Особые экономические зоны получили широкое распространение в мировой экономике - как в развивающихся, так и в развитых странах. В настоящее время в мире, по разным данным, действует от 500 до 1500 таких зон (ОЭЗ).
Как показывает мировая практика, ОЭЗ используются не только как способ привлечения инвестиций, но и как инструмент региональной экономической политики. В зависимости от социально-экономического развития страны эти функции, как правило, разделяются. Высокоразвивающиеся страны используют их для привлечения инвестиций, тогда как высокоразвитые - для стимулирования депрессивных регионов и решения проблем выравнивания уровня экономического развития. Применительно к современной России обе функции представляются исключительно важными. Именно эти постулаты нашли отражение в законопроекте об особых экономических зонах, который будет разработан до середины апреля (решение принято на февральском заседании правительства РФ) и после рассмотрения его кабинетом министров, будет внесен в Государственную Думу.
Почему вновь встал вопрос о необходимости создания особых экономических зон в России, и не станут ли новые ОЭЗ просто еще одними оффшорами?! Ответы на эти и другие вопросы мы ищем вместе с экспертами заданной темы.
УЖЕ СКОРО В РОССИЮ МОГУТ ПРИЙТИ МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОЗДАНИЯ ОЭЗ.
Создание особых экономических зон позволит вдвое увеличить приток в Россию иностранных инвестиций и на 10% российских. Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, выступая перед региональными журналистами на заседании Клуба "Из первых уст", который был создан летом 2001 года и является проектом Региональной общественной организации "Открытая Россия".
Сначала, отметил замминистра, появятся технико-внедренческие зоны, где в основном будут вестись научно-технические разработки. Промышленные зоны будут созданы в России не раньше 2006 года, так как для их создания потребуется гораздо больше ресурсов и инфраструктуры.
По словам А.Дворковича, уже существует около 10 заявок от представителей российских регионов по организации особых экономических зон, в том числе с Дальнего Востока, из Краснодарского края, Поволжья, Татарстана и Северо-Западного региона.
Основным критерием при выборе территории для свободной экономической зоны станет наличие трудовых ресурсов, развитой инфраструктуры, транспорта и ряда других факторов. Будет учитываться также готовность региональных властей предоставить инвесторам гарантии по налоговым преференциям. Для тех мест, где будут созданы технико-внедренческие зоны (технопарки), основным критерием будет наличие или близость образовательных центров.
Отвечая на вопросы журналистов, Аркадий Владимирович отметил, что для особых экономических зонах предполагается максимально простой административный режим. Инвесторам придется общаться не с 10 органами власти, а примерно с 1-3, в том числе с одним общим, а также таможенным и налоговым органами.
МИРОВОЙ ОПЫТ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО…
Большая часть существующих в мире особых (свободных) экономических зон - это зоны производственного типа.
В БРАЗИЛИИ в 1967 году была создана свободная зона площадью 3,6 млн. км2 - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Зоной были охвачены 30 промышленных предприятий, экспорт продукции которых составлял всего 3-5% от общего объема их производства и продукция которых была необходима для внутреннего рынка. Стимулирование развития производства происходило через предоставление налоговых льгот.
МЕКСИКА достигла прогрессирующей диверсификации промышленного сектора вследствие успешного внедрения программы промышленного развития maquiladora (промышленные предприятия, занимающиеся сборкой или обработкой иностранных компонентов и полуфабрикатов, временно импортируемых беспошлинно и реэкспортируемых обратно после сборки и переработки). Мексикой сделан особый упор на те, которые являются наиболее существенными стимулами для прямых иностранных инвестиций: не дискриминация и национальный режим.
В КИТАЕ с 1984 года в рамках политики привлечения иностранных инвестиций в 14 городах были созданы зоны экономического и технологического развития.
Предприятиям с иностранным капиталом предоставлялись налоговые льготы. Тем из них, которые осуществляли реализацию инвестиционных проектов, рассчитанных на 10 лет и более, освобождались от уплаты налога на прибыль на два года с начала получения прибыли. В последующие три-пять лет они уплачивали половину установленной ставки налога, а предприятия, поставляющие на экспорт более 70% объемов готовой продукции - лишь треть установленной ставки.
До настоящего времени с середины 80-х годов ежегодный среднеприведенный объем инвестиций в одну зону в Китае составляет около 1 млрд. долл. США.
В США к началу 80-х годов насчитывалось 84 научно-технические зоны. Наиболее крупная - "Силиконовая долина", на территории которой в настоящее время сосредоточено 20% мирового производства компьютеров и вычислительной техники. Среднестатистический объем затрат федерального бюджета США на организацию одного рабочего места в таких зонах составляет 35 000 долл. США.
В ближайшем будущем в США планируется создать до 1000 свободных экономических зон, с объемом ежегодных инвестиций - 3 млрд. долл. США и числом дополнительно созданных рабочих мест - 100 тыс.
В большом количестве технопарки, производственные зоны и технополисы существуют в настоящее время в ГОЛЛАНДИИ (45), ФРГ (50), ВЕЛИКОБРИТАНИИ (25) и ЯПОНИИ (14) обеспечивая работой сотни тысяч специалистов и привлекая ежегодно десятки млрд. долл.
Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность.
Как правило, внутри особых экономических зон развиваются все виды бизнеса - как с точки зрения отраслевой направленности, так и с точки зрения размера производства, а также происхождения капитала.
Не секрет, что прибыльность инвестиций, вложенных в Россию, сегодня значительно ниже, чем у наших ближайших соседей. Наша инвестиционная непривлекательность вызвана, прежде всего, серьезной административной и налоговой нагрузкой, с которой сталкиваются хозяйствующие субъекты. В этой связи, когда Правительство разрабатывало программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, было принято решение идти на снижение административных и налоговых барьеров. Но сегодня понятно, что в масштабах всей страны провести столь радикальную реформу пока не возможно. Начать решено с особых экономических зон. При этом большинство из них будет сосредоточено в приграничных районах.
О позиции исполнительной власти по ОЭЗ, насколько реально появление таких зон в Астраханской области рассказывает заместитель губернатора Татьяна Максимова
- Еще в феврале прошлого года распоряжением губернатора области была создана рабочая группа для проработки вопроса о формировании особых экономических зон на территории Астраханской области. Результатом работы этой группы стал проект Закона "Об особой экономической зоне в Астраханской области", который был направлен члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ Константину Алексеевичу Маркелову для внесения его в Государственную Думу. Затем проект прошел рассмотрение в комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Заключение правового управления Совета Федерации: поддержать после соответствующей доработки. Мнение Правительства РФ, которое тоже получено: дождаться Федерального Закона, который установит правовые основы ОЭЗ. Поэтому могу сказать, что обсуждение на заседании Правительства концепции проекта ФЗ для нас - событие долгожданное и важное. Мы знали о разработках министерства, знакомились с различными вариантами проектов Закона об ОЭЗ. Теперь, наконец, работа подходит к завершению. Скорее бы только. Уходит время.
Реализация Закона на территории нашей области с учетом ее геополитического положения, стратегических преимуществ транспортной составляющей, внешнеэкономического опыта деятельности, даст существенный импульс ее социально-экономическому развитию.
- Так в чем же главные преимущества таких зон?
- Их несколько. Прежде всего, это экономических стимулы. Создание инфраструктуры берут на себя федеральные, региональные и местные власти. Законами субъектов Федерации резиденты ОЭЗ могут освобождаться от уплаты налогов на имущества, части налога на прибыль, земельного налога. На территории ОЭЗ вводится режим свободной таможенной зоны - а это соответствующие таможенные и налоговые льготы. Во-вторых, в максимальной предсказуемости всех расходов, связанных с ведением бизнеса (административных, налоговых, ресурсных и т. д.), на долгосрочную перспективу. Это возможность планировать бизнес на несколько лет вперед, выбирать максимально рациональную стратегию при минимальных некоммерческих рисках. И наконец, административные стимулы. Имеется в виду:
- дальнейшее упрощение порядка регистрации предприятия в ОЭЗ, которая может проводиться в специально уполномоченном для обслуживания данной ОЭЗ налоговом органе;
- ускоренная процедура согласования и экспертизы инвестиционных проектов (проектной документации) при соблюдении принципа "одного окна". Сроки проведения экспертизы как правило должны не превышать 60 дней;
- дальнейшее упрощение процедуры осуществления контрольно-инспекционных мероприятий. Органы государственного контроля могут осуществлять проверки не чаще установленного срока (например, один раз в год) и не превышать определенный (двухнедельный) период. Контрольные мероприятия должны проводиться исключительно в комплексном виде.
- с момента согласования инвестиционного проекта осуществление связанных с ним видов деятельности осуществляется без лицензий;
- право выкупа земельного участка после регистрации объекта строительства для резидентов ОЭЗ, осуществляющих строительство на арендуемом земельном участке;
- упрощенный порядок въезда на территорию ОЭЗ для иностранных инвесторов и других иностранных граждан, работающих на предприятиях ОЭЗ.
Дополнительные гарантии по сохранению установленных правил функционирования ОЭЗ. Государство берет на себя обязательства не пересматривать порядок функционирования и условия ведения бизнеса в ОЭЗ на протяжении определенного период времени (10-15 лет).
- Извините за популистский вопрос. Но все же - не станут ли ОЭЗ просто новыми оффшорами для богатеньких людей?
- Хороший вопрос! Кричащий! В новом законопроекте поставлен достаточно существенный заслон для того, чтобы недобросовестные налогоплательщики не смогли использовать ОЭЗ в качестве внутреннего оффшора. Ведь идея оффшора заключается в том, что организация, зарегистрированная на одной территории, занимается деятельностью на другой. В правительственном варианте это невозможно, так как льготы будут распространяться только на ту продукцию, которая производится на территории зоны в рамках инвестиционного проекта и только на время реализации проекта.
Нам, астраханцам, вроде бы грех жаловаться на невнимание к проблемам социально-экономического развития региона федеральных органов власти. Особенно, в последнее время! Общепризнанна важность геополитического и экономического значения для Российской Федерации, особая роль в обеспечении национальных интересов России на Каспии. Конечно создание особых экономических зон - удовольствие очень дорогостоящее. Причем, как для регионального, так и федерального бюджетов, из которых выделяются средства на создание инфрастуктуры ОЭЗ. При этом бремя финансирования ОЭЗ федерация и регионы должны нести в равной степени. И все же если уж Россия намерена обзавестись такими зонами в приграничных территориях - Астраханским ОЭЗ быть! 
Алена ГУБАНОВА, Астрахань. Опубликовано: 1. Областная газета "Волга" № 38 от 17.03.2004 года 2. Окружная газета "Южный Федеральный"( выходит на всей территории Южного федерального окурга) № 11 от 17.03.2004 года 3. Информационное агенство "Аверс" портал "Астраханский регион - южный форпост России" за 5.03.2004 года.

|