглашать третью независимую сторону для того, чтобы удостовериться, что обивка безопасна, конструкция безопасна, поролон, который внутри, безопасен, и так далее. Поэтому самолет будет стоить 28 миллионов рублей, и эта стоимость складывается не только из железок, которые в нем есть, но, в том числе, за счет тех процедур сертификации, которые он проходит.

Кресло в самолете сертифицируется сначала по частям: отдельно обивка, отдельно поролон, отдельно железная конструкция, а потом еще все вместе, как кресло. Все эти процедуры очень дорогостоящие. Поэтому сегодня, проводя эту ревизию и выстраивая новую систему технических регламентов, надо выстраивать ее экономически обосновано для того, чтобы мы с вами не платили лишние деньги за прохождение сертификации.

Но это подтверждение соответствия является примитивной мерой. Возьмем, например, йогурт. Я пришла на рынок, купила йогурт, открываю, а он плохой. Да, он просертифицирован, но что мне от этого толку, как потребителю, если его везли не так, хранили не так. Я-то покупаю его плохим.

- Значит, с принятием нового закона у рядовых российских потребителей появилось больше возможностей влиять на качество товаров на рынке?

В Европе на внутреннем рынке вообще нет ничего: ни декларирования, ни сертификации. Там очень жесткий контроль в той точке, где производится покупка товара. Там продавец несет ответственность совершенно такую же, как и изготовитель. Он точно также боится, что сейчас контролер на него наложит административное взыскание. Поэтому он, если не уверен, что ему достался хороший продукт, бежит в орган по сертификации, платит, еще раз перепроверяет его, для того, чтобы убедиться, что он продает нормальный товар, и его не привлекут к ответственности.

Тридцать тысяч одних контролёров

- Раньше за качеством товаров следили в основном государственные контролирующие организации. Выходит, сейчас эта функция перекладывается на изготовителей, продавцов и самих покупателей?

- Одна из задач реформы технического регулирования: нужно перестроить всю систему контроля и надзора, которая сейчас действует в нашей стране.

Она была нацелена в основном на то, чтобы проверить, проведена ли процедура подтверждения соответствия. Есть сертификат или нет сертификата. На самом деле, этот бумажный контроль должен быть заменен реальным контролем безопасности продукции на рынке.

У нас сейчас действует 67 органов контроля и надзора, сосредоточенных в 43-х министерствах и ведомствах. Это на федеральном уровне. Естественно, что она практически продублирована на региональном уровне. Еще существует местный уровень. Один предприниматель написал мне, что у него ходят проверять воду 23 контрольных организации. Проверяют одни и те же показатели. Могу это подтвердить, потому, что, например, в министерстве сельского хозяйства сосредоточено восемь контрольных и надзорных органов. И так далее. Естественно, идет дублирование. Санитарные книжки продавца ходят и проверяют минздрав, торговая инспекция, и милиция, которая у нас проверяет вообще все. Таким образом, нужно еще провести реформу всего того, что связано с вопросами осуществления государственного контроля и надзора. И это еще не все, что ведет за собой реформа технического регулирования.  

Сергей ПОПЛЕВИН, Пенза. "Любимая газета - Пенза" №10, 10.03.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики