Правительство России накануне лета готовится преподнести жителям регионов от Калининграда до Владивостока большой сюрприз - отменить гражданам практически все социальные льготы, чтобы заменить их денежной компенсацией. Хотя президент ещё не внёс проект на обсуждение Государственной Думы РФ, в коридорах нижней палаты парламента вовсю идут жаркие споры. Чего пенсионерам ждать от чиновников правительства, рассказывает бывший министр финансов России, заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Михаил Задорнов.
Утром - льготы, вечером - стулья
- Идея замены социальных льгот на натуральные, то есть на деньги, в коридорах Белого дома обсуждается пока без каких-либо серьёзных расчётов.
Если говорить коротко, то идея в следующем. Берется четыре категории льготников. Это пенсионеры, которых в стране примерно 35 миллионов человек, за исключением работающих пенсионеров; чернобыльцы, около полутора миллионов человек; инвалиды, их примерно 10 миллионов, но инвалиды и пенсионеры - это фактически одна и та же категория. И четвертая категория - это жертвы политических репрессий. То есть под инициативу правительства попадают в основном пенсионеры и чернобыльцы. Если не считать работающих пенсионеров, получается где-то 32 миллиона граждан Российской Федерации.
Берется шесть основных льгот, кроме льгот по жилищно-коммунальному хозяйству. Это натуральные льготы - такие, как 50 процентов оплаты за телефон. Это бесплатный проезд городским транспортом; это бесплатные лекарства, которые получают по рецепту врачей. Это льгота на бесплатный проезд в пригородных автобусах и электричках. Наконец, в этот список попадает такая льгота, как бесплатный проезд раз в два года в любую точку России для некоторых из этих категорий льготников.
Все эти льготы предлагается на уровне федерального законодательства ликвидировать. И взамен этого, в зависимости от категории льготника, и в зависимости от его возраста, дать ему прибавку к пенсии по инвалидности или трудовой пенсии за счет федерального бюджета.
Вы, наверное, видели уже первые выступления министров по этому поводу. Если мы разделим 160 млрд. рублей, которые предполагается выделить на компенсацию льгот, на 32 миллиона человек, выясняется, что сумма, которая называется руководителями правительства, от 500 до 100 рублей, не получается. В реальности получается максимум 400 рублей на человека.
Надо заметить, что распределение этих льгот по стране очень неравномерно. Для целого ряда регионов с преобладанием сельского населения, таких, как Алтайский край, Псковская область, центральное Черноземье, любая конструкция этой меры будет выгодна. Потому что у них очень небольшая доля прибыли в доходах, и очень большая доля сельского населения, которая просто не обеспечена большим перечнем этих льгот. Отмена социальных льгот чрезвычайно тяжело ударит по большим городам, за исключением Москвы.
Ни один из регионов не в состоянии доплатить из своего бюджета пенсионерам и инвалидам при отмене этих льгот. Очевидно, что те пятьсот-шестьсот рублей, о котоых я говорил, конечно, не компенсирует для жителей мегаполисов потери. Поэтому сейчас уже появилась идея сделать отмену льгот добровольной: кто хочет - получается деньги, кто хочет - сохраняет натуральную льготу. Но технически это невозможно сделать, государство при этом будет нести очень большие затраты.
Бедные регионы выиграют
- Вы сказали, что федеральные льготы по сути дела будут отменены, это значит, что они будут восполняться на уровне региона. Кто в регионах будет этим заниматься, непосредственно муниципалитеты?
- Предлагается следующая схема. Федеральный бюджет концентрирует 160-170 млрд. рублей на то, чтобы этим 32 миллионам пенсионеров сделать прибавку к пенсии. Это будет прибавка не к страховой, а к базовой части пенсии. Базовая часть пенсии сейчас условно составляет около 900 рублей. После отмены льгот она будет условно полторы-две тысячи рублей, и пенсионер получает эти деньги. Дальше он платит, если регион не сохраняет эту льготу на региональном уровне. То есть либо он платит в Пензе, условно говоря, 4 рубля за поездку в троллейбусе, или, если Пенза за счет собственных денег хочет субсидировать эту категорию, устанавливает для пенсионеров 50-процентную льготу.
Здесь есть одна важная особенность: для того, чтобы собрать эти 160 млрд. рублей, федеральный бюджет хочет найти дополнительные источники дохода за счёт налога на прибыль. Сегодня налог на прибыль распределяется так: 2 процента идёт муниципалитетам, 17 процентов - в региональные бюджеты, и 5 процентов в федеральный бюджет. Так вот, федеральный бюджет хочет себе забрать еще 5-6 процентов налога на прибыль. Частично за счет этой меры федеральный бюджет получает 160 млрд. рублей для компенсации льгот. Регионы-доноры от такой меры очевидно проигрывают. Выиграют те регионы, где налог на прибыль вообще не собираются (это в основном сельские регионы, в том числе и Пензенская область), потому что им что 5, что 20 процентов - у них нет прибыли как таковой.
Ради пенсии придётся работать всю жизнь
-У нас, как правило цены на проезд, на лекарства, повышаются чаще, чем пенсия. Не получится так, что льготники будут получать эту прибавку к пенсии, как компенсацию за льготы, с большим запозданием? Мы просто можем получить новую социальную проблему.
-Дело в том, что когда мы говорим о компенсации, пятьсот рублей она или даже тысяча, то она разовая. Ясно, что натуральная стоимость городской услуги - например, проезд в городском транспорте, - имеет свойство расти. Очевидно, что эта прибавка, которая входит в общую пенсию или общее пособие по инвалидности, будет индексироваться также вместе с пенсией. И, возможно, будет отставать от роста соответствующих услуг, поскольку наиболее быстрорастущий компонент потребительской корзины - это именно услуги, то есть жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные, транспортные и связь. Эта прибавка будет год от года съедаться инфляцией - это очевидная вещь, если, конечно, мы не решим проблему инфляции и не остановим её за ближайшие года два.
- Хотя российское правительство клянется в том, что не будет повышать пенсионный возраст, в регионах такие разговоры…
- Не будет повышать. Будет принцип стимулирования: если вы выйдете на пенсию, например, в 60 лет, то будете получать 30 процентов от заработной платы, а если в 65, то 60 процентов. То есть будет очень большой разрыв в соотношении между пенсией и заработной платой на последнем месте работы, которое будет людей подталкивать к тому, чтобы работать дальше.
Почему правительство "кинуло" будущих пенсионеров?
- Второе предложение, которое собирается предложить правительство Михаила Фрадкова, также затрагивает несколько десятков миллионов россиян - это изменение в едином социальном налоге. Вы знаете, что сегодня у нас действует ступенчатая шкала единого социального налога, где предприятие, имеющее средние зарплаты до 300 долларов в месяц, облагается по ставке 35,6 процента; от 300 до 800 долларов - примерно 20 процентов и так далее. Эти средства идут в пенсионный фонд, фонд социального страхования и медицинского страхования.
Правительство предлагает новую шкалу вариант. Если среднемесячная заработная плата менее 900 долларов в месяц, фонд оплаты труда облагается 26-процентным налогом. Если зарплата до двух тысяч долларов - ставка налога уменьшается до 10 процентов.
Эта шкала, безусловно, выгодна бюджетным организациям, организациям сельского хозяйства, легкой промышленности, то есть отраслям с низкой заработной платой. Она выгодна для них потому, что нагрузка на фонд оплаты труда сразу снижается с 36 до 26 процентов. Но эта шкала абсолютно никого не стимулирует платить больше.
Обратная сторона снижения: по подсчету министерства финансов РФ от корректировки шкалы единого социального налога теряется 215 миллиардов рублей. Чтобы заполнить образовавшуюся в бюджете "дыру", правительство предлагает следующие вещи. Первое. Отказаться от накопительной части пенсионных начислений для лиц с 1953 по 1967 год рождения. Пенсионная реформа для них заканчивается, так и не начавшись, и они смогу рассчитывать на пенсию только по сегодняшней распределительной системе, накопительная часть у них исчезает. А граждане 1967 года рождения и моложе, которым сейчас начисляется 4 процента от заработка, со следующего года должны были получать 6 процентов. Этот шаг вместо 2005 года будет сделан только через четыре года, минимум. Тем самым на отчисления на накопительную часть государство экономит.
Разговор о том, что каждый может внести эти 4 процента и потом тебе государство 2000 рублей в год добавит, это, конечно, разговор в пользу бедных. Ясно, что никто этого делать не будет, потому что это просто лишено какого-либо рационального экономического смысла, это отговорка.
Второе действие, которое делается с точки зрения экономии - его пока еще нет в законопроектах. Правительство предлагает, чтобы первые три дня больничного, которые сегодня платит государственный фонд социального страхования, работнику платил работодатель. То есть с фонда социального страхования снимается значительная финансовая нагрузка. Разница в расчетах, сколько это будет стоить работодателям и сколько сэкономит государство, отличается вдвое. По подсчетам Минфина это порядка 20-25 миллиардов рублей. По подсчетам организации работодателей, это примерно 45 миллиардов рублей. То, что этот вопрос будет внесен и со стопроцентной вероятностью одобрен парламентским большинством, у меня нет никаких сомнений.
Следующие предложения, которые вытекают из вот этой реформы. Фонд социального страхования сегодня финансирует еще три ключевых направления: детские и юношеские спортивные школы - ДЮСШ; санаторно-курортное лечение для ряда категорий населения, прежде всего для ветеранов. Это довольно большая статья его расходов. И третье - фонд соцстраха финансирует детский отдых. Все эти три направления правительство собирается сбросить с фонда социального страхования на чужие плечи. При этом, по всей видимости, финансирование детско-юношеских спортивных школ пойдет за счет региональных бюджетов при небольшой поддержке федерального. А детский отдых и оплата проезда и лечения ветеранов будет замещена федеральным бюджетом, но на все ли 100 процентов, я сказать не могу.
Таким образом, с одной стороны предлагается такая шкала, при которой федеральный бюджет теряет около двухсот миллиардов рублей, а с другой стороны, эти деньги "отрезанием" некоторых расходов пенсионного фонда и соцстраха государством экономятся. На такой стадии эти предложения сейчас обсуждаются в правительстве. Возможно, что до Думы они дойдут с некоторыми изменениями. 
Сергей ПОПЛЕВИН, Пенза. "Любимая газета - Пенза", №20, 19.05.2004.

|