ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМ-КЛАССА
Автор: Протасова Ольга
Регион: Саратов
Тема:  Правительство , Реформа , Бюджет
Дата: 27.05.2004

Выступая на форуме Клуба региональной журналистики, депутат Госдумы Михаил Задорнов дал весьма жесткую оценку действиям нового правительства. По его мнению, реформы будут продолжаться, но вяло, по инерции, со склонностью к затуханию. Даже дорабатывая наследство кабинета Касьянова, новое правительство проигрывает ему по всем фронтам. Степень подготовленности приходящих в Думу решений далеко не на высоте. Да и просто не с того начали. Реорганизацию правительства в данный исторический период Михаил Михайлович считает крайне неудачной (мягко говоря) затеей. Правительство будет парализовано еще месяцев шесть. Причина же посыла, с которым новый кабинет министров берется за решение старых наболевших проблем, - это жесткая экономия.

Налоговая реформа

Из шести законов налогового пакета, уже рассмотренного правительством, наиболее принципиальны два. Первый - увеличение сборов (экспортных пошлин и налога на добычу) с нефтяников. Примерно на 2,5-3 млрд долларов нефтяные корпорации станут платить больше, чем сегодня. В прошлом году государство взяло с нефтяного сектора порядка 23-25 млрд долларов. Реформа приведет к увеличению нагрузки примерно на 10%.

Второй - изменения в едином социальном налоге (ЕСН), которые могли бы вывести зарплаты из тени, дать дополнительный стимул производству и предпринимательству. Но смогут ли они решить те задачи, ради каких затевались, это большой вопрос. Сегодня зарплаты до 300 долларов в месяц облагаются налогом по ставке 35,6%, от 300 до 800 долларов - 20%, от 800 до 2000 долларов - 10%, свыше 2000 долларов - 2%.

Депутатская версия, одобренная минувшим летом в первом чтении, подразумевала снижение базовой налоговой ставки с действующих 35,6 до 30%. При этом депутаты предложили уменьшить нижний порог регрессивной шкалы ЕСН. Если по действующему законодательству работодатель имеет право платить налог по меньшей ставке при условии превышения годового дохода сотрудника 100 тыс. руб., то депутаты предлагали довести нижний порог шкалы до 50 тыс. руб. Правительство тогда более чем прохладно отнеслось к этой идее, назвав ее преждевременной. Сейчас же кабинет министров, определившись с ЕСН, одобрил пакет своих поправок к указанному проекту. Правительственный вариант снижает базовую ставку ЕСН практически на 10% - с 35,6 до 26%, эффективную ставку - с 30,4 до 24,15% от фонда оплаты труда. При этом будет также изменена регрессивная шкала ЕСН: она станет трехуровневой. Согласно новой шкале, для зарплат до 300 тыс. руб. в год ставка ЕСН составит 26% от фонда оплаты труда. Для зарплат до 600 тыс. руб. в год работодателю придется заплатить 10%, свыше 600 тыс. руб. - 2%. Скорее всего, в таком виде проект и пройдет ключевое, второе, чтение. Так что налогоплательщикам осталось ждать снижения единого социального налога уже меньше года (новые ставки ЕСН предполагается ввести с 1 января 2005 года).

По мнению Задорнова, предложения правительства выгодны предприятиям и организациям с низкими зарплатами (например, бюджетникам, сельхозпроизводителям). Но эта шкала абсолютно не стимулирует платить большие зарплаты в частном секторе и не способствует выводу зарплат из тени. Стимулы появляются только при достижении планки в 1000 долларов. А таких организаций в России не так уж и много. Вариант, который предлагал Задорнов, возможно, решил бы проблему "серости" зарплат, но пробил бы в бюджете довольно существенную брешь. Таким образом, осторожные правительственные чиновники легализацию доходов решили принести в жертву осторожности.

Опять кинули!

По подсчетам Минфина, бюджет от корректировки шкалы ЕСН потеряет 215 млрд руб. Правительство будет пытаться заткнуть эту дыру по-своему, а именно - за счет народа. Например, тем, кто родился с 1953 по 1967 годы, придется отказаться от накопительной части пенсий. Естественно, не сами откажутся, просто так за них решили. Сейчас этим гражданам на накопительный счет капают 2%, со следующего года должны были бы идти отчисления в 4%. Все эти благие намерения перечеркиваются и обнуляются. Со следующего года все 14% страховых платежей будут идти на финансирование только распределительной части. А накопленные за прошедшие два года средства останутся в Пенсионном фонде или под управлением частной компании, если граждане таковую уже выбрали. Если предложения правительства получат одобрение в Думе, данная категория граждан сможет рассчитывать только на распределительный минимум. При этом правительственные чины уверяют, что исключенные из накопительной системы граждане не пострадают. Вроде бы в ближайшие 10 лет зарплаты, а следовательно, и отчисления в "распределитель" будут расти быстрее, чем толстеть накопительные счета остальных. Предложение, принятое правительством в последний момент, о том, что народ по собственному желанию мог бы вносить по 4% в Пенсионный фонд, а потом государство добавило бы по 2 тыс., - это, по мнению Задорнова, разговоры в пользу бедных. Ясно, никто этого делать не будет.

Задорнов заверил, что пенсионный возраст повышаться не будет. Но для россиян преклонного возраста придумали такие стимулирующие меры, что, по кулуарному выражению одного из чиновников социального направления, "работать все будут, как миленькие". Если вы выходите на пенсию в 60 лет, то будете получать 30% от заработной платы. А если в 65 лет, то уже 60%. Вполне внятный экономический стимул.

Головная боль работодателя

Еще одно "экономное" действие правительства пока не получило законопроектного оформления, но расчеты уже есть. Оказывается, государству весьма выгодно скинуть наши болячки на плечи работодателя. Речь о том, чтобы первые три дня больничного оплачивал не фонд социального страхования, как сейчас, а работодатель. Что удивительно - разница в расчетах. По подсчетам Минфина, бюджет выиграет порядка 20-25 млрд руб. По мнению организации работодателей, цена вопроса 45 млрд руб. В том, что этот вопрос будет внесен в Думу и одобрен парламентским большинством, у Задорнова сомнений нет. Как нет сомнений и в том, что государство последовательно избавится от обузы в виде детского отдыха и спортивных школ, а также санаторно-курортного лечения ветеранов. Задорнов предполагает, что ДЮСШ целиком повесят на региональные бюджеты. А детский отдых, ветеранские проездные и курортные будут замещены средствами из федерального бюджета. О пропорциях пока ясности нет, все предложения правительства в стадии доработок, хотя вектор понятен.

Льготы - натурой

В "Белом доме" обсуждается еще один социальный законопроектный блок, который коснется практически всех льготников. Но, оговоримся сразу, пока эти предложения носят лишь дискуссионный характер. Объектом социальных изменений могут стать четыре наиболее массовые категории льготников: пенсионеры (за исключением работающих), чернобыльцы, инвалиды и жертвы политических репрессий. Всего около 32 млн человек. Шесть основных льгот, которыми они в той или иной степени сейчас пользуются (50-процентная плата за телефон, бесплатный проезд городским транспортом, бесплатные лекарства, льготный проезд на междугородном транспорте и пригородных электричках, бесплатный проезд в любую точку РФ железнодорожным транспортом или авиа), предлагается ликвидировать, а взамен дать прибавку к пенсии за счет федерального бюджета. По словам Задорнова, даже первых выступлений профильных министров на заданную тему достаточно для того, чтобы сделать неутешительный вывод: если данное предложение получит право на жизнь, реальные деньги взамен льгот получат не все. Потому что на всех просто не хватит. Если заложенные на компенсацию 160 млрд руб. разделить на 32 млн человек, то обещанной правительством прибавки от 500 до 1000 руб. каждому никак не получается. Максимум - 400 руб. на нос. Идею предложить гражданину на выбор - деньги или льгота - технически реализовать невозможно. Второе соображение, которое не вяжется с идеей равенства соцобеспечения, - неравномерное распределение этих льгот по стране. Конечно, так называемые сельскохозяйственные регионы от перевода льготы в натуру выиграют, поскольку в селах население не пользуется большей частью льгот. Но по мегаполисам, по городам-миллионникам и даже по такому достаточно крупному городу, как Саратов, ударит сильно. Ведь уже понятно, что предполагаемая прибавка не компенсирует потерянной льготы.

При этом федеральный центр довольно цинично предлагает регионам сохранять льготы на их усмотрение. Целиком или частично, у кого на сколько хватит денег. Если же региональные бюджеты дополнительную нагрузку не тянут, бывшие льготники станут довольствоваться теми 400 рублями, о которых было сказано выше. Причем и эти крохи год от года будет съедать инфляция.

Самое интересное, что даже на эту прибавку, якобы из федерального бюджета, раскошелиться придется опять-таки регионам. Чтобы собрать 160 млн руб., которые предполагается направить на компенсацию льгот, федеральный бюджет заберет себе дополнительные проценты от налога на прибыль.  

Ольга ПРОТАСОВА, Саратов. "Неделя области", 28.04.2004

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики