СПИТ СПОКОЙНО СТРАНА. ПОКА …
Автор: Рахманова Елена
Регион: Саратов
Тема:  Бюджет
Дата: 23.03.2004

Экономических реформ в ближайшем будущем не предвидится?

Об экономических итогах прошлого года, текущей бюджетной политике и изменениях в налоговом и бюджетном законодательстве, влияющих на положение региональных бюджетов журналистам региональных СМИ рассказал зампред бюджетно-финансового комитета Госдумы Михаил Задорнов. Кроме этого известный политик поделился собственным видением экономической ситуации в России после президентских выборов.

Федеральному бюджету завсегда везде ништяк

Несмотря на то, что в течение года расходы были увеличены на сто миллиардов целковых - федеральная казна с лихвой наполнилась деньгами, а профицит составил полтора процента ВВП. Во-первых, нам в очередной раз повезло с ценой на нефть: баррель в среднем уходил за 27,5 долларов, тогда как главный финансовый документ был сверстан исходя из цены в 22,5 доллара. Только федеральному бюджету каждый такой "лишний" доллар приносит около 0,35% ВВП доходов. Гораздо с большим разрывом была оценена стоимость газа. Голубое топливо, рассчитанное в бюджете по 96 долларов за 1000 кубов, на деле продавалось за все 120. В итоге в выигрыше оказались и газодобывающие регионы.

Во-вторых, намеченные расходы полностью выполнены не были. Благодаря укреплению рубля, удалось сэкономить на обслуживании внешнего и внутреннего долга. То есть в американской валюте мы заплатили по счетам, а в рублях - на 35 миллиардов меньше. Рублевая экономия, то есть финансовый резерв, к концу года составила без малого 250 млрд. целковых. Оставив половину на кассовый разрыв, оставшиеся деньги Минфин отправил в стабилизационный фонд.

Иное положение в регионах. Доходы территорий сократились в среднем на 0,7% ВВП и составили порядка 14%. Причина кроется в отсутствии компенсации отмененного налога на пользователей автодорог. Все акцизы, призванные этот налог заменить сконцентрировались в 5-6 регионах, к числу которых, кстати, Саратовскую область не относят. Плюс федеральный бюджет впервые сократил поддержку регионам в среднем на 0,3 % ВВП. Конечно, некоторые регионы намеренно создают себе бюджетный дефицит, дабы профинансировать инвестиционные проекты. Тем не менее, по мнению Задорнова, случись ухудшение ситуации в стране, под ударом окажутся именно региональные бюджеты.

Особенно не стоить уповать на рынок нефти. Политик уверен, что ее высокая цена на протяжении последних четырех лет Россию несколько разбаловала. Неоднократно индексировалась зарплата, росли статьи расходов, особенно на оборонку. Но если взять за ограничение среднюю цену на нефть в последнее десятилетие, то мы эту черту своими аппетитами давно перешагнули. Что будет, если нефть неожиданно упадет?

Задорнов считает, что при планировании бюджета не стоит сильно разгонять расходы, но заниматься их внутрибюджетной оптимизацией. И второе - стабилизационный фонд, тот самый что был сформирован с 1 января. О его оправданности много спорят. Меж тем в фонд станут поступать деньги, вырученные за счет разницы в экспортных пошлинах на нефть и в налоге на добычу природных ресурсов. Фонд будет пополняться ежемесячно и правительство не сможет им распоряжаться. Эти деньги будут тратиться лишь в трех случаях: при возникшем дефиците, при падении цены на нефть ниже 20 долларов и если правительству необходимо будет профинансировать новый закон. Часть средств станет храниться в валюте, но минует внутренний валютный рынок, потому и не станет "давить" на рубль.

Что касается начала года, то по словам Задорнова, так хорошо бюджет не начинал ни разу. Не смотря на то, что федеральная казна потеряла 2% от НДС, отдала регионам 1% налога на прибыль и акцизы на алкоголь, профицит января составил 5% ВВП, что в сравнении с прошлым годом на полпроцента больше. Если нефтяная конъюнктура останется прежней, то к середине года зарплата бюджетникам снова проиндексируется на 20-25%.

Кто, кому и что обязан

Три принципиальных решения повлияют в ближайшее время на бюджетную политику государства. Во-первых, снизится ставка единого социального налога. Сейчас базовая ставка - 36,5% разбирается пенсионным фондом, медстрахом и соцстрахом. А при годовом доходе от 100 тыс. рублей работает регрессия, позволяющая работодателю отчислять 20, 10 и меньше процентов. В первом чтении уже принят закон, снижающий базовую ставку до 30%. Он откроет доступ к регрессии россиянам, имеющим нынче доходы на уровне средней зарплаты по стране, то есть 60-64 тыс. рублей годовых. Депутаты надеются, что это даст дополнительный импульс легализации доходов на предприятиях. Временный провал в доходах социальных фондов вероятно будет скомпенсирован федеральным бюджетом.

Второе решение связано с введением спецсчетов для уплаты налога на добавленную стоимость. Схема проста: предприятие платит поставщику стоимость продукции без НДС, а НДС зачисляется тому же предприятию, но на специальный счет. Деньги с него могут быть перечислены либо также поставщику на спецсчет, либо в бюджет. Тем самым правительство пытается избежать неуплаты НДС по всей цепочке производства продукции, и избежать компенсации возмещения налога тем, кто реально продукцию не производил. Поскольку внедрение таких спецсчетов повлечет большие потери для предприятий, особенно с большим циклом производства, одновременно обсуждается снижение ставки НДС, возможно до 13 %, и упрощения механизма взимания.

До конца лета должны быть приняты поправки в бюджетный и налоговый кодексы, которые закрепят за каждым уровнем бюджетов свои расходные обязательства и доходные источники. Из 17 видов налогов, 10 останутся федеральными, 3 - региональными и 4 - муниципальные. Такое закрепление определяет не место поступления этих налогов, а лишь правила игры: то есть, если налог местный, то муниципалитет определяет льготы, нормы, объекты налогообложения и проч.

Таким образом граждане смогут отстаивать свои интересы в судах, привлекая в качестве ответчика не выполняющий обязательства конкретный уровень власти.

По мнению Задорнова, такая реформа сыграет на руку муниципалитетам, которым перейдет от регионов часть полномочий. Территориальные бюджеты, увы, немного пострадают.

Одновременно правительство планирует централизировать налоги, связанные с добычей природных ресурсов, что также может подкосить несколько регионов.

Плывем по течению

Экономическая ситуация в стране сегодня почти прогнозируема. Даже в случае ее ухудшения резервы на маневр присутствуют. Однако у этой медали есть и вторая сторона. Президент и К абсолютно расслаблены: экономика движется по пути наименьшего сопротивления. Если Путин переизберется, что под сомнение не ставится, то максимум на что он пойдет, по словам Задорнова, - даст зеленый свет разработкам группы Шувалова. Этот центр стратегических разработок занят по пяти направлениям: ипотека, реформы образования и здравоохранения, Калининград и военная реформа. Пока наиболее проработан первый вопрос, относительно остальных многие высказывают большой скепсис. Поскольку они требуют существенной политической поддержки в обществе и желание что-то менять. Последнего, кстати, пока не видно.

Таким образом, серьезных изменений в экономике, по мнению Задорнова, стоит ожидать лишь тогда, когда изменится внешняя конъюнктура до такой степени, что станет настоящей проблемой для этой самой экономики. А пока доходы идут, ситуация останется достаточно стабильной и инерционной.

Автор благодарит за организацию беседы Клуб региональной журналистики в Москве.   

Елена РАХМАНОВА, Саратов. Газета "Саратовская панорама", 2.02.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики