НЕКУДА БЕЖАТЬ
Автор: Воронков Дмитрий
Регион: Саратов
Тема:  Вступление России в ВТО
Дата: 22.03.2004

На пути к цели, поставленной Президентом - удвоению ВВП - саратовской промышленности может здорово помешать другая президентская цель, не менее "стратегическая" - вступление России в ВТО.

Время для разгона

В число отраслей, по которым переговоры России и ВТО шли и идут наиболее напряженно, входят автомобиле- и авиастроение. В Саратовской области только на автопром работают более десятка предприятий. Авиазавод, несмотря на все сложности, все еще надеется на собственное возрождение. А потому для нас имеет принципиальное значение позиция, которую отстаивает российская сторона. Как и перспективы, которые ждут авто- и авиапром в случае, если переговоры будут не в нашу пользу. О том, каковы они, на одном из семинаров Клуба региональной журналистики "Из первых уст" рассказал глава комиссии по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков.

"По автомобилям я вынужден всех огорчить - хороших машин в ближайшие 7-8 лет не будет. Вернее, будут, но дорогие. Та пошлина, которую мы защищаем на переговорах, - это 35% в течение восьми лет, - заявил он. - Если мы введем эту пошлину, то, по нашим расчетам, цена на автомобиль ВАЗ-2110 сразу "улетит" за 8 тысяч долларов. Но если мы пошлину не введем, то наших автомобилей больше не будет. Мы играем в честную игру с потребителями и производителями. Мы говорим владельцу, акционеру - вот вам 7-8 лет. В течение этого времени вы имеете шанс на осуществление капиталовложений, на подготовку и выпуск конкурентоспособного автомобиля. Через 8 лет пошлина резко снизится - до 15-ти %. Соответственно через 8 лет, к примеру, "АвтоВАЗ" либо начнет выпускать машину, на которой можно ездить, либо умрет. Если владельцы и акционеры умные люди, они не допустят краха".

Медведков подчеркнул, что запросто расстаться с отечественным автопромом при всех симпатиях к качественным зарубежными машинам нельзя еще и потому, что в этой отрасли заняты сейчас 1 млн. 100 тысяч россиян. То есть примерно 150-я часть населения.

В Саратовской области в случае краха автопрома пострадают немало предприятий и тысячи людей. В первую очередь, "флагман" саратовской промышленности "Балаковорезинотехника" (БРТ), который поставляет продукцию для "КамАЗов", "ВАЗов" и "ГАЗов".

Первым делом мы испортим самолеты…

Не совсем ясны перспективы и у авиапрома, а значит, многострадального саратовского авиазавода. По словам Медведкова, за весь прошлый год российские заводы сделали всего лишь десяток самолетов. И у перевозчиков есть большой соблазн "уйти" к иностранным производителям. "На самолеты у нас пошлина сейчас 25%. Откройте рынок, снимите пошлину, и завтра мы будем летать на "Боингах-737". Их сейчас порядка двух тысяч штук, которые в любой момент наши партнеры могут сдать в лизинг по 40 тысяч долларов за месяц. И летай - не хочу. Но это будет означать, что 600 тысяч наших граждан и сотни предприятий тоже останутся без работы и перспектив. Поэтому формула такая же, как в автомобилях: сохранить очень высокие пошлины и заставить наши кампании покупать наши самолеты", - отметил Медведков.

Сохранить производство гражданских самолетов стоит и ради военной авиации. Поскольку одно без другого ни в одной стране мира не существует. "Если мы будем поддерживать только военную авиацию, она одна не вытянет. Лет через 8-10 и там начнутся проблемы", - подчеркнул Медведков.

Лучше поздно

Предприятия областной промышленности в свете вступления России в ВТО имеют разные перспективы. Хотя общие тенденции понятны и сейчас. По словам президента саратовской ТПП Максима Фатеева, ВТО стимулирует в первую очередь торговлю готовой продукцией. Основным же экспортом России по-прежнему является сырье. И Саратовская область в этом отношении - не исключение: сырье составляет 60 % нашего экспорта. По мнению Фатеева, членство в ВТО положительно скажется на тех предприятиях, которые работают на импортном сырье, и таких поставщиках, как "Саратовнефтепродукт", "Нижневолжскгеология". А вот с теми, кто производит упомянутую готовую продукцию, все гораздо сложнее. По мнению Фатеева, даже будущее предприятия "Саратовстройстекло" - одного из крупнейших стекольных заводов Европы - после вступления в ВТО вырисовывается не только в радужных тонах.

Не радуют перспективы и саратовских мебельщиков. По словам директора компании "Калинка плюс" Виктора Сыпкова цены на импортную мебель по разным причинам, включая менталитет покупателей, всегда будут выше, чем на отечественную. При том, что в нашей мебели большое количество комплектующих, включая даже ткань, - импортные. Единственное преимущество, по словам Сыпкова, - это нынешний уровень зарплат. Но по технологической обеспеченности, налогам, ценам на энергоносители, возможностям кредитования мебельщики находятся в условиях более жестких, чем зарубежные коллеги. А потому и итоги от вступления в ВТО могут быть нерадостными.

Впрочем, есть в области и предприятия, которые надеются выиграть от будущих перемен. По мнению коммерческого директора "Вольскцемента" Алексея Зотова для его предприятия вступление в ВТО может стать благом. Поскольку у "Вольскцемента" сертифицирована продукция и есть уникальные предложения для потребителей.

Оптимистично настроен и руководитель марксовского "Волгодизельаппарата" Вячеслав Покровский. "Страха перед ВТО у меня нет. Я думаю, чем быстрее вступим, тем лучше. И могу привести тысячу аргументов в пользу этого. Я думаю, ВТО - это благо", - считает он. В числе главных "плюсов" от вступления в ВТО Покровский назвал возможность выбирать поставщиков на рынке энергетики и перспективы продажи готовой продукции по мировым ценам. В том числе сельскохозяйственной техники, которой занимается "Волгодизельаппарат". По мнению Покровского, отечественные сельхозмашины не хуже импортных и будут востребованы в ближайшие годы.

Если же говорить о сельском хозяйстве области в целом, то его перспективы туманны. Куда менее благоприятный чем в Европе климат, слабая эффективность, ужасающее состояние техники, отсутствие современных агротехнологий - факторы, широко известные. Но еще более "слабое место" страны - уровень господдержки сельского хозяйства, который и рядом не стоял с тем, что есть у европейских аграриев. По мнению Максима Фатеева, в самом худшем случае отечественные аграрии рискуют просто потерять свой рынок, как это произошло, к примеру, в Польше.

Дискуссии о вступлении в ВТО начались несколько лет назад. Возможно, многие именно из-за неопределенности сроков не уделяли должного внимания этой проблеме. Сегодня сроки ясны. По словам Максима Медведкова, вступление страны в ВТО произойдет либо в конце нынешнего, либо в начале будущего года. Возможно, переговоры затянутся и до середины 2005-го года. В любом случае, счет пошел на месяцы. А значит, если времени на перемены "по существу" нет, то готовиться надо хотя бы морально. Чтобы не было мучительно больно за те самые годы.  

Дмитрий ВОРОНКОВ, Саратов, газета "Новые времена в Саратове", № 10 (72), 12-18.03.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики