РЕФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОТ СТАНДАРТОВ - К ДЕКЛАРИРОВАНИЮ
Автор: Лавриненко Галина
Регион: Сыктывкар
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 29.03.2004

Что такое техническое регулирование? Все, предметы и продукты питания, которые мы покупаем, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, производятся изготовителем с соблюдением обязательных требований, которые устанавливает государство. На каждом товаре значится, что он сертифицирован или соответствует такому-то ГОСТу, определенным ТУ - вот это как раз и есть сфера технического регулирования. Здесь грядут глобальные изменения.

Принятые за последние два-три года законы о государственной регистрации юридических лиц, лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора - это лишь первые шаги на пути дерегулирования и дебюрократизации. "За ними обязательно должно последовать более глубокое реформирование всех норм, ограничивающих хозяйственную, предпринимательскую деятельность", - утверждает заместитель председателя Госстандарта России Марина Глазатова. Марина Константиновна - один из авторов закона о техническом регулировании, которому предстоит совершить прорыв в процессе дерегулирования экономики.

Выполнить можно, но сложно

Многочисленные требования, предъявляемые к продукции, накапливались в течение многих лет, не подвергаясь обновлению, классификации или какому бы то ни было упорядочению. Еще с советских времен ГОСТы, например, устанавливают форму котлет - только круглая, или ограничивают длину селедки, которая должна поступать на прилавки магазинов... Многие ГОСТы, например, по производству хлеба уже устарели и давно не используются. ГОСТ 1956 года утверждает, что хлеб транспортируется, хранится и продается только в упаковке из материи. А мы покупаем его в целлофане. Но зато стандартами не предусмотрено использование в хлебопечении улучшителей - специальных добавок, которые делают хлеб более вкусным.

В другом ГОСТе написано, что холодильник может быть установлен только при температуре окружающей среды 25 градусов, длина шнура холодильника должна быть 1 метр 25 сантиметров. СанПиНами предусмотрено, что каждое компьютерное место должно быть отделено специальными перегородками определенной высоты и ширины, изготовленными из светозащищенного материала. Но и это еще не все: в этом помещении занавески должны быть 1 метр 85 сантиметров длиной...

Сегодня требования "распухли" до 60 тысяч ведомственных актов - это ГОСТы, ОСТы, СанПиНы, СНИПы, нормы пожарной безопасности, нормы ветеринарной безопасности... "Причем ни один ведомственный акт не обсуждался на этапе принятия, не публиковался официально, - поясняет Марина Глазатова. - Его практически невозможно откопать ни в одной из современных правовых баз. "Собрание сочинений" ГОСТов продается на компакт-дисках за 8,5 тысяч долларов! Этих ГОСТов - 23,5 тысячи!"

Эта ситуация порождает состояние постоянной виновности производителей продукции. "Даже если какой-нибудь предприниматель целью своей жизни поставит выполнение всех требований, которые касаются его деятельности, то всегда найдутся другие десять, которые он не выполнил, и за что его можно оштрафовать, - говорит Серова. - А если бесконечно платить штрафы в том объеме, в котором их рассчитывают контролеры, то можно разорить предприятие. Отсюда правовой нигилизм, который так распространен в нашей стране: у нас умница тот, кто закон обошел, а не тот, кто его выполнил. Нельзя, чтобы это все продолжалось. Нужно эту ситуацию менять".

Безопасность превыше всего

Реформа технического регулирования направлена на то, чтобы провести инвентаризацию всех 60 тысяч ведомственных актов и определить, какие из них оставить, как обязательные, безусловные к исполнению, а какие отменить. Сейчас на рынке широкий круг заказчиков и производителей и у каждого свои интересы. Государство в этих условиях может требовать от них обеспечить то, что касается защиты жизни, здоровья, охраны окружающей среды, имущества, и не введения в заблуждение потребителей. Все это называется одним словом - безопасность. Вот эти требования государства должны быть обязательными к исполнению.

Нормы технического регулирования - это на самом деле ни что иное, как промышленная политика государства. С помощью этих требований можно управлять развитием той или иной отрасли. Но государство должно еще проконтролировать, соблюдено это требование или нет. Оказалось, что 52 из 57 существующих министерств и ведомств имеют в своем составе органы контроля и надзора, органы по сертификации, устанавливают нормы и требования, занимаются аккредитацией и другими видами разрешений.

"На федеральном уровне у нас 67 органов контроля и надзора, - продолжает Марина Глазатова: в сфере экологии - 18, в сфере потребительского рынка - 7... Например, за санитарными книжками продавца смотрит санэпидемслужба, торгинспекция, милиция, Министерство по антимонопольной политике со своей защитой потребителей, Министерство сельского хозяйства, потому что у него есть ветеринарный надзор и контроль… А мы с вами, налогоплательщики, оплачиваем это дублирование контрольных функций. Вместо того, чтобы эти деньги шли на социальные программы, мы их тратим на то, что одно и то же требование будут ходить проверять 5 человек из разных ведомств. Разве это экономически обосновано?.."

Для того чтобы изменить ситуацию, нужно было преодолеть сопротивление тех, кто следит за исполнением стандартов. Контроль и надзор должен работать таким образом, чтобы мы, приходя за тем или иным товаром, получали безопасный товар. "Государство должно обеспечить только его безопасность, утверждает зампред Госстандарта. - Мы не должны ни в коем случае ограничивать выбор, который определяется исключительно запросами и личным кошельком граждан. Реформа технического регулирования нацелена на то, чтобы на рынке существовал максимально разнообразный потребительский товар".

Прозрачность и публичность

Реформа на самом деле носит очень серьезный и очень глубокий характер. Придется изменить процедуру принятия правил технического регулирования. Ведомственный акт непрозрачен и не публичен. Прозрачен и публичен федеральный закон. Федеральным законом, естественно, все требования не установишь. Есть требования, которые не меняются несколько лет, но есть требования, которые нужно менять хотя бы раз в год. В первую очередь это касается такой области как генетически модифицированные продукты. В таких областях нормы технического регулирования можно определять постановлениями правительства. И правительственные постановления и федеральные законы публикуются официально в "Российской газете". Они доступны каждому и, что важно, эти нормативные акты можно обсуждать.

И не просто можно - нужно обсуждать. "Когда мы обсуждаем какое-либо требование, то круг участвующих в обсуждении не ограничен, - рассуждает Марина Глазатова. - При этом мы готовим сами себя к тому, что мы его будем исполнять. И разве это не воздействие на уменьшение уровня правового нигилизма? Самое прямое. И еще один немаловажный аргумент: любая мера регулирования должна быть прозрачна не только для "внутреннего потребления", но и для зарубежных инвесторов, которые хотят с нами работать. Этот вопрос чрезвычайно важен для вхождения России в единое европейское экономическое пространство. В конце концов мы хотим, чтобы у нас все было цивилизованно, чтобы мы могли защитить своего товаропроизводителя цивилизованным способам".

Теперь все обязательные к исполнению нормы будут называться "техническими регламентами". Планируется, что технических регламентов будет где-то около 2000, не более. Технический регламент будет включать в себя в том числе и нормы, касающиеся проведения государственного контроля и надзора. Он определит, какой именно надзорный орган эту сферу будет контролировать. Поэтому реформой контроля и надзора должна идти параллельно с разработкой технических регламентов.

Разрабатывать технический регламент может не только государство, а любое лицо. Кто именно? Это могут делать профессиональные объединения в виде ассоциаций, союзов, и другие саморегулируемые организации. Таким образом реформа толкает профессиональные сообщества на то, чтобы они самоорганизовывались.

"И такой процесс уже идет, - сообщила Марина Константиновна. - На почве создания проекта технического регламента о безопасности парфюмерно-косметической продукции объединились две некогда враждующие парфюмерно-косметические ассоциации. Производители металлоконструкций намерены объединиться в ассоциацию или союз для разработки технического регламента по металлоконструкциям. И так во многих других сферах. И это тоже очень хорошо, потому что такая самоорганизация ведет к тому, что у нас строится процесс цивилизованного лоббирования интересов производителей".

Декларирование и сертификация

Прежде чем товар поступит на рынок, ему необходимо пройти так называемую процедуру подтверждения соответствия. Эту процедуру у нас понимают, как процедуру сертификации. На самом деле ее правильно называть - "подтверждение соответствия". В нашей стране на уровне закона была введена одна единственная форма подтверждения соответствия - сертификация. Вообще-то их две: декларирование и сертификация. Декларирование в Европе занимает подавляющую роль.

"Декларирование - это личное заявление изготовителя, в котором говориться, что он отвечает за безопасность товара, и прикладывает технический файл, который будет проверяться только органом контроля и надзора, - объясняет Марина Глазатова. - Декларирование - это личная ответственность изготовителя и определенная степень доверия государства к этому изготовителю: его не будут за ранее проверять, но проверят в том случае, если что-то вдруг выявится на рынке - тогда к нему претензии предъявят. А сертификация - это когда третье лицо, то есть орган по сертификации, проверяет, действительно ли изготовителем все предписанные требования исполнены".

Сертификация используется только в случае, если продукция несет в себе риск причинения вреда. Процедура сертификации - дорогое удовольствие, за нее надо платить третьему лицу. Согласитесь, что когда речь идет, например, о самолете, то это стоит сделать, - слишком уж велик риск причинения вреда. У нас же под сертификацию попадало 80% продукции, сертифицировалось все, без разбора, без оценки риска. Разве это экономически эффективно?

Закон о техническом регулировании устанавливает, что если вы одновременно с требованиями устанавливаете какую-то форму подтверждения соответствия этих требований, то ее надо экономически обосновать. В той же сертификации существует 19 систем, разные по сути, по стоимости. "В каких-то особенных случаях, например, когда речь идет о самолете, стоит уделять сертификации большое внимание, - рассуждает Марина Константиновна. - Но если это касается пищевых продуктов, тем более скоропортящихся, то о какой сертификации может идти речь? Если процесс сертификации мобильных телефонов занимает 4 месяца, а скорость их оборачиваемости 6 месяцев, то зачем нужен на них сертификат?"

Совершенно очевидно, что есть огромная масса продукции, которую просто надо выводить из сферы декларирования, из сферы сертификации, либо оставлять только в декларировании. При этом орган контроля и надзора, который сейчас проверяет наличие бумажки - сертификата на товар, контролироваться должен не бумажку, а товар, который мы с вами приобретаем. И поэтому вся система органов контроля и надзора должна быть перестроена.

Долой некачественный товар!

"Ответственность за товар должен нести продавец, то есть тот, кто его продал, - убеждена Марина Глазатова. - К сожалению, у нас этого пока нет, но это должно быть: тот, кто продал и должен нести ответственность". А что делать, если технический регламент, как выяснится при проверке, все-таки нарушен?

У нас было всего два вида ответственности - уголовная и административная. С законом о техническом регулировании появился третий вид ответственности - экономическая. В законе о техническом регулировании прописано правило отзыва товара с рынка. Конечно, проще заплатить штраф. Отозвать товар с рынка - это все, вплоть до потери бизнеса. Тем не менее, это очень действенная мера против недобросовестных предпринимателей. И она должна использоваться органами контроля и надзора. В законе о защите прав потребителей записано, что такой отзыв может быть произведен, но механизма этой процедуры прописано не было. Такой механизм появился в законе о техническом регулировании, и мы надеемся, что он будет использоваться.

Сертификация - это независимая оценка. Это означает, что сертификации не будет больше в сфере государственного регулирования. Как государство будет этот процесс регулировать? С помощью аккредитации, которая позволит проверить, может этот орган заниматься сертификацией или нет, есть ли у него необходимое оборудование, квалифицированные специалисты, помещение и так далее. Но само государство не может оказывать услугу, которая носит конкурентный характер.

Материал подготовлен Галиной Лавриненко при содействии КРЖ "Из первых уст".  

Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар. "Дело и Право", №1, январь 2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики