ЗАКРИТИЧЕСКОE СОСТОЯНИЕ
Автор: Крылосов Сергей
Регион: Кузнецк
Тема:  Реформа ВС
Дата: 20.08.2002

Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Эдуард Аркадьевич Воробьёв 40 лет отдал службе в Вооруженных Силах. Прошел все ступеньки служебной лестницы от рядового солдата до генерал-полковника, от стрелка-гранатометчика до первого заместителя Главкома Сухопутных войск. Принимал участие в абсолютном большинстве военно-политических акций Советского Союза и России.

В 1968 году молодым капитаном вошёл в составе наших войск в Чехословакию, а уже в 1991 году был последним командующим Центральной группы войск и выводил эту группировку на территорию СССР.

Имел прямое отношение к Афганистану в качестве первого заместителя командующего войсками Туркестанского военного округа, когда наша 60-тысячная группировка находилась в Афганистане. В 1992 году возглавлял объединенные миротворческие силы в Приднестровском регионе и разводил конфликтующие стороны.

В декабре 1994 года в знак несогласия с применением наших войск в Чечне подал рапорт об отставке и был уволен из рядов Вооруженных Сил. С 1995 года - депутат Государственной Думы.

Э.Воробьёв анализирует состояние и перспективы развития Вооруженных Сил РФ, проблемы взаимоотношений армии и общества.

Непобедимая и легендарная

Специфика российской ситуации во многом обусловлена предысторией. Традиционно, даже при царизме, и тем более при советской власти армия и ее структуры были в привилегированном положении. Вся экономика, начиная с первых пятилеток и кончая 90-ми годами, была направлены на обеспечение обороны как высшего приоритета. На 70% она была ориентирована на тяжелую и оборонную промышленность, и только 30% - на потребительские товары и услуги. Все это позволяло содержать Вооруженные Силы (ВС) численностью около 4 миллионов человек и сохранять количественное превосходство в вооружениях по большинству классов даже над такой страной, как США, а по целому ряду образцов военной техники иметь и качественное преимущество. К середине 80-х годов, то есть на пике холодной войны, наша страна располагала в боевом составе 32 тысячами единиц стратегического и тактического ядерного оружия, а вместе со складскими запасами - около 45 тысяч против 27 тысяч американских. Ни одно государство в мире не имело пяти видов Вооружённых Сил, 15 военных округов, пяти групп войск за рубежом общей численностью около 600 тысяч человек, четыре флота и три эскадры, которые находились за пределами своей территории, в дальних морях.

Тысячи наших советников обучали и снабжали военной техникой десятки стран Азии, Африки и Латинской Америки. По поставкам оружия за рубеж наша страна занимала первое место в мире. Годовые объёмы превышали 30 миллиардов долларов в год!

врубка

Вооружённые Силы находятся в "закритическом" состоянии”. Это определение весьма примечательно тем, что оно принадлежит не политическому деятелю какой-то непримиримой оппозиции, а начальнику Генерального штаба ВС генералу армии Квашнину! Оно прозвучало 30 мая накануне заседания Совета Безопасности, который должен был рассматривать проект основополагающего документа - "Основы государственной политики РФ по военному строительству до 2010 года”.

ГОЛОВА В ЦЕНТРЕ, А РУКИ - НА УКРАИНЕ

Распад СССР в начале 90-х годов, отсутствие позитивных результатов экономической реформы на начальном этапе рыночных преобразований, а также многолетнее топтание на месте в сфере военного реформирования на фоне нецивилизованного раздела бывшей Советской Армии привели к тому, что единый организм ВС оказался расчлененным. Голова - в центре России, руки - западные округа на Украине и Белоруссии, а подбрюшье осталось в республиках Средней Азии.

Аналогичная картина и в экономике: около 80% военно-промышленного комплекса осталось на территории РФ, но они могли давать только 14% конечной готовой продукции. Все зависело от смежников - поставщиков материалов и комплектующих, а они оказались уже в других странах СНГ.

К тому же две тяжелые чеченские кампании до предела обострили взаимоотношения армии и общества. Попросту говоря, сегодня армия, и прежде всего офицерский корпус, как основа Вооруженных Сил, не понимает, почему она лишилась прежнего уважения и материального обеспечения. В свою очередь общество не может понять: зачем и какая армия нужна России, кто виноват в творящихся в там беспорядках от "дедовщины" до взяточничества и хищений, на что идут средства, выделяемые на национальную оборону, как они расходуются.

ЧТО ОНИ ЗНАЮТ ПРО НАС

По данным наиболее авторитетного открытого зарубежного военного источника - ежегодного справочника "Военный баланс", издаваемого Лондонским институтом стратегический исследований, российские ВС на сегодня насчитывают свыше 1,2 миллиона военнослужащих, около 30 "тяжелых" и 5 "легких" дивизий различной степени укомплектованности.

В войсках и на складах имеется около 22 тысяч танков, 26 тысяч другой бронетехники, более 20 тысяч артиллерийских стволов, 2 тысячи зенитно-ракетных установок, 1800 боевых самолетов, 900 ударных вертолетов.

Однако основная часть накопленных вооружений за прошедшие годы морально устарела и в ближайшее время исчерпает свой технический ресурс.

Хуже всего будет обстоять дело с оснащением войск и сил флота высокоточным оружием, средствами разведки и управления, информационного противоборства.

“ЗА УРАЛОМ УЖЕ НЕТ КОМАНДИРОВ ПОЛКОВ”

О результатах реформирования армии за последнее десятилетие можно судить по следующие примерам. В конце 90-х годов Сухопутные войска были ликвидированы как самостоятельный вид ВС, а затем снова восстановлены. Военно-космические силы вошли в состав РВСН, а в настоящее время снова являются отдельным родом Вооружённых сил. Произошло объединение ВВС и ПВО, но после увольнения в запас бывший Главком А.Карнуков заявил, что это было ошибочное решение. Не менее показательно периодическое изменение численного состава и конфигурации военных округов, которые то объединяют, то разъединяют.

На фоне таких "преобразований" в ВС происходил невиданный по масштабам отток офицерских кадров. Причем увольнялись в основном те, кто мог бы ещё служить и служить. Половина уволившихся - молодые офицеры в возрасте до 30 лет. Как сказал один из российских военачальников: "До Урала у нас уже нет командиров батальонов, а за Уралом - командиров полков". Это было сказано в сердцах, но определенная доля правды в этом есть.

Не лучшим образом выглядит ситуация и с качеством оставшегося в армейских рядах личного состава. Это касается, прежде всего, офицерского корпуса, как основы ВС.

Из того же заявления начальника Генерального штаба А.Квашнина: "Российскую армию захлестнули воровство и хищение. Среди офицеров процветает вседозволенность и всепрощенчество. Продолжается криминализация армейской среды".

Генпрокуратура отмечает, дальнейший рост преступлений в войсках. За год: 23,3 тысячи уголовных дел - 307 умышленных убийств, 340 разбоев, более 600 грабежей.

Зафиксировано более трех тысяч случаев неуставных взаимоотношений. Серьезным фактором, крайне негативно влияющим на криминогенную обстановку, является незаконный оборот огнестрельного оружия. В розыске находится более 54 тысяч единиц стрелкового оружия. В ВС выявлено почти 11 тысяч нарушений бюджетного и кредитно-финансового законодательства.

Цитата:

“Военные, какими бы мудрыми они не были, не способны сами себя реформировать. Этим должно заниматься военно-политическое руководство страны с участием военных, с привлечением всех сил и средств, научно-исследовательских институтов”

Э.Воробьёв.

ОТ ПРИЗЫВА К КОНТРАКТУ

Основными причинами такого положения дел в армии, если говорить в общем, является отсутствие стимулов к военной службе. Речь идет о денежном довольствии, обеспечении жильём, льготами. Вместе с тем, нельзя престиж военной службы сводить только к финансовым проблемам обеспечения офицерского состава и прапорщиков, так как почти половина военнослужащих около 600 тысяч - призывники.

Высокоинтеллектуальная военная техника требует, чтобы ею управляли профессионалы, для которых военная служба является их основной профессией.

Какой видится организационная структура российской армии? Это, прежде всего, переход на контрактную систему комплектования не только ВС, но и всей военной структуры государства. Человек должен идти в армию осознанно, за достойное вознаграждение - денежное и статусное. Армия, в которую солдат приходит по принуждению, не может быть эффективной.

Крайне неблагополучное положение, сложившееся в самих ВС, особенно неуставные взаимоотношения, стремления к уклонению от военной службы, антиармейские настроение привели к тому, что призывная система военной службы на сегодня себя дискредитировала. А если учесть ещё и физическое состояние призывного контингента, неблагоприятные демографические перспективы, то через несколько лет ВС могут быть укомплектованы лишь на 45%, максимум 55. С этим мы уже сталкивались в начале 90-х годов годах, когда офицеры несли службу вместо солдат в караулах и были истопниками. Положение с призывом и далее будет ухудшаться. Как показывают данные социологических исследований, с негативной установкой на военную службу сегодня пребывает около 35% молодежи, а в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов этот показатель еще выше - до 40 - 45%.

МИЛЛИОН ПРОФЕССИОНАЛОВ

Руководство Союза правых сил взяло на себя смелость разработать концепцию перехода на профессиональную армию, обосновать ее финансово и экономически, заинтересовать Правительство и Президента страны в целесообразности её реализации.

В чем её суть? В соответствии с современной оборонной доктриной для выполнения задач в локальных войнах и конфликтах России достаточно иметь ВС мирного времени численностью около одного миллиона человек. Новый план военного строительства, который рассматривался Советом безопасности, предусматривает существенное сокращение численности ВС к 2010 году до 850 тысяч - 1 миллиона человек.

Миллионная армия должна быть укомплектована по контракту. В случае возникновения серьезного конфликта более крупного масштаба армии с такой численностью будет недостаточно. Возникнет необходимость призыва резервистов.

Как создать военно-обученный резерв, если армия по контракту действительно не обеспечивает его накопления? Предлагается сохранить и систему призыва, но только для подготовки резерва в специальных центрах.

Продолжительность воинской службы в этих центрах должна составить не более 6 - 8 месяцев. После прохождения подготовки по военно-учетной специальности молодой человек увольняется в запас и становится военнообязанным, подпадая под действие Закону "О воинской обязанности и военной службе". В случае необходимости он может быть мобилизован. Если же по своему уровню подготовки и внутреннему складу он пожелает служить в ВС, то может заключить контракт. Минимум на три года со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Предлагаемая система позволяет не вносить изменения в Конституцию РФ. Остается конституционная обязанность каждого гражданина о защите Отечества и альтернативная гражданская служба для тех, кто по религиозным убеждениям не может брать в руки оружие.

Правительство предложило Президенту общую концепцию строительства профессиональной армии. Глава государства с нею согласился, и сейчас идет её более детальная разработка. Псковская, 76 воздушно-десантная дивизия определена в качестве экспериментальной для комплектования полностью на контрактной основе.

Записал С.КРЫЛОСОВ.

Цитата:

"Запомни, Воробьёв, говорил мне Министр обороны, если мать выступит против службы в армии, никакая милиция и никакая прокуратура ничего сделать не сможет. Давай, занимайся дисциплиной!" - Э.А.Воробьёв.  

С.КРЫЛОСОВ, «Любимая газета», Г. Кузнецк, 09.2002

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики