Структурный маневр для экономического роста
В ходе всех реформ в России остался практически неизменным крупный нерыночный сектор экономики. Никто не торопится заниматься его реформированием. Здесь сохранилась советская власть: продолжается увеличение тарифов, а качество услуг от этого не меняется. Рост тарифов ложится огромной нагрузкой на нас, на население, и мы уже привыкли жить в условиях постоянного капитального ремонта. Сложившиеся "неблагоприятные условия - это вызов, с которым нам необходимо справиться; для нашей страны это национальный вызов: либо Россия выживет, либо нет", считает профессор, доктор экономических наук Евгений Ясин. В июле он представил членам "Клуба региональной журналистики" свое видение реструктуризации нерыночного сектора экономики и модернизации российской экономики.
Новизна предложений, над которыми целый год трудились Ясин и его коллеги, заключается в том, что они, как утверждают сами, "попытались взглянуть на эти вещи в комплексе, как на проблему макроэкономическую, как на проблему структурных реформ". Нынешняя ситуация в экономике такова: есть мощный, доходный экспортный сектор. Он дает 18% ВВП, 80% экспорта, в нем занято приблизительно 3 миллиона работников. Второй сектор - это вся обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и вообще вся промышленность, работающая на внутренний рынок. Это около 40 миллионов человек и 57% ВВП. И есть третий, нерыночный сектор - это 20 миллионов человек, а если без бюджетной сферы (РАО ЕЭС, "Газпром", ЖКХ и т.д.) - это около 5 миллионов, которые дают около 7% ВВП.
Нет стимулов, нет денег
В первом секторе производительность на одного работника примерно в пять раз выше, чем во втором. Во втором - в полтора раза выше, чем в нерыночном третьем. Нерыночный сектор плох не только своей непроизводительностью. Он искажает конкурентные отношения в экономике: сотрудники монополий и бюджетники получают низкие доходы, дешевая энергия ведет к ее избыточному потреблению, и стимулы к инвестициям и развитию ослаблены и у монополий, и у отраслей, "казалось бы, получающих выгоды" от их заниженных цен.
Для нерыночного сектора характерно государственное регулирование цен (под тем предлогом, что они не выдерживают высоких рыночных цен), распределение и отпуск продукции (квоты на поставки газа, электроэнергии, а все, что сверх лимита, - приобретается по рыночной цене), низкие цены на электрическую энергию и газ, как скрытые субсидии. "Есть группы, которым выгодно удержание таких низких цен", утверждает Евгений Григорьевич.
По мнению Ясина, процесс капитализации в этом секторе идет, но очень медленно. Помог кризис 1998 года: девальвация рубля повлекла за собой повышение эффективности производства. Правда, положительные тенденции 2000 года (рост цен на нефть и рост экономики) нерыночный сектор не смог использовать себе во благо. Конъюнктурой воспользовалась примерно третья часть из тысячи предприятий. Эффективно сработали лишь 13%. Сегодня только 6% предприятий работают в убыток против 22% в 1997 году. Но в 2001 году 77% предприятий "проедали" капитал. Чтобы модернизироваться, не хватает денег; нет стимулов, чтобы перестраиваться, констатирует экономист.
Маневр Ясина
По мнению Ясина, переход к рыночной экономике в этих отраслях лежит через реструктуризацию предприятий и учреждений: "нужен некий структурный маневр, чтобы ликвидировать или хотя бы сократить нерыночный сектор". Вот его суть.
1) Центральное звено - реформа "Газпрома" и электроэнергетики, которые, чтобы войти в рынок, должны провести либерализацию цен.
2) Повышение цен на газ и электроэнергию - процесс неизбежный.
3) Другой неизбежный шаг - повышение тарифов на ЖКУ, ликвидация льгот и дотаций.
4) Чтобы люди могли платить за энергию и коммуналку, как за любой другой товар или услугу, необходимы компенсации населению через повышение оплаты труда в бюджетной сфере, пенсии и жилищные субсидии. Где взять деньги на эти цели? Необходимо изъятие природной ренты в пользу федерального бюджета.
5) В неэнергетических отраслях сектора необходимо снижение налогов и привлечение средств финансовых рынков.
Газ без лимита
Несколько слов о газовой ренте. Газ - уникальное богатство, которое может приносить большие доходы.
"На европейском рынке цена газа составляет 100-120 долларов за 1000 кубометров. В
СНГ - от 40 до 80 долларов, внутри страны - 20. Простой расчет показывает, что при наличии открытого рынка без экспортных пошлин, без лимитов на поставки, когда производители могут свободно выбирать, куда газ продавать, цена установится примерно на уровне 80 долларов, - рассуждает Евгений Ясин. - Разница между ценой производителя (20) и ценой для потребителя (80) - это рента. Умножаем ее на 580 миллиардов кубов (результат 2001 года), получаем 30-35 миллиардов долларов. Сегодня эта рента распределяется так: частично она идет в доходы бюджета - в 2001 году он получил немногим более 8 миллиардов долларов. Все остальное - на поддержание низкой цены для всех без исключения потребителей. Это ведет к разбазариванию,
поскольку, если по такой цене отдавать газ, беречь его никто не будет. Мы предлагаем оставить некоторые преимущества для российских потребителей (пускай они платят 50 долларов), остальное брать в бюджет. А деньги эти как раз и пустить на повышение зарплат и пенсий".
Прозрачное ЖКХ
Особый разговор о коммунальном хозяйстве. ЖКХ, по подсчетам, сегодня стоит 440 миллиардов рублей. Источники финансирования: население платит 170,6 миллиарда рублей (38,8%), бюджет - 129,1 миллиарда рублей (29,3%), перекрестное субсидирование составляет 50 миллиардов рублей - 11,1% (причем губернаторы взимают со своих предприятий дополнительную плату, чтобы компенсировать потребление населения, и поэтому не разрешают предприятиям покупать электроэнергию на оптовом рынке), износ жилого фонда и сетей обходится в 90,3 миллиарда рублей - 21% (это ни что иное как "проедание" капитала).
Евгений Ясин предлагает увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, чтобы привлечь в эту сферу бизнес и частный капитал. Расходы населения при этом вырастут до 600 миллиардов рублей, но 120 из них оплатят богатые слои населения. Произойдет прирост издержек по некоторым отраслям промышленности: самый большой - в газовой и промышленности строительных материалов, в электроэнергетике, химии и нефтехимии; самый невысокий - в пищевой, а также в нефтепереработке и нефтедобыче.
Чтобы бизнес активнее пошел в ЖКХ, нужны свободные цены. Это позволит ликвидировать дефицит в этой сфере, появится конкуренция между компаниями. Жильцам придется создавать объединения, чтобы представлять свои интересы в жилищных управляющих компаниях, то есть быть активнее. Муниципалитеты будут выступать как заказчики услуг. Понятно, что при этом муниципалитет должен быть избранный и сам может устанавливать местные налоги. Процедура управления ЖКХ должна стать прозрачной.
Есть и другой вариант, к которому прибегают и сейчас, - увеличение жилищных субсидий. Но это, по утверждению специалистов, менее эффективный путь: 50% населения будет претендовать на их получение, подрывая трудовые мотивации в обществе. Ясин убеждает: "Лучше - реформа нерыночного сектора. У нас проблемы не в деньгах. Нужна конкурентоспособная экономика. Не хватает стимулов. Рост заработной платы станет стимулом для развития экономики. Прирост издержек - это вызов, который подтолкнет развитие. Нам не нужно бояться идти на этот маневр".
Повышение цен - это только следствие того, что значительная часть нерыночного сектора становится рыночной, в том числе и ЖКХ. Сектор, где трудится пять миллионов человек, переходит в рыночную экономику. Там начинается конкуренция, приток инвестиций. "Да, мы повышаем зарплату в бюджетном секторе. Но это означает, что мы отказываемся от советской системы, когда людям платили много меньше, чем они заработали, но и брали с них за жилье,
электричество и т.п. много меньше, чем все это стоило. Теперь же всем придется платить столько, сколько диктует рынок, считает Евгений Григорьевич. - Это как раз ликвидация нерыночного сектора. В этом и есть структурная реформа. Но при этом платят за эту реформу как раз те сектора экономики, которые, казалось бы, надо накачивать ресурсами. По нашим расчетам, рост издержек в промышленности составит 12-13%".
Как нам увеличить ВВП?
Сейчас в обществе идет дискуссия на тему "Как увеличить ВВП?" У правительства амбициозные планы. Путин заявил: нам нужны темпы развития, ускорение. В ответ президенту появился целый ряд предложений. Евгений Ясин охарактеризовал три сценария развития российской экономики. Первый - "инерционный". Он предполагает сохранение той структуры, которая есть сейчас, расчет на экспортные товары, что в результате повлечет постепенное снижение темпов роста даже при благоприятном варианте цены на нефть: 2002-04 гг. - 4,2-4,4%, 2005-07 гг. - 3,0-3,2%, 2008-10 гг. - 2,8-3,0%. "Это самый вероятный сценарий, так как ничего делать не надо", - комментирует Евгений Григорьевич. Второй сценарий - "ускоренный рост": 4,4-4,6%, 4,8-5,0%, 4,2-4,4% соответственно. Он предполагает изъятие ренты, частичное изъятие налогов, сдерживание роста зарплаты ради инвестиций и их эффективного вложения при условии, что реформы в стране идут успешно. Третий сценарий - тот самый "структурный маневр", который предполагает избавление от нерыночного сектора. Темпы роста при этом не самые высокие: 4,4-4,6%, 2,0-2,2%, 5,7-5,9% соответственно.
"Произойдет даже их снижение. В этом вся проблема, - объясняет Евгений Ясин. - Но нужно решить, что нам важнее - структурные реформы или немедленный рост. Я лично уверен, что без структурных реформ долгосрочного ускоренного роста не будет. Да и не только ускоренного, но и просто устойчивого. Если изберем принятую сейчас модель, то в 2004-2007 гг. будут темпы роста 4, 5-5%. Это при благоприятной ситуации, а потом начнется снижение темпов. Если мы пойдем по пути, который я сейчас обрисовал, то темпы роста даже в благоприятных условиях в ближайшие три года будут не выше 2-3%. Зато потом они могут вырасти до 6 и 7%". 
Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар. "Дело и Право", №9, сентябрь, 2003.

|
|