Появившегося в клубе региональных журналистов "Из первых уст" Виктора Шендеровича многие не сразу узнали. Автор известных передач "куклы", "Бесплатный сыр" сбрил бороду. "Я ставил бороду на талевидении"- шутил сатирик.
- Виктор Анатольевич, чем вы сейчас занимаетесь: каковы дальнейшие планы? "Комсомолка" недавно писала о том, что вы не хотели бы в дальнейшем связывать свою судьбу с телевидением.
- Это не совсем так? Как всегда в "Комсомолке". Поэтому я не даю интервью "комсомолке" и в других желтых газетах. Они как всегда - слышали звон ...Нет, я очень хорошо отношусь к корреспондентам, особенно к корреспонденткам. Но сами газеты....
А то. что касается телевидения - то, что там нет моего лица - это независящий от меня фактор, это скорее всего "есть такое мнение". Меня там не должно быть так кто-то решил. Мне это непонятно. Сначала не нужна была сатира, потом публицистика. Все остальное - пожалуйста. Последнее предложение, которое мне сделали - вести ток-шоу. Но это уже слишком. Вам так не кажется? У меня есть несколько проектов для телевидения: но меня, то есть моего лица там не будет. Только мои мозги. У некоторых аллергия на мою фамилию. Очень демократичные каналы предлагают мне взять псевдоним. Это вдохновляет. А то, что меня нет в телевизоре нисколько не смущает, даже наоборот. Очень удобно.
- Сейчас "Куклы" на Первом канале. Как вы к этому относитесь?
- Сын после развода остался в чужой семье и растет лодырем. Кто же не будет переживать? Свой ведь, не чужой. С 14 апреля 2001 года "Куклы" не моя передача. Я - автор текстов. Юридические права в руках другого человека. А для него передача - источник денег. Он простой человек. Если можно делать деньги на критикуя власть - почему отказываться? Это не мое дело. Сегодня "Куклы" - это закулисная жизнь обнесенного высоким забором Кремля. Программа давно потеряла свои демократическую функцию. Это моя мысль и она, конечно же, не может быть объективной.
- Чем труднее живется писателю, тем больше шедевров из-под его пера выходит? Вы чувствуете вдохновение?
- Чем чернее времена, тем удачнее сатира. Возьмом Свифта, Платонова или других известных сатириков? Они жили и творили в тяжелые времена: тем интереснее их читать. У меня сейчас тоже тяжелые времена. Надо думать о будущем. Сказать что я определился или что в форме - пока рановато. Ежедневный просмотр программы "Время" в течении 8 лет бесследно не проходит. Особенно для психики. Перед вами инвалид. Сейчас я как в анекдоте "чукча не читатель, чукча писатель". Я начинаю работать на радиостанциях "Свобода" и "Эхо Москвы". "Вести" и "Время" к себе почему-то не приглашают... Год назад на вручении "ТЭФИ" Константин Эрнст обнял меня по-отечески на уровне диафрагмы и так же по-отечески спросил, когда же я наконец начну работать на маленьких каналах? "Когда я начинаю работать на крупном канале, он почему-то сразу превращается в маленький: ответил я. С тех пор Эрнст меня больше не приглашает.
Позвали меня на другой канал. Делайте что хотите, только чтобы лицензию не отобрали. Но я как клеймо: на какой бы канал я не пришел - он закрывается. Наверное, поэтому других предложений не было.
В первой жизни я был литератором, и сейчас люблю марать белую бумагу. Сейчас пишу мемуары. Ничего интереснее самой жизни я в жизни не встречал. Люблю наблюдать. Вот вчера смотрел "Время". Я был на Селегере. А там только один канал, да и тот первый. Женщина-чиновник из министерства здравоохранения заявила: в нашей стране дети не достигшие 15 лет должны отдыхать.
-В кого вы такой остряк.
- Себя похвалить не могу. Мой отец писал. В1959 году он был лауреатом "Крокодила". Он был фельетонистом. "Остряк" - это мне не по душе. В этом есть что-то от КВНа. А хотелось бы быть остромыслящим. Хотелось бы научиться думать. А потом лишь произнести его. Если хочешь чтобы вокруг смеялись, надо попасть в точку.
генетика сильная вещь. Но главнее то, какие книги в детстве мы читали. Я с детства восхищался людьми, которые смешно писали. Смех - очень нежное чувство. Можно заставить человека плакать, но смеяться - никогда. Смех - мощное оружие. Он же - нейтронная бомба. От репутации не оставит и следа. Смех - единственное оружие демократического общества. Вода дырочку найдет. Смех так же. Самое интересное: возвращаются анекдоты 30 летней давности. Помните был анекдот про "Андроповку": эта водка не только язык, но и руки связывает. Тот же анекдот. Только теперь про "Путинку".
- "Куклы", "Бесплатный сыр" и "Итоги" знают даже в маленьких деревнях? Как вы относитесь к славе ? Чувствуете ли вы себя ответственным за то, что говорите и что делаете?
- Все еще не могу поверить в то, что я не только в кругу своих друзей и знакомых. Ответственность для меня это очень серьезно. Я вижу, что люди определяя свою судьбу смотрят и на меня. несколько лет назад я не подчинился стадному чувству - заграница меня не получила. тогда я думал, моя жизнь как хочу так и буду жить. Сейчас понял другое. Для тех, кто тогда остался В России я был неким символом? Они смотрели на меня. Мой отъезд мог и их заставить уехать. Жить надо умно и с умом.
- Анекдоты помогают жить?
- Вся наша жизнь, особенно сейчас - это анекдот. Ушли наши кумиры, те кто олицетворял свободу, независимость. Это большая трагедия. И пусть далеко друг от друга жили Астафьев и Распутин, присутствие их в нашей жизни как-то сдерживало нас. теперь их нет - и можно все. Удивительные люди от нас ушли. Их место занимают такие же достойные люди, но их очень мало. Обидно - мы теряем инстинкт самосохранения. Помните? Ельцин перед выборами съездил в Овсянку. Вряд ли Борис Николаевич когда-нибудь читал Астафьева, но он понимал - "ехать надо". Путин же принял Михалкова. А Ельцин как гуру пошел к Астафьеву. Разные визиты.
- Вас не удивляет рейтинг "Аншлага"?
- Диагноз обществу можно поставить исходя из того над чем оно смеется. И диагноз этот очень страшный. И таких регин дубовицких растим мы сами. Но надо понять одно: у чупа-чупса тоже рейтинг высокий, а детей-то мы все равно кормим гречкой.
- Чем еще болеет наше общество?
- Прежде всего надо определиться: в каком обществе мы живем? В 80-ые годы один ученый заметил: свобода продлится 10-15 лет, потом начнется рабство. Народ должен понять для чего нужна демократия. Это - главный вопрос демократии. Там где нет демократии пропадает не только сыр: но и люди.
- Как вы оцениваете возврат советской эстетики?
- Разрушение нравственности напрямую связано с тем, на каком уровне находится эстетика. Церетели, высотная архитектура, гимн со старой советской музыкой - это все признаки болезни общества. Но надо понять и то, что если зритель хочет видеть картины с Орловой это еще не значит то, что он хочет вернуть сталинские времена. память человеческая - сильная вещь. Я был знаком с Володиным. Он был очень чувствительным человеком. Помню как он рассказывал о начале Второй мировой войны. В 37-ом его забрали в армию. А в 41-ом они с криком "ура!" встречали известие о том, что началась война. Думали: через месяц будем в Берлине. Из 100 человек 99 приняли это известие как трагедию. Но история должна отмечать и воспоминание одного человека. Мы должны знать как все было.
С 1993 года я слышу о расстреле парламента. И в то же время никто не говорит о том, что в парламенте были вооруженные люди.
- Есть ли у вас кумиры?
- От многих болезней мня вылечил Зиновий Герт. Он был требователен не только к другим, но прежде всего к самому себе. Такого как Григорий Горин тоже больше нет. Правду он всегда говорил в глаза. Даже если знал, что мне это не понравится.
Сегодня я могу писать для театра. И это вдохновляет. Я люблю писать и в стол. При этом всегда есть возможность еще раз прочитать то, что написано. В журналистике же очень часто бывает стыдно: написать успел, а прочитать нет. 
Ираида ПАВЛОВА, Чебоксары, "Хыпар", 6.08.2003.

|