Белый Дом рассчитывает заменить пенсионерские льготы денежными выплатами и заставить работодателей оплачивать больничные листы своих работников
"Практикующий экономист" Михаил Задорнов и на "левых", и на "правых" как раз производит впечатление человека здравомыслящего. Не путает политику с профессией, риторику с делом. Обосновавшись в здании на Охотном ряду, относит себя к независимым депутатам. Конкретен, не растекается мыслью по древу. Но и самостоятельности не страшится: на все имеет свое суждение, не прячется от острых вопросов за общими рассуждениями.
Недавно заместитель председателя комитета по бюджету и налогам ГД - а такую должность сегодня занимает бывший министр финансов Михаил Задорнов - выступил на состоявшемся в Москве форуме клуба региональной журналистики "Из первых уст", в работе которого принимал участие корреспондент "Челябинского рабочего". Экс-министр дал развернутый анализ нынешнего положения нашей "политической экономике" после мартовских президентских выборов, формирования нового правительства и его начальных шагов.
- С точки зрения структурных реформ, - сказал Михаил Задорнов, - развитие ситуации в грядущее четырехлетие (второй президентский срок Владимира Путина - ред.) будет напоминать динамику, наблюдавшуюся с 2000 года. Тогда был дан серьезный импульс переменам: создавалась новая пенсионная система, произошло существенное снижение налогов. А 2003-2004 годы прошли по инерции.
В текущее четырехлетие мы будем наблюдать нечто подобное: в текущем году - определенный толчок, который потом, если останутся стабильными цены на нефть и газ, будет затухать. Однако есть и принципиальные отличия от прежнего периода. Степень готовности и проработки решений, которые сейчас будут вноситься в Госдуму, ниже. То, что проработано и подготовлено, умещается на пальцах одной руки - это завершающий этап налоговой реформы, пакет жилищно-градостроительной направленности (документы об ипотеке, Градостроительный кодекс, поправки в Гражданский кодекс, связанные с возможностью распоряжаться собственным жильем). Высокую степень готовности имеют Лесной, Водный кодексы и законодательство о недрах. Обсуждается на уровне идей, еще без серьезных расчетов, перспектива замены социальных льгот денежными выплатами. Это, по сути, все, что у правительства и президента готово к внедрению. То есть нынешний импульс окажется существенно слабее того, что был четырехлетие назад. Есть еще одна особенность. По моему глубокому убеждению, президент и правительство не с того начали. В первых проявлениях административной реформы я вижу не очень удачную реализацию, возможно, правильной идеи. Практическое последствие предпринятых шагов будет одно. Все министерства, ведомства, их территориальные органы окажутся парализованными, по крайней мере, месяцев на шесть. Они вынуждены будут утверждать новые структуры, переназначать людей, вырабатывать другие графики движения документов и так далее. Поэтому за исключением узкой прослойки политических назначенцев не сумеют быстро готовить новые решения, не пользуясь наследством кабинета Касьянова. На это еще накладываются политические ограничения. Потому что зажим политического поля делает более сложным обсуждение альтернативных предложений.
-От административной реорганизации эффект пока мал?
-Я понимаю идею, которой руководствуются в правительстве. Смысл в том, что одни органы разрабатывают правила игры, политически отвечают за соответствующую сферу, на другие возложены исполнительские функции. Кроме того, существуют надзоры, не подчиняющиеся министрам. Схема эта рациональна, опробована в ряде стран. Но у нас ее воплощение очень странное. Надзоры остались под министрами, которые назначают начальников, утверждают сметы и так далее. Некоторые из них вообще выпали из системы. В частности, вы не найдете целый ряд экономических надзоров. И непонятно, кто должен ими заниматься. Из чего напрашивается вывод: все делалось в большой спешке. Структура не продумана изначально, строится методом проб и ошибок. По два заместителя каждому министру - звучит красиво. Но нельзя сравнивать ведомство средней руки и Минпром, Минфин, Минэкономики. Они не могут работать с двумя заместителями, слишком разные там участки. Не может быть такого, чтобы в их стенах собрались одни взаимозаменяемые универсалы. Из чиновничьей обоймы выбывают 300-400 человек. Можно, конечно, считать: все чиновники взяточники и работают на свой карман, но эти люди принимали решения, это наиболее опытные специалисты в своих министерствах. Теперь они выведены за штат.
-Чего нам ждать от законопроектов, которые, как говорится, скоро поступят в работу в Госдуму?
-Я обозначил уже пять-шесть позиций. Недавно приняты принципиальные решения относительно Лесного кодекса. Его проект был одобрен предыдущим правительством. Предусматривалось, в частности: если вы 15 лет арендуете леса, имеете право приобрести их в собственность. Некоторые специалисты не считали это целесообразным. По этому поводу в Думе было определенное возмущение. И, судя по всему, такой подход будет откорректирован. Правительством рассмотрен и налоговый пакет. Это шесть законов, внесение которых в Госдуму ожидается в ближайшее время.
-Сейчас много обсуждают последствия снижения ставки единого социального налога...
- Пока у нас действует регрессивная, то есть ступенчатая шкала. В чем суть? Если человек получает зарплату на предприятии, грубо говоря, до 300 долларов в месяц, налог берется по ставке 35,6 процента. Если зарплата от 300 до 800 долларов, ставка понижается до 20 процентов. Затем до десяти и двух, если зарплата превышает 2000 долларов. Средства, как известно, идут в Пенсионный фонд, соцстрах и медстрах.
Примерно год назад Государственной Думой было принято предложение шести депутатов, в том числе и мое, об изменении шкалы этой регрессии. При зарплатах менее 200 долларов мы хотели сделать ставку 30 процентов, при зарплатах от 800 до двух тысяч долларов - 15, свыше двух тысяч - пять. Но правительство теперь будет вносить свои поправки. Третий вариант таков: зарплата до 900 долларов облагается по ставке 26 процентов, если она до двух тысяч долларов, ставка снижается до 10 процентов, если превышает эту отметку, берется, как сейчас, два процента. Имеем в итоге фактически плоскую шкалу. Она выгодна бюджетным организациям, предприятиям легкой промышленности и сельского хозяйства, отраслям с низкими доходами, потому что нагрузка на фонд оплаты труда у них сразу снижается с 35 до 36 процентов. Но эта шкала абсолютно никого, как мыслилось, не стимулирует платить больше. Как только приближаемся к вилке 300 долларов и выше, ставка оказывается больше нынешних 20 процентов. Стимул появляется только при очень высоких доходах, за 900-долларовым порогом, но по российским масштабам для большинства это почти запредельные доходы.
- Потерю поступлений от снижения ставки ЕСН намечается компенсировать, "ужавшись" в социальных вопросах?
-От корректировки налога по варианту Белого Дома, подсчитал Минфин, теряется 215 миллиардов рублей. Что намерено предложить правительство, чтобы закрыть эту брешь? Первое - отказаться от накопительной части пенсий для лиц с 1953 по 1967 годы рождения (сейчас на накопительный счет для них поступает по два процента от заработка, а со следующего года планировалось брать по четыре). Людям с 67-го года и моложе начисляется по четыре процента, со следующего года должно быть шесть. Их хотят брать только в 2008 году. Рассуждения о том, что каждый сам может копить "изъятые" средства - разговоры в пользу бедных. Никто, понятно, этого делать не станет.
Второе. Первые три дня больничных, которые сейчас оплачивает фонд социального страхования, работнику будет "компенсировать" работодатель. Хотя такого законопроекта еще нет, финансовые последствия этой меры уже просчитаны. По данным Минфина, цена вопроса - 20-25 миллиардов рублей, по подсчетам организаций работодателей она больше вдвое - примерно 45 миллиардов. То, что такое предложение будет внесено и со стопроцентной вероятностью проголосовано парламентским большинством, у меня нет никаких сомнений.
Третье. Помимо больничных фонд соцстраха финансирует три ключевых направления - детский спорт, санаторно-курортное лечение для некоторых категорий населения и детский отдых. Их с него собираются сбросить. По всей видимости, финансирование детско-юношеских спортивных школ пойдет за счет региональных бюджетов при небольшой помощи федерального, а детский отдых, оплата проезда и лечения ветеранов в значительной части возьмет на себя федеральный бюджет, но в какой - пока не ясно.
Путем отрезания некоторых расходов государство надеется сберечь чуть более половины суммы, которой не досчитается после снижения ЕСН. Другие налоговые инициативы носят, по сути, технический характер. Это касается, в частности, индексации со следующего года на восемь процентов акцизов на бензин, алкоголь, табак (потому что 8-процентным прогнозируется рост инфляции).
-Что будет со льготниками? Ходят разговоры о том, что со льготами им тоже скоро придется распрощаться.
-Тема эта обсуждается в коридорах власти. Касается она пенсионеров, чернобыльцов, инвалидов и жертв политических репрессий - всего примерно 32 миллионов граждан. Для них предполагается ликвидировать шесть льгот - 50-процентную оплату телефонов, бесплатный проезд городским транспортом, а в ряде регионов - междугородним автобусом и пригородными электричками, право раз в два года бесплатно воспользоваться железнодорожным транспортом или самолетом, а также получать бесплатные лекарства (около 600 наименований). Взамен этого, учитывая категорию льготника и его возраст, правительство хочет дать прибавку к пенсии по инвалидности или старости за счет федерального бюджета. Обсуждается несколько схем.
-Но социального ущемления в итоге не произойдет?
-Сумма, что заложена на эти денежные выплаты, - 160 миллиардов рублей. Разделим ее на 32 миллиона льготников - получим максимум 400 рублей на человека. Никак не выходит 500-1000, что обещало правительство. Еще льготы неравномерно распределены по стране. Для одних регионов с преобладанием сельского населения любая конструкция этой меры будет выгодна. Однако она чрезвычайно сильно ударит по городам-миллионникам. Ни одна территория за исключением Москвы не в состоянии платить из своего бюджета пенсионерам и инвалидам. К тому же предполагаемое замещение льгот деньгами не компенсирует для жителей мегаполисов понесенные потери. Поэтому сейчас выдвинулась идея о том, чтобы сделать такое замещение добровольным. Но реализовать это пожелание, на мой взгляд, невозможно технически.
-В Челябинской области много ликвидаторов последствий аварии на химкомбинате "Маяк". Коснется ли и их отмена льгот?
-Да, они привязаны к категории чернобыльцов. На них это тоже будет распространяться.
-Предложения правительства пройдут через наш парламент со 100-процентной гарантией?
-Для меня движение пакета по ЕСН и замене натуральных льгот будет критерием самой возможности дискуссии в парламенте. Первые опыты свидетельствуют: "Единая Россия" голосует за любой законопроект, если на нем стоит штамп правительства. Даже если он очевидно, как закон о собраниях и митингах, нелеп и сами депутаты это понимают.
Альтернативные варианты, конечно, будут. Но ни коммунисты, ни "Родина", ни мы, независимые, ничего не решаем. Можем лишь обозначить свою позицию. Как поведет себя "Единая Россия"? Думаю, поддержит правительство, но постепенно поддержка станет размываться. Это будет зависеть от того, насколько популярны или непопулярны шаги, как они просчитаны.
-Можно ли в свете ожидаемых перемен надеяться на компенсацию денежных вкладов, обесценившихся в 90-х?
-Если общество решит, что эта задача более важная, чем индексация заработных плат или вложений в инфраструктуру, ресурс для таких действий появится примерно к 2008 году. У нас освобождаются средства, идущие на обслуживание внешнего долга, то есть три-четыре миллиарда долларов можем направлять на эти цели, предпочтя их другим приоритетам. Если это принимается, то, по моим подсчетам, можно компенсировать 15-20 процентов вкладов, пересчитав коэффициент инфляции с 92-го года. И потребуется для этого семь-восемь лет выплат.
-Хотя Москва клянется, что пенсионный возраст не будет повышаться, в провинции такие разговоры не прекращаются...
-Возраст повышаться не станет. Будет внедряться принцип стимулирования. Примерно так. Выходите на пенсию в 60 лет - получайте 30 процентов от зарплаты, пойдете на заслуженный отдых в 65 - "берите" 60 процентов. Это будет подталкивать людей трудиться дольше. 
Евгений КИТАЕВ, Челябинск. "Челябинский рабочий", 28.04.2004.

|