ДАВАЙ ЗА НЕФТЬ, ДАВАЙ ЗА ГАЗ
Автор: Степнова Анна
Регион: Волгоград
Тема:  Бюджет
Дата: 26.03.2004

Природная рента растет, но регионы беднеют

Поскольку самым обсуждаемым вопросом в ходе нынешней выборной кампании стала идея природной ренты, реальные шаги в этом направлении уже предприняты правительством России. В недавнем эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель бюджетного комитета Госдумы А. Жуков сказал, что в 2004 году нагрузка на нефтегазовую отрасль возрастет. Планируется ввести налог на добычу газа и увеличить на него экспортную пошлину с 5% до 30%. Возрастут и ставки налогов на добычу и экспорт нефти, а также платежи за разработку месторождений. По самым скромным подсчетам, в следующем году нефтегазовой отрасли придется заплатить в бюджет на -7 миллиардов больше, чем в текущем году. Малая часть этих средств останется в регионах, однако это вряд ли повлияет на их финансовое положение, которое, как показывает наш традиционный обзор исполнения региональных консолидированных бюджетов, становится все хуже.

Дело в том, что параллельно с повышением ряда налогов и сборов с нефтегазовой отрасли в будущем году правительство предусмотрело некоторые изменения в распределении налогов между уровнями бюджета. В федеральный бюджет будет поступать 100% акцизов на газ, в то время как сейчас 20% налога остается в газодобывающих территориях. Предлагается изъять еще часть налога на добычу природных ископаемых (НДПИ): сейчас доходы по нему делятся в пропорции 80:20 в пользу центра, предлагается соотношение 85,5:14,5.

В федеральном бюджете 2003 года поступления от нефтегазовой отрасли занимают 30-40%. В доходах консолидированных бюджетов большинства регионов "нефтедоллары" не играют такой важной роли. Их доля даже в совокупности с платежами за пользование другими природными ресурсами не превышает 5%. Лишь в четырех регионах из восьми, анализ исполнения консолидированных бюджетов которых ежеквартально рассматривает "ДП", — Татарстане, Самарской, Волгоградской и Астраханской областях — платежи за пользование природными ресурсами составляют существенную часть поступлений в бюджет (8-10%). Этих регионов вносимые в распределение налогов изменения коснутся напрямую, перекрыв эффект от увеличения доли ряда налогов и сборов.

Доля платежей за пользование природными ресурсами в доходной части бюджета

Регион Самарская область Республика Татарстан Волгоградская область Астраханская областт Саратовская область Воронежская область Ульяновская область Республика Калмыкия

Доля платежей за пользование прир. ресурсами*, % 10 9 9 8 4 4 3 2

*Учитываются налоги и платежи за пользование недрами, земельными, лесными и водными ресурсами.

Что касается доходной части бюджета в целом, то по итогам 9 месяцев лидерство по-прежнему удерживают республики Татарстан и Калмыкия, где на душу населения приходится 12261 и 11853 рубля соответственно. Существенно хуже по сравнению с итоговыми цифрами прошлого года наполняется региональный консолидированный бюджет Самарской области. Если в 2002 году ее отставание от лидеров по показателю среднедушевых доходов составляло 12%, то по итогам 9 месяцев этого года - 36%. Ухудшила свое положение Астраханская область - по итогам первого квартала она выходила на третье место, а сейчас занимает пятое. Традиционно замыкают список Волгоградская, Воронежская и Ульяновская области.

Структура доходной части бюджетов регионов

Регион Республика Татарстан РеспубликаКалмыкия Самарская область Саратовская область Астраханская область Волгоградская область Воронежская область Ульяновская область

Всего доходов на душу населения, руб.* 12261(46,6) 11853(3,6) 7645(24,5) 6329(17,1) 6137(6,2) 5556(15,0) 5503(13,8) 4976(6,9)

Доля налоговых доходов, % 46 44 82 63 66 68 51 56

Доля налога на прибыль в налоговых доходах, % 55 37 55 59 67 52 53 55

Доля безвозмездных перечислений, % 23 35 5 22 13 13 27 24

*В скобках справочно приведен общий доход региона в млрд руб.

Не изменился расклад по налоговым поступлениям: наиболее активно собирают налоги в Самарской, Волгоградской, Астраханской и Саратовской областях - от 66 до 82% доходов региона наполняется за счет налоговых сборов. На безвозмездные поступления от федерального центра рассчитывают бюджеты Калмыкии и Воронежской области - 35% и 27% соответственно. Доля налога на прибыль в общих налоговых доходах везде составляет порядка 50-60% за исключением Астраханской области (67%) и Калмыкии (35%). Показатель "предпринимательской активности" регионов, который учитывает поступления от предпринимательской деятельности и использования муниципальной и государственной собственности, во всех регионах стабилизировался на уровне 4-6%.

Не показав значительных успехов в деле формирования доходной базы, власти большинства регионов не пожелали пожертвовать расходами на собственное содержание. Особенно преуспели в этом управленцы Калмыкии, потратив на каждого чиновника 623 рубля и волгоградцы с показателем 503 рубля. Интересно, что в Самаре и Татарстане, где уровень наполняемости бюджета высок, расходы на содержание власти невелики как в абсолютных, так и в относительных цифрах.

Расходы на государственное и муниципальное управление

Регион Республика Калмыкия Волгоградск.ая область Астраханская область Саратовская область Воронежская область Республика Татарстан Самарская область Ульяновская область

Расходы на ГМУ на душу населения, руб. 623(6) 503(9) 489(8) 431(7) 413(7) 387(4) 367(5) 351(7)

*В скобках справочно приведена доля расходов на ГМУ в общих расходах, %.

Серьезных изменений в части социально ориентированных расходов не произошло. Республики Калмыкия и Татарстан, преуспев в деле формирования доходной части, имеют возможность затрачивать значительные средства на выплаты по социальным статьям, расходуя на эти цели лишь треть своего бюджета. Остальные регионы тратят меньше в абсолютных цифрах, но больше в относительных. Выделяется Ульяновская область - с формальной точки зрения ее бюджет можно назвать самым социально-ориентированным, так как на эти статьи расходуется более половины бюджета. Самые высокие расходы на образование в расчете на душу населения в Татарстане и Калмыкии, самые низкие - в Саратовской и Воронежской областях. На здравоохранение и физкультуру больше всего тратят в республиках, а меньше - в Астраханской области. Затраты на социальную поддержку населения высоки в Калмыкии и Самарской области.

Расходы региональных бюджетов в расчете на душу населения*

Регион Республика Калмыкия Республика Татарстан Самарская область Астраханскаяобласть Ульяновская область Волгоградская область Саратовская область Воронежская область

Расходы на соц. поддержку населения, на душу населения, руб. 827(7) 489(4) 821(11) 546(9) 397(8) 464(9) 470(8) 366(6)

Расходы на образование на душу населения, руб. 1860(17) 1943(18) 1295(17) 1344(22) 1095(21) 1150(22) 1041(17) 1025(17)

Расходы на здравоохранение и физкультуру, на душу населения, руб. 1200(11) 1259(11) 778(10) 545(14) 1103(21) 765(13) 834(14) 765(13)

Итого, социально ориентированныхрасходов на душу населения, руб. 3887(35)* 3691(34) 2894(37) 2761(44) 2595(51) 2379(41) 2346(38) 2333(41)

*В скобках справочно приведена доля расходов по этим статьям в общих расходах, %.

Если в первом полугодии отрицательное сальдо бюджета сложилось у трех регионов, то сейчас таких уже пять - Воронежская область (— 897 млн руб.), Волгоградская область (— 702 млн руб.), Самарская область ( — 359 млн руб.), Ульяновская область ( — 239 млн руб.) и Астраханская область ( — 84 млн руб.). Долги Воронежской и Волгоградской областей за три месяца возросли более чем в два раза и составили от 3,5 до 6,5% от располагаемых доходов. Причем, скорее всего, это заемные деньги, которые в дальнейшем надо будет отдавать с процентами.

Как и предполагалось в прошлом обзоре по итогам полугодия 2003 года, третий квартал не принес существенных изменений. Что касается 4-го квартала, когда региональные власти должны будут изыскать средства для повышения зарплаты бюджетникам, большинство губернаторов в своих выступлениях характеризуют ситуацию как катастрофическую.

Водкой бензин не заменишь

О положении регионов через призму бюджета 2004 г. журналистам в клубе "Из первых уст" рассказал заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ:

— Ряду регионов будет достаточно тяжело в следующем году. Другие очень здорово выиграют от бюджета 2004 года. Летом принято решение об отмене налога с продаж, от чего территории теряют примерно 65 млрд рублей. Взамен регионам даются все 100% акцизов на алкоголь (сейчас их делят пополам между регионом и центром). Дается еще 1% налога на прибыль. Таким образом, за федеральным бюджетом останется только 5% налога на прибыль, а 19% будет у территориальных и местных бюджетов. Все налоги на малый бизнес также будут оставаться в территориях. При этом перераспределении 15 территорий, которые не имели вообще налога с продаж на сегодняшний день, получили прибыль, акцизы на алкоголь и так далее.

Примерно 20 субъектов федерации, — а Счетная палата считает, что 38, — от этой замены проигрывают. Им налога на прибыль и акцизов на алкоголь недостаточно, чтобы компенсировать потери по налогу с продаж. В минусе Брянская, Московская, Мурманская области, Москва, Петербург... Очень серьезно теряет Астраханская область - 115 млн, для нее это много. Волгоградская область теряет 200 млн, Татарстан — 300 млн, Самарская область — 420 млн. Абсолютно проигравшими являются Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, поскольку у них идет изъятие налога на нефть.

Объем федеральной помощи, которую центр оказывает территориям в этом году, сохраняется и на 2004-й. Но цены даже по правительственным прогнозам растут на 10%. И федеральная помощь территориям реально сокращается на 10%. Поэтому у ряда регионов будет серьезный разрыв. В бюджете предусмотрен фонд им в помощь - 21 млрд рублей. Но эта сумма только наполовину закрывает потери регионов. Если не в начале следующего года, то весной-летом многие из них вновь столкнутся с задержками зарплаты.

В 2004 году примерно 15% налога на добычу природных ресурсов, прежде всего на нефть и углеводород, остаются у территорий. А в 2005 году, как предполагается, федеральный бюджет полностью заберет себе налог на добычу природных ресурсов. То есть те территории, которые сейчас имеют большие отчисления от добычи нефти, с 2005 года с ними расстанутся. Налог на добычу природных ресурсов сосредоточен в 10-11 территориях. Правительство настаивает, что, как любой неравномерный налог, он должен быть полностью сосредоточен в центре и перераспределен по территории России. (К неравномерным налогам Минфин относит и табачные акцизы.) Это первое.

Второе: налоговые источники, которые сегодня четко не привязаны к местным бюджетам и к регионам, получат такую привязку. В частности, подоходный налог будет делиться 50 на 50. То есть 50% — в региональные бюджеты и 50% — в местные. Еще 20% регионы должны из своей доли в 50% распределить по какой-то формуле между муниципалитетами. Налог на имущество предприятий становится полностью региональным. Налог на имущество физических лиц становится полностью муниципальным. Муниципалитетам также передаются налог на землю и арендная плата за землю. И все сборы с упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. А за регионами остается налог на прибыль (та часть, которая сегодня и так является региональной) и 30% подоходного налога, а еще 20% потом распределяется. И еще значительная часть своих доходных источников.

Эту схему предполагается закрепить лет на 5-7. Если территория знает, что этот налог ее, то она заинтересована увеличивать его базу. Если ты знаешь, что земельный налог весь твой, то ясно, что нужно делать нормальный кадастр, инвентаризовать землю, посчитать строения, которые на ней находятся, и работать с этим кадастром, увеличивая земельные доходы. В 2004 году структура регионов-доноров (их где-то 12) останется примерно такой же, как и сегодня. А чрез два-три года число доноров должно расшириться, потому что регионы быстро смогут пополнить свои доходы за счет имущественных и земельных налогов.  

Анна СТЕПНОВА, Татьяна ТАРАКАНОВА, Волгоград. "Деловое Поволжье" №44, 19.11.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики