ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Автор: Арматынская Ольга
Регион: Ижевск
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 27.05.2004

В 2001 году перечень видов предпринимательской деятельности был сокращен с 2 тысяч до 120, явился федеральный закон о госрегистрации, единая процедура, набор документов и единый реестр юридических лиц, доступный в Интернете. Министр по налогам и сборам смог, наконец, сообщить стране, что у нас столько-то юридических лиц…

Закон даже объявил "презумпцию невиновности" бизнесмена. Помните, прежде инспектор являлся предпринимателю "как небесный судия"? Теперь его для начала попросят показать документы полномочий… и доказать, что бизнесмен что-то нарушил. Правда, об этой "благодати" (ФЗ № 134) многие герои мелкого и среднего бизнеса до сих пор в полном неведении, сказывается инерция: " от закона хорошего не жди".

Следующим "завалом" на пути оказались десятки тысяч ГОСТов, ОСТов и прочих САНПиНов, оставшихся в наследство от плановой экономики. "Расчистить дорогу" призван принятый в 2003 г закон " О техническом регулировании".

Марина Константиновна Глазатова.

Прежде - замруководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития и торговли РФ, ныне - Зампредседателя Госстандарта России, разработчик закона "О техническом регулировании":

" Мы должны себя уважать…"

75 лет - столько существует Госстандарт- государство предъявляло требования производителю на круглую форму котлет, на размер прибалтийской селедки от 20 до 25 см, на длину стежка на брюках…на все и вся.

Нормотворчеством, как правило, занимались министерства и ведомства, которые свои сочинения публично не печатали и не всякому давали в руки. Стандарты размножались, дублировались, устаревали, наконец.

А между тем, грянул рынок. Производитель вместо единого заказчика- государства, обрел множество, каждого со своим интересом, да еще в условиях конкуренции.

Есть, например, такой акт Госгортехнадзора: котел, работающий под давлением должен иметь смотровое окошечко, чтобы следить - как там и что кипит. С 1985 года нигде, кроме России, не производят котлов с окошечком, существует специальный прибор, который показывает давление. Но у нас окошечко должно быть! Предприниматель, производя котёл с современным приборчиком, нарушает ГОСТ 1963 года и подлежит штрафу. Есть и такой стандарт 30-х гг : хлеб должен перевозиться и продаваться в полотняном мешке. Все(!) продавцы наших булочных нарушают закон.

Многие наши стандарты устарели: мы до сих пор измеряем качество зерна по клейковине, молока - по жирности, а все в мире меряют по белку …

Или, например, санитарные нормы дублируются многократно в актах разных ведомств. Поэтому санитарную книжку продавца ходят проверять госторгинспекция, Госстандарт, министерство здравоохранения, санэпидемнадзор, инспекция МАПОЗа по защите прав потребителей и ещё милиция.

При этом законопослушание - удовольствие не из дешевых: полное собрание сочинений ГОСТов на CD стоит $ 8000…

О справедливости диктатуры закона

Закон "О техническом регулировании" вводит логический и понятный порядок. Государство отвечает за безопасность товаров: в его ведении защита жизни и здоровья граждан, имущества, охрана окружающей среды, не введение в заблуждение, и его требования обязательны.

Предполагается, что новые стандарты (технические регламенты) будут утверждаться федеральными законами, ведомства этого права лишаются. Сейчас мы все имеем "в одном флаконе": ведомство устанавливает нормы, само их контролирует, да еще и сертифицирует изготовителя. Мало того, в 43 министерствах и ведомствах - 67 органов контроля и надзора. Дублирование, естественно, - за счет налогоплательщиков.

А вот за качество товаров по закону отвечает производитель. Кроме уголовной и административной, закон прописывает новую процедуру ответственности: отзыв товара с рынка. Мера, согласитесь, куда более эффективная, чем штраф.

Новые российские стандарты будут обсуждаться публично. Разработчик (любое лицо!) публикует уведомление о том, что он трудится над проектом технического регламента, желающие присоединяются к обсуждению, эта разработка вполне может стать федеральным законом. Настрадавшийся бизнес такой возможности, наверное, не упустит.

Стандарты должны учесть все: совокупность выработанных прежде требований, особенности нашего развития и условий, международный опыт - в этом смысле мы должны себя уважать.

Когда общество обсуждает какую-то норму, оно готовится её соблюдать, для страны правового нигилизма это важно. Законы официально публикуются: не хочешь платить за собрание правовых актов - выписывай "Российскую газету"

Мнение эксперта

Эдуард Быков, директор Удмуртского центра правовой поддержки предпринимательства.

"Действительно, значительная часть государственных стандартов, даже устарев, продолжает действовать. А реалии сегодняшнего дня требуют не столько корректировки, сколько переоценки и пересмотра стандартов, именно поэтому государство намерено привлечь бизнес для разработки новых ГОСТов. Необходимо отойти от государственного регулирования и учесть мнения частных обществ и организаций.

Такая позиция продиктована и временем и общемировой практикой. Думаю, время покажет, насколько будущая система стандартов будет эффективной"

О "философии" качества.

От действующей системы стандартов зависит и сертификация - подтверждение соответствия продукции.

В мире приняты две его формы: декларация и сертификация. У нас "полюбилась" последняя - ей подлежит 95% всей продукции. По данным М. Глазатовой, это не мешает фальсификации почти 70% товаров на российском рынке…

Конечно, "любовь" к сертификации - не платоническая. Декларация, которую усердно практикует весь мир, стоит дешево: это личное заявление изготовителя плюс технический файл. А сертификация, экспертиза в испытательной лаборатории может стоить тысячи долларов, а может - миллионы, смотря, что сертифицируют.

Теперь закон требует обосновать саму необходимость процедуры сертификации и ее процедуры. Тот же йогурт в сертификате не нуждается, его безопасность лучше контролировать прямо на рынке. Иное дело - лифт или самолет - здесь соответствие должно заранее подтверждаться.

Пока что у нас орган по сертификации и лаборатория - одно юридическое лицо, независимые испытательные лаборатории - дело светлого будущего. Но, по словам М. Глазатовой, "если мы не будем шагать, то никогда не дойдем". Закон уже разрешает заниматься сертификацией любой аккредитованной организации - частной, государственной или с иностранным участием. Связаться с разработчиками закона, принять участие и проследить за ходом реформы может любой гражданин России на сайте www.gost.ru.

Информация для размышления

*В Америке отрасль законодательства стандартов называется социальным регулированием, в Европе и у нас - техническим регулированием. В Европе подобная реформа идет более 20 лет, японцы начали ее еще в начале 60-х.

* Всего за семь ближайших лет у нас появится около 350 (вместо 22 тысяч) стандартов. В бюджете РФ 2004 г. на реформу предусмотрено 104 млн. рублей.

*Практические ожидания от действия закона немалые: только "взяточную" нагрузку на бизнес он должен сократить в 2, 5 раза, - это до 35 % стоимости товаров!

*На "свою" выгоду от закона может рассчитывать даже фундаментальная российская наука: появление института независимых экспертов, изучение рисков, рынок испытательных лабораторий - перспектива заманчивая.

В статье использованы материалы семинаров Клуба Региональных Журналистов "Из первых уст", Москва.  

Ольга АРМАТЫНСКАЯ (псевдоним - Ольга АРМ), Ижевск. Журнал "Бизнес Удмуртии", №1, апрель 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики