НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ТРИ ШАГА В БУДУЩЕЕ
Автор: Рожанский Евгений
Регион: Новороссийск
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 22.03.2004

В сфере налоговой политики России готовятся три принципиальных изменения, которые вступят в силу в 2005-2006 годах.

Первое из них - это снижение ставки единого социального налога (ЕСН). Сегодня базовая ставка ЕСН - 36,5 процента. Она делится между пенсионным фондом, медицинским и социальным страхованием. Начиная со 100 тыс. рублей годового дохода действует регрессия, которая позволяет платить меньшие суммы налогов. В прошлом году по инициативе ряда депутатов Госдумы уже в первом чтении был принят закон, который снижает базовую ставку до 30 процентов и оставляет только две льготные ставки - 15 и 5 процентов. В среднем реальная ставка ЕСН для большинства предприятий снижается примерно с 30 сегодняшних процентов до 22-23 процентов, и делает доступ к регрессии возможным одновременно, начиная с среднемесячного дохода примерно на уровне нынешней средней заработной платы. То есть первая шкала регрессии снижается примерно до 60-64 тыс. рублей. Цель этого шага - дать дополнительный импульс легализации доходов на предприятиях. Очевидно, эта норма вступит в силу с 1 января 2005 года. Проблемы могут возникнуть с текущими доходами пенсионного фонда, а также фондов медицинского и социального страхования. Соцстрах сбалансируется при этих расчетах, а вот поступления в фонд медицинского и пенсионного фонда на базовую часть пенсии, конечно должны быть компенсированы частично федеральным бюджетом, частично за счет легализации доходов.

Второе новшество, которое сегодня активно обсуждается в правительстве и парламенте, связано с налогом на добавленную стоимость. Выдвинута идея для уплаты НДС ввести так называемые спецсчета. То есть предприятие, закупая продукцию, оплачивает производителю цену без НДС, а НДС зачисляет ему же на отдельный счет. С этого спецсчета производитель может деньги перечислить только либо своему поставщику на такой же спецсчет, либо в бюджет. Тем самым правительство пытается избежать неуплаты НДС по всей цепочке производства продукции, а также избежать компенсации возмещения НДС тем, кто реально не производил продукцию и не продавал ее, но участвовал в тех или иных схемах по получению НДС из бюджета. По грубым оценкам, введение этих спецсчетов даст государству какой-то плюс, но при этом заберет около 100 млрд. рублей оборотных средств. Поскольку этот шаг повлечет за собой замораживание денег на НДС и достаточно большие потери для предприятий, особенно с длинным циклом производства, сейчас обсуждается вопрос о том, как эти спецсчета внедрить. Одновременно рассматривается возможность снижения ставки НДС и облегчения механизма взимания. Будет облегчено возмещение НДС по целому ряду направлений: экспортерам, в капитальном строительстве, с авансов и так далее. И конечно, если спецсчета будут внедрены, ставка НДС должна быть снижена с нынешних 18 процентов до 15, а может быть даже до 13 процентов.

И третье принципиальное изменение планируется рассмотреть к лету текущего года. Оно связано с принятием поправок в бюджетный и налоговый кодекс, которые закрепят за каждым уровнем бюджета свои расходные обязательства и доходные источники. То есть в законах будет четко расписано, какой бюджет какую статью финансирует. Например, армия полностью финансируется федеральным бюджетом, а проезд льготных категорий граждан в городском транспорте - муниципальный бюджет. Абсолютно каждая норма закона, которая к этому времени сохраняется, должна иметь конкретный уровень бюджетного финансирования.

В налоговом кодексе останется только 17 видов налогов, которые делятся следующим образом: 10 федеральных налогов, 3 региональных и 4 муниципальных. Такое деление подразумевает не то, куда поступает тот или иной налог, а субъект, который устанавливает правила игры по этому налогу. Например, подоходный налог является федеральным, поэтому порядок его взимания, базы льгот устанавливает федеральный закон, но сам налог целиком будет поступать в местные и региональные бюджеты. Соответственно, за местный налог полностью отвечает местный уровень власти, то есть он устанавливает и льготы, и нормы, и объекты налогообложения, и так далее. К местным будет относиться налог на имущество физических лиц, земельный налог, так называемый торговый сбор и транспортный налог. При этом каждый из уровней бюджета отвечает за соответствующие доходы, которые обеспечивают его расходные полномочия. Вместе с тем в бюджетном кодексе предполагается закрепить долгосрочное распределение федеральных налогов. Например, предполагается, что 50 процентов подоходного налога сразу поступает на местный уровень, 30 процентов остается в регионе, а еще 20 процентов регион обязан перераспределить между муниципалитетами в зависимости от их конструкции.

Таким образом, ставится задача к лету иметь для всех трех уровней власти совершенно четкое распределение налоговых источников и полномочий по их установлению. Это закрепит налоговую систему на несколько лет, определит реальные отношения во властной вертикали, а также реальные отношения граждан с государственными органами.

При сегодняшнем уровне централизации политической власти и экономических ресурсов муниципальный и особенно региональный уровни могут пострадать от грядущих перемен. Но в любом случае эти шаги в налоговой сфере серьезно скажутся в 2005-2006 годах на экономическом положении регионов, а, следовательно, и на их политических перспективах.

Публикация основана на выступлении заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Михаила ЗАДОРНОВА в клубе региональной журналистики "Из первых уст".  

Евгений РОЖАНСКИЙ, Новороссийск, опубликовано в городской газете союза промышленников и предпринимателей Новороссийска "Перспектива", 04.03.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики