Четкое представление о критериях эффективной или не эффективной социальной политики компании в нашем обществе отсутствует. Понятие социальная ответственность бизнеса расплывчато не только в общественном, но и в профессиональном смысле. О сложности - социальной и психологической - восприятия этого понятия, о соотнесении его с развитием экономической ситуации в стране, о связи с основными показателями деятельности бизнесменов размышляла Марина Либоракина, исполнительный директор фонда "Институт экономики города" на семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст" в Москве.
- Есть же какие-то международные нормы, стандарты и в оценке социально значимой позиции бизнеса? Как крупные корпорации позиционируют такие понятия как благотворительность, меценатство на современную действительность?
- Всегда очень трудно говорить о международном опыте, он, может быть, не применим в нашей стране. Но, вспомните, все международные представления о социальной ответственности бизнеса вырабатывались в тяжелой борьбе. За ними стоят достаточно кровавые эпизоды истории борьбы профсоюзов и работодателей в Соединенных Штатах Америки, массовые бойкоты. В частности, хорошо известен бойкот продукции корпорации "Найк". Правда, менее известен тот факт, что другая компания "Рибок" из этой акции общественного протеста сделала себе очень хорошее конкурентное преимущество. Обернув неудовольствие конкурентов плюсом себе.
- Какие действия создают социальную репутацию компании? Их ведь, наверное, великое множество, начиная от новогодних подарков детскому дому и, заканчивая, учреждением фондов и организацией грантов.
- Этот вопрос я задавала коллеге из газеты "Вашингтон Пост". Каков их критерий освещения проблем социальной "включенности" бизнеса. Подход сильно отличается от распространенной у нас практики. В Америке PR-службы не могут предлагать изданию деньги за освещение акций. Иначе на социальной репутации предлагающей такой ход компании можно было бы сразу поставить крест. Еще один простой критерий: рекламные бюджеты вписаны в цены товара, законодательно установлено, что все рекламные акции проводятся только из этого бюджета. В жизни крупные газеты США такого рода вещей никогда не делают. "Вашингтон пост" даже на правах рекламы ничего не пишет. Про программы, которые финансируются из прибыли акционеров, писать за деньги просто неприлично. Потому что это те самые деньги, которые акционеры на добровольной основе не распределяют между собой, а отдают на общественные цели. Вполне определенный критерий. А у нас нет четкой грани между рекламными спонсорскими акциями и благотворительными, социальными. Многие вещи, которые бы никогда не прошли на Западе, как благотворительные акции (должны были бы идти чисто как реклама), у нас проходят. Налицо явная подмена понятий.
- Это когда деньги спонсоров идут на латание коммунальных дыр или выплату детских пособий? Можно ли говорить, что таким образом фактически компенсируется недостаточная компетентность государственного управления
- Да. Фактически это так. В модели, которую можно назвать бюджетозамещающей, есть несколько специфических характеристик. Получателем средств является региональная власть: направления, на которые тратятся пришедшие из ниоткуда средства, определяются региональной властью. Чаще всего распределение этих средств очень непрозрачно. Здесь даже обычные механизмы государственного контроля работают гораздо хуже - деньги-то неучтенные, ничьи, и отношение к ним, соответственно, циничное. Разрешению базового конфликта между богатыми и бедными такого рода модели не сильно помогают. Суть социальной ответственности бизнеса как раз в гармонизации отношений между различными социальными группами, но при бюджетозамещающей схеме цель не достигается. Когда средствами бизнеса латают дырки, которые образовались из-за недостаточно компетентного государственного управления, это позволяет государству и дальше быть неэффективным. Минусов в этом случае гораздо больше, чем видно на первый взгляд.
- Тогда возьмем другой пример: финансирование инвестиционных проектов или победителей конкурсов проектов развития социальной инфраструктуры. Оно эффективно, полезно для общества?
- Здесь схема другая: это уже не взносы в областной бюджет. Хорошо, если это проекты модернизации учреждений образования и здравоохранения, системы коммунального хозяйства. Деньги получают на конкурсной основе определенные коллективы, участвующие в проекте. Степень ответственности в этой модели повышается, повышается уровень доверия. Это гораздо более честная, нормальная, цивилизованная система отношений.
- То есть общественность может определенным образом влиять, давить на бизнес. Но она плохо этим рычагом пользуется?
- Сегодня есть такие социальные кодексы, которые, обрисовывают общую картину, общий стандарт обязательств компании. В нашей стране первый документ такого рода сделала нефтяная компания "Лукоил". Он очень хороший, системный, но пока носит статус декларации о намерениях. Комплексный, системный подход, идеология, обязательства компании, публичные заявления о социальной позиции - это очень правильная, важная вещь. Я думаю, что лет через десять это будет достаточно распространенная практика взаимоотношений общества и бизнеса.
- Расскажите об эффективные технологиях, работающих на повышение социальной ответственности фирм. Какие приемы и методы следует применять бизнесменам?
-Я делю их на две большие группы. Это технологии социальных инвестиций, которые стоят больших денег. И коммуникативные технологии, которые не стоят практически ничего. Всем известно, что нет ничего более дорогого, чем вежливость и уважение. Эффективны очень простые формы, такие, как открытые консультации по проблемным вопросам. Например, по проблемам землепользования. Этот вопрос содержит пока скрытый от общественного взгляда конфликт между муниципалитетами и промышленными корпорациями. Цена вопроса очень велика. Здесь может помочь совет по социальному партнерству. Очень цивилизованная форма отношений: создан совет, в который входит и менеджер компании, и представители городских организаций. Они регулярно встречаются, реально обсуждают и те крупные изменения, которые происходят в государственной политике и влияют на жизнь городов.
Совместными усилиями бизнеса и сообщества обсуждаются программы социального характера, типа борьбы с наркоманией. В международном сообществе существует набор инструментов, который позволяет перевести доброе имя в совершенно конкретную прибыль. Недавние исследования Ассоциации менеджеров показали, что большинство (58%) опрошенных рассматривали социальную ответственность очень широко и комплексно. Не только, как уплату налогов и обеспечение населения рабочими местами. Это, прежде всего, производство качественных товаров по разумной цене (79%). Защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников - 76%. Защита окружающей среды - 72%. Борьба с бедностью - 58%. Непричастность к любым формам взяточничества и коррупции - 53%. А традиционные для нас вещи типа детских домов или культурных фестивалей оцениваются общественным мнением гораздо ниже. Предоставление адресной помощи ветеранам и инвалидам всего - 43%. Поддержка благотворительных акций - 40%. Поддержка искусства и культурных мероприятий - 34%. Это же исследование показало, что на данный момент люди считают, что у них нет никакой объективной информации, которая бы позволила убедиться, социально ответственная компания это или нет. Но смысл социальной отчетности вовсе не в том, чтобы завернуть в красивый фантик то, что и так делается, а в определенной философии фирмы. Это очень длительный, серьезный путь.
-Как применимы технологии включенности в проблемы общества в сфере малого бизнеса? По опыту наших городов есть ощущение, что бизнесмены не обладают информацией об этих технологиях, а довольствуются только тем, что в качестве просителей к ним приходят представители общественности, отдельные люди. Они выполняют эти социальные программы в отрыве от системы. Как здесь быть?
-Это действительно очень сложный вопрос. Все, о чем я говорила, действительно, прежде всего, касается крупного бизнеса. По большому счету, это во всем мире так. Здесь действует, так называемая, теория просачивания: процесс начинается сверху и постепенно просачивается ниже. Это связано со статусом малого бизнеса в нашей стране. Сейчас он борется за выживание. Эта борьба очень тяжелая. Конечно, все эти технологии, прежде всего связанные с отношением к наемному труду, должны быть и в малом бизнесе. Не должно быть такой ситуации, когда бедные женщины работают продавцами на рынке, не имея ни трудового договора, ни отчислений в пенсионный фонд, ни оплачиваемого больничного. Концентрировать социальную ответственность бизнеса нужно не на технологиях конкурсов, социальных инвестиций, а, прежде всего, в сфере взаимоотношений со своим персоналом, каким бы небольшим он не был. И со своими покупателями. То есть, делать качественные товары и продукты, строить нормальные трудовые отношения. 
Марина ЧЕПИКОВА, Уфа. "Бизнес-партнер" № 3(42), март 2004.

|