Одной из причин преждевременной отставки правительства президент Путин назвал необходимость форсировать административную реформу. Чиновники, ответственные за ее проведение, якобы не спешат с выполнением поставленных задач, и потому есть смысл заменить их на наиболее расторопных.
Вряд ли можно ошибиться в том, что большинство населения президентский выпад против чиновников восприняло положительно, наверняка решив, что под административной реформой подразумевается вожделенное народом сокращение штатов в бюрократических структурах и прежде всего в самом правительстве. Мало, кто знает, что собой представляет эта самая административная реформа, и что она касается не только людей, вовлеченных в сферу государственного управления, но и всего населения страны.
Инициатором преобразования административной системы выступило министерство экономического развития и торговли. О ходе административной реформы, региональным журналистам, на семинарах, проводимых фондом "Открытая Россия", периодически докладывает Михаил Дмитриев, заместитель министра экономического развития и торговли (должность в прежнем составе правительства). Ему слово.
Коррупционные функции лучше передать частнику
- Трансформация административной системы способна оказать значительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны. Административная реформа - это многоплановое явление, имеющее целый ряд направлений. В настоящее время идет нулевая стадия процесса административной реформы. Она связана с анализом функций федеральных органов исполнительной власти на предмет их дублирования, избыточности и потенциального разграничения между управленческими структурами. Это весьма трудоёмкая работа. Ею занимаются порядка 600 экспертов, чиновников, задействованы самые разные ведомства. Для координации действий по проведению административной реформы создана специальная комиссия под председательством вице-премьера Бориса Алёшина. (По сообщению, сделанному им уже после отставки правительства, из 5000 тысяч функций рассмотрены 4000. Из них 800 признаны избыточными, 350 должны быть изменены - Г.Л.).
В ходе проведения анализа выяснилось, что функций у федеральных органов больше поддающихся учету, потому какие-то задачи ими решаются без закрепленных в законе полномочий. Проблему избыточности функций исполнительной власти необходимо преодолевать с учетом изменившихся экономических условий, допускающих использование рыночных механизмов для решения тех или иных задач. Для примера можно взять полномочия ГИБДД, по осуществлению технического осмотра автомобильного транспорта. Осуществление этой крайне коррупционной, функции можно кардинально изменить и сделать ее гораздо более удобной для граждан и гораздо менее коррупциогенной. С этой целью процедуру техосмотра предлагается передать в негосударственный сектор. Деятельность бюро технической инвентаризации также может быть выведена из разряда государственной.
Сегодня существует целый ряд, так называемых, непроцессуальных полномочий различных государственных органов. Всего функции надзора и контроля осуществляют 60 органов. Они имеют право по своему усмотрению заходить в помещения различных структур и на основе выявленных нарушений принимать решения о приостановлении деятельности предприятий. Мы предлагаем непроцессуальные полномочия сократить у большинства органов власти. Смысл такого предложения заключается в том, что любое вторжение должно осуществляться на основе судебного решения. Это, если полностью не исключит, то значительно уменьшит произвол должностных лиц, которые сначала останавливает работу предприятия, а потом вымогают взятки в обмен за разрешение возобновить его деятельность.
И очереди исчезнут, нотариусов перестанут убивать
Еще одно очень важное направление, где нам удалось добить заметного прогресса - это отказ государства от регулирования целого ряда важных видов деятельности. Это, в частности, касается аудита и оценки недвижимости. Функции регулирования аудиторских и оценочных фирм планируется передать саморегулируемым организациям оценщиков и аудиторов.
Особое внимание хочу заострить на проблеме нотариата. Любое нотариальное заверение документа превратилось для наших людей в мучение. Одной из главных причин этого является бессмысленное, с точки зрения защиты интересов граждан, ограничение максимального числа нотариусов в каждом нотариальном округе. Такого рода полномочиями наделено министерство юстиции. Искусственное ограничение числа нотариусов фактически создает монополию на предоставление нотариальных услуг. Отсюда длинные очереди. Естественно, что такое положение дел создает почву для коррупции. Кроме того, в очередь выстраиваются не только граждане, но и юристы, претендующие на должность нотариуса. Уже было немало прецедентов, когда нотариусов убивали только для того, чтобы его могли заменить другим человеком.
Сейчас правительством уже одобрено наше предложение о переходе от ограничения максимального количества должностей нотариусов к установлению минимального их числа. Это означает, что в труднодоступных районах, где нет частных нотариусов, министерство юстиции обязано обеспечить минимум должностей государственных нотариусов.
Презумпция нецелесообразности государственного регулирования
То, что административная реформа - это отнюдь не гладко протекающий процесс, доказывает следующий факт. Пока мы решали, какие из функций разных ведомств упразднить, выходит документ, разработанный госкомитетом по строительству и архитектуре "О правилах эксплуатации жилищного фонда". Наряду с другими гражданами мы с удивлением узнали, что жильцы домов обязаны в 3-4 инстанциях согласовывать размер горшков для цветов, стоящих на подоконниках, форму и цвет оконных рам. Есть в этом документе и другие не менее любопытные требования. Мы тут же потребовали, чтобы Минюст отозвал регистрацию данного документа, как ущемляющего жизненно важные права граждан. Минюст регистрацию отозвал и впредь обещал согласовывать с комиссией по административной реформе последующие акты по регистрации подобных документов.
Этот прецедент показывает, что сходу от избыточных функций не избавиться. Необходимо выработать определённые процедуры и закрепить их законом, препятствующим возникновению новых избыточных и ненужных функций органов власти. Главный стимул к этому - создание коррупционных возможностей. Очень сильный стимул. Поэтому, чтобы со временем работа по упразднению избыточных функций не была сведена "на нет", наше министерство выступило с инициативой по разработке законопроекта "Об особенностях принятия нормативно-правовых актов в сфере регулирования предпринимательской деятельности". Главный принцип его состоит в презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Это значит, что, если какое-то ведомство предлагает разработать новое правило, которое ограничивает деятельность предпринимателей и граждан в экономической сфере, то оно должно пройти очень строгую процедуру независимой экспертизы. В ее рамках необходимо будет доказать экспертам, что данный нормативный акт действительно принесёт гражданам и стране больше пользы, чем вреда.
Мы убеждены, что такие меры оправданы, так как они позволяют предотвратить широкомасштабную эскалацию бюрократического наступления на бизнес и граждан. Без этого наша страна вряд ли сможет успешно развиваться.
Открытая информация не должна быть служебной тайной
Ещё одно направление административной реформы связано с кардинальным, просто революционным повышением прозрачности и открытости деятельности государственных органов. Первый шаг, обеспечивающий информационную открытость, сделан в направлении публикации довольно широкого перечня сведений на сайтах в Интернете. Помимо той информации, которая уже появляется в Интернете, есть огромный срез несекретных сведений, который на сайтах по разным причинам не может быть помещен. Между тем доступ к ним граждан должен быть гарантирован. С этой целью нашим министерством был разработан законопроект, прописывающий процедуру получения гражданами открытой информации. Этот документ находится на рассмотрении в администрации президента, в главном правовом управлении. Есть ряд позиций, по которым наши точки зрения расходятся. В рамках диалога с администрацией президента, разработан ещё один законопроект - "О служебной тайне", без которого доступ граждан к информации не будет полноценным. Ведь к служебной тайне при желании можно отнести любую информацию. Например, сведения, касающиеся безопасности граждан.
Закон "О служебной тайне" устанавливает процедуру обжалования действий, препятствующих получению открытой информации. Впервые мы исходим из того, что сам перечень конфиденциальных документов не должен быть конфиденциальным. То есть, граждане получают возможность самим проверить, является ли запрашиваемая информация закрытой.
Платить чиновнику по его труду
К административной реформе тесно примыкает реформа государственной гражданской службы. Административная реформа оптимизирует функции органов власти, а государственная гражданская служба регулирует деятельность каждого конкретного чиновника и должностного лица.
Президент Путин внёс в Государственную думу долгожданный законопроект "О государственной гражданской службе". Это революционный документ, который носит принципиальный характер с точки зрения ограничения коррупции и повышения эффективности органов государственного управления, и усиления их подотчётности гражданам и организациям. Впервые вводятся чёткие механизмы контроля за этическим поведением государственных служащих. В частности, они обязаны сообщать о ситуациях, когда их личные интересы вступают в противоречие с выполняемыми обязанностями.
Реформированию государственной службы призван способствовать еще один важный законопроект - "Об общих принципах муниципальной службы". Его принятие уменьшит остроту проблемы подбора кадров по принципу личной преданности и лояльности в ущерб критериям профессионализма.
Впервые предусматривается возможность назначения чиновников на должности на условиях срочных контрактов и оплаты их деятельности с учётом квалификации, востребованности на рынке труда, и что особенно важно - результатов их деятельности. Реформирование административной системы и государственной службы должно идти на фоне усиления борьбы с коррупцией. По поручению президента подготовлено порядка сотни различных предложений, которые носят достаточно далеко идущий характер и очень логично встроены в саму концепцию административной реформы. Главный акцент мы сделали не на карательных мерах, которых и так достаточно, а на мерах, связанных с предупреждением актов коррупции. Такого рода мер в нашей административной системе до сих пор наблюдался острейший дефицит, и мы постарались его восполнить. 
Галина ЛЕВЧЕНКО, Волгоград, газета "Городские вести", 16.03.2004.

|