Оставят ли прокуратуре надзор за исполнением законов?
Указ об учреждении в России прокуратуры был подписан 12 января 1722 года Петром I. Прокуратура была основана для того, чтобы надзирать за сенатом, за государевыми людьми, чтобы они меньше воровали. Суть должности была выражена словами: "Сей чин яки око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокуроры подчинялись только императору и имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности". "Взыскателями наказания" они остались до сих пор, а вот "защитниками невинности", похоже, так и не стали.
На пресс-конференции, состоявшейся 10 марта, главный прокурор Тюменской области Эрнест Валеев отметил, что, основная задача прокуратуры прежде всего - это борьба с преступностью, противодействие коррупции, пресечение противоправной деятельности в отраслях экономики, кредитно-финансовой и бюджетных сферах и защита конституционных прав граждан.
На защите чьих интересов стоит прокуратура? Фактически с момента возникновения прокуратура защищала государственные интересы, а права человека становились второстепенными. Хотя и декларировалось, что "прокуроры должны надзирать за законностью", и говорилось о правах человека. Прокурор на суде является обвинителем. И в то же время он является защитником интересов человека. Как это может быть? Это одно из противоречий, заложенных по определению.
В то же время, современная прокуратура уже не является карательным органом, но ей далеко и до того, чтобы считаться организацией, отстаивающей права человека. Об этом сказал на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" генерал-лейтенант юстиции, заместитель главного военного прокурора РФ в отставке Владимир Смирнов.
В начале 90-х годов в связи с изменениями в стране, встал вопрос и о реформировании прокуратуры, о более четком определении ее функций. Является ли прокуратура - прежде всего защитником прав человека или ее основная задача - это карательная функция?
Уже в конце 1989 года была подготовлена записка в Центральный Комитет о том, что есть необходимость крутой реорганизации как прокуратуры, так и суда. Но реформирование прокуратуры почему-то отложили, а процесс реорганизации суда начали.
До сих пор в нашей стране фактически не решен вопрос о независимости прокуратуры от исполнительной власти. В современной Конституции ясно и четко сказано, что "Прокуратура Российской Федерации составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам". То есть, она не подчиняется исполнительным органам власти. В то же время генеральный прокурор назначается советом федерации по представлению президента. Без представления президента он уже не может быть назначен. Прокуроры субъектов федерации, местные прокуроры, назначаются генеральным прокурором только с согласия местного руководителя. Естественно, прокурор прекрасно понимает, что если возникнут какие-то трения с губернатором, то вряд ли он будет прокурором. Эта традиция возникла еще в Советском Союзе. Без согласования с первым секретарем обкома нельзя было назначить прокурора. Что это - независимость или не независимость?
Как сообщил журналистам, Владимир Смирнов, сейчас преобладает два мнения о процессе развития прокуратуры.
Первый вариант - дальнейшее усиление прокуратуры. Если будет принят закон, усиливающий роль прокуратуры без возможности гражданского контроля над ней, прокуратура и дальше будет использоваться как инструмент воздействия на неугодных.
Второй вариант базируется на том, чтобы прокуратура занималась только уголовным преследованием. Это прокуратура по французскому типу. Прокуратура, начиная с возбуждения уголовного дела, должна надзирать за этим процессом. То есть она должна быть свободной от того, чтобы участвовать в расследовании уголовного дела. А общий надзор за исполнением законов от имени государства должны осуществлять юристы.
По мнению Владимира Смирнова, наступило время, когда общий надзор прокуратуре не нужен. Прокуратура должна заниматься только уголовным преследованием и надзирать за этим. Она будет самостоятельным участником процесса во время предварительного следствия, во время судебного следствия.
Характеризуя работу прокуратуры Тюменской области, прокурор Эрнест Валеев отметил, что в условиях общих для всех органов правоохраны тенденций снижения раскрываемости преступлений, эффективность предварительного следствия в органах прокуратуры в 2003 г. возросла. Из 2183 дел следователями прокуратуры области расследовано 1314.
Благодаря надзорной деятельности прокуроров в сфере уголовно-правовой регистрации за прошедший год на учет восстановлено 3680 преступлений. В 2003 году раскрываемость убийств, которых по Тюменской области зарегистрировано 363, увеличилась с 76 до 82 %. Раскрыто и расследовано 28 убийств прошлых лет, совершенных в период с 1995 по 2002 годы. Всего же в 2003 году в Тюменской области зарегистрировано 41 888 преступлений, что на 18,7 % больше, чем в 2002 году. По уровню преступности Тюменская область лидирует не только в УрФО, но и в России. По сравнению с предшествующим годом с 2 630 до 3 140 увеличился уровень преступности на 100 тысяч населения, который в области традиционно превышает усредненные показатели по Российской Федерации (1 926) и Уральскому федеральному округу (2 374). Количество зарегистрированных преступлений, оставшихся нераскрытыми, в прошлом году увеличилось в 1,5 раза.
Причину низкой раскрываемости преступлений прокурор области видит с одной стороны в увеличении числа дел, принятых следователями в работу, а с другой стороны серьезные просчеты и недостатки в работе оперативников. Одной из основных причин плохой работы оперативно-разыскной службы Эрнест Валеев назвал частую смену руководства ГУВД области. Однако и новое руководство ГУВД, по мнению Эрнеста Валеева, порой закрывает глаза на существующую действительность и видит успехи там, где их нет. Другая причина неудовлетворительной работы милиции - изменение уголовно-процессуального закона, которое произошло полтора года назад. После вступления в силу изменений в Уголовный кодекс из 2 117 уголовных дел, возбужденных в прошлом году, "декриминализировались" 825. Положение безрадостное, но, тем не менее, по прогнозу Эрнеста Валеева, ситуация в текущем году должна улучшиться. В новый УПК внесены более двухсот изменений, которые облегчат работу следователей, судей и прокуратуры.
"На этот день состояние борьбы с преступностью в Тюменской области неудовлетворительное" - признал прокурор области Эрнест Валеев. По мнению выступавшего, органы внутренних дел занимаются лакировкой и приукрашиванием действительности, тогда как в области раскрывается лишь каждая пятая кража, каждый пятый разбой и грабеж.
Раскрываемость преступлений продолжает оставаться низкой. Из более чем 41 тысячи преступлений, совершенных в прошлом году, раскрыты 11,5 тысячи. Осуждены по приговорам судов к лишению свободы 2,5 тысячи из них. 3 тысячи человек находятся сейчас в местах лишения свободы. 169 подследственных в прошлом году были оправданы судами. 
Сергей КУЗНЕЦОВ, Тюмень. "Вечерняя Тюмень", № 12, март 2004.

|