Алексей Кудрин, зампредседателя Правительства РФ
Автор: Базыльчик Светлана
Регион: Волгоград
Тема:  Правительство , Экономика
Дата: 20.08.2002

О главном условии успеха реформ

Проблема обеспечения экономического роста не в том, что мы не знаем, как этого достичь. Есть пакеты законопроектов, есть экономическая политика, мы знаем, какие меры дают максимальный эффект. Более того, уже можно говорить об определенных результатах. За прошлый год фондовый рынок страны вырос на 60%, объем иностранных инвестиций увеличился на 40%. Мы повысили реальные доходы населения на 6% - до 1999 г этот показатель был со знаком «минус». Но на вопрос о нашей готовности к дальнейшему экономическому росту мы можем ответить только все вместе. Многое зависит от того, как воспринимает реформы общество, насколько оно готово и подготовлено к ним. К примеру, самая болезненная реформа – в ЖКХ. Для большинства населения ассоциация здесь только одна: постоянное повышение тарифов, стопроцентные платежи и больше ничего. Но не все так просто. ЖКХ - самая сложная сфера с точки зрения состояния материально-технической базы, отсталости технологий. Даже при нынешних тарифах эта сфера убыточна. Мало того, что тарифы не покрывают себестоимости услуг, не выплачивается даже этот минимум. Неплатежи в ЖКХ достигают громадных размеров. Человек имеет дело с коммуналкой каждый день, и эта отрасль работает хуже всех в России. Нам нужно не просто решительно взяться за ЖКХ и навести там порядок, следует выстроить систему с точки зрения ее положительного результата на человека. Обеспечить условия, при которых в эту сферу пойдут предприятия и понесут новые технологии, создадут в этой отрасли конкуренцию. И рядовые граждане реально ощутят на себе положительный эффект реформы. В ряде регионов такая стратегия уже дает результат. Но это будет не сразу, требуется время и терпение. Важная составляющая всех реформ связана с адаптивностью населения, пониманием преобразований. От того, как мы будем разъяснять проводимые мероприятия населению, зависит на сегодня успех экономических реформ в России.

О ликвидации конкурентных преимуществ предприятий

Параллельно с внутренними преобразованиями должна идти либерализация внешнеэкономической сферы. Сейчас правительство активно обсуждает возможность вступления Росси в ВТО: плохо это или хорошо? Идет большая дискуссия. Мы видим здесь и огромные возможности для роста экономики и немалые проблемы. Наша промышленность пока не встала на ноги, у нас еще слабый менеджмент, мы не научились работать в конкуренции с ведущими компаниями, продвигать свою продукцию на мировой рынок. Но как показывает опыт, если не открыть рынок, специалисты в этой сфере у нас так и не появятся. Мы сейчас рекомендуем ВУЗам перестраивать свои планы и увеличивать выпуск специалистов, в частности, по международному праву. Научить – научим, но очевидно, пока Россия не станет членом ВТО, настоящей работы у этих ребят не будет.

В ВТО Россию не ждут. Но выбор у нас не велик. Или как и прежде рассчитывать только на производство для внутреннего рынка и поставлять на экспорт только сырьевые продукты. Или все же надо открывать свои рынки - не только для иностранных компаний, но и для себя тоже. Сегодня попасть на рынок США и Европы нашему товару очень тяжело, потому что российским предприятиям ставят в вину пользование госсубсидиями. К примеру, один из аргументов – низкие тариф на электроэнергию (1,5 цента за кВт/ч – у нас, 4,5 – у них). По разным отраслям предусмотрены разные формы господдержки. За счет подобных льгот наши предприятия получают конкурентное преимущество, которого, на взгляд западных партнеров, быть не должно. Нам говорят – вы не рыночная страна, и ваши товары мы не можем принимать на общих условиях. Мол, пошлины на ввоз российской продукции должны быть в 2-3 раза больше, чем на продукцию рыночных стран.

Сейчас мы стараемся добиться для российской экономики статуса рыночной и ликвидируем самые заметные несоответствия мировым стандартам. Кстати, в США идет процесс по признанию российской экономики рыночной. Одно из российских предприятий подало в Министерство торговли США заявление о том, что условия производства предприятием конкретного товара соответствует всем рыночным правилам. Вопрос рассматривается уже полгода, и мы надеемся, что через месяц-два он будет решен положительно. Европейский союз заявляет нам по поводу ВТО: вступайте на правах нерыночной державы. То есть, вы перед нами откройтесь, а мы еще посмотрим. Правительство также не соглашается на эти условия и пытается добиться максимально выгодного для России положения. Все-таки со вступлением в ВТО Россия получит новый мощный стимул для развития производства. Первые результаты получим уже через 3-4 года. Мы ожидаем поначалу не высокого, но стабильного экономического роста на уровне 5-6%.

О сокращении расходов на бюджетников

Мы должны говорить о необходимом сокращении расходов на бюджетную сферу. Закономерный вопрос: как это возможно, ведь бюджетники и так живут не слишком хорошо. Между тем в последние два года (2000-й и 2001-й) расходы на бюджетную сферу в реальном выражении выросли соответственно на 16 и 22%. Это стало возможным благодаря налоговой реформе: снижение налогового бремени способствовало росту поступлений в бюджет (в 1998 г они составляли 11% ВВП, в 2001 г. уже 17,6%). Налоговую реформу мы будем проводить и дальше, однако очевидно, что этот ресурс повышения собираемости налогов уже в значительной степени использован. Поэтому на данном этапе помимо снижения налогов, необходимо пойти и на некоторое сокращение расходов. И тем самым дать карт-бланш предприятиям - чтобы он смогли накопить прибыль, модернизировать и расширить производство. Такая экономическая стратегия – это выбор ради реального сектора.

О «зарплатном» вопросе

Самый сложный вопрос года – обеспечение выплаты зарплаты. В этом году мы увеличили ее в 1,89 раза по единой тарифной сетке, в среднем фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы возрос на 60%. Поначалу были очень серьезные опасения по поводу бюджетных возможностей ряда регионов. На выплату зарплаты уходит в среднем до 35% собираемых в субъектах федерации доходов (прежде этот показатель составлял 24%). В некоторых регионах – до 50-60%. За первые два месяца нынешнего года задолженность по выплате зарплаты в РФ увеличилась до 2,5 млрд. В марте ситуация несколько стабилизировалась – начались поступления в бюджет, заработала новая налоговая система (за первый квартал доходов в регионах собрано больше, чем прогнозировалось). И в апреле произошел перелом: задолженность пошла на убыль, и мартовская цифра сократилась на 500 млн рублей. В 60 регионах зарплату выплачивают в основном вовремя, максимальная задержка здесь - две недели. Больше месяца зарплату не выплачивают лишь в 2-3 регионах.

Перелом в лучшую сторону стал возможен еще и потому, что регионам были выданы ссуды на кассовый разрыв, только в марте – около 2 млрд рублей. В федеральном бюджете на поддержку территорий в «зарплатном» вопросе предусмотрено 12 млрд рублей. Надеюсь, что мы сумеем добиться стабилизации во всех регионах. Кстати, некоторые территории сумели перестроиться достаточно легко. К примеру, Москва, несмотря на повышение зарплаты, продолжает выплачивать ее в двойном объеме – со всеми местными надбавками. Их не отменил и Санкт-Петербург.

О налоговых перспективах

Дальнейшие преобразования в налоговой сфере будут связаны, в основном, со снижением ставок и упрощением налогообложения. С 2003 г. начнем сокращать единый социальный налог, поэтапно - по 2-3% в год, чтобы через три года его ставка дошла до 30%, а может и ниже. Так мы сможем стимулировать выплату зарплаты не в конвертах, а в полном объеме. Это актуально и в связи с переходом на персонифицированный учет по начислению пенсий. Налог на имущество будет преобразован в налог на недвижимость, и он некоторое время будет существовать параллельно с налогом на имущество. Потом постепенно полностью перейдем на новый налог. Это перспектива 2003.г. Подоходный налог в размере 13 % не будет меняться. С 2004 г. возможно снижение ставки НДС с одновременной отменой ряда льгот по нему. На первом этапе ставка снизится до 17%. Налог с продаж будет отменен.

О ликвидации банков

Главная среди структурных реформ – банковская. Смена руководства ЦБ, новая стратегия развития банковского сектора, разработанная правительством, позволяют надеяться на преобразования в этом секторе в ближайшие 2 года. До 2004 г. планируется переход на международную систему бухгалтерского учета во всей экономике в целом. Но для банковского сектора это будет наиболее чувствительным и необходимым. Кредитным учреждениям придется серьезно перестроиться. Половина банков страны не отвечает новейшим нормативам надежности банковской системы, которые мы обозначили на 2005 – 2006 гг. Эти банки должны к 2004 г. или повысить свою капитализацию, или объединиться, или самоликвидироваться. Будут предъявлены более жесткие требования к процедуре банкротства банков. Процесс должен быть подконтрольным и пройти максимально спокойно - чтобы в 2004 г. не случилось в одночасье обвала банковского сектора, чтобы под обломками банков не оказались погребены сбережения граждан. Два года – сверхмалый срок для такой важной задачи как банковская реформа, но больше времени нет.  

Светлана Базыльчик, Волгоград, 05.2002

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики