Новый кабинет министров пока не способен на серьезные реформы
Президент избран, незадолго до выборов был определен и кабинет министров. Казалось бы, чего гадать, берись и работай: делай страну приспособленной для нормальной жизни, а не выживания. Однако, по мнению аналитиков, серьезные экономические реформы если и созреют в России, то не раньше чем через год. И каковы будут плоды предстоящих изменений остается только догадываться.
Своей точкой зрения на перспективы развития социально-экономической ситуации в России на традиционной встрече в Клубе региональной журналистики с представителями СМИ поделился известный финансист по бюджетной и налоговой политике Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ.
Реорганизация правительства, по мнению Михаила Михайловича, не что иное, как "неудачная реализация возможно правильной идеи". Почему "возможно"? Потому что никто пока не силах дать четкую оценку новой структуре правительства, облегченной от десятков замов. Конечно, сокращение аппарата чиновников всегда положительного сказывается на имидже действующей власти. Однако нельзя отрицать, что людей-универсалов не существует. И как немногочисленные замы станут "разруливать" навешанные на них многочисленные обязанности, пока загадка.
Правительство со всеми министерствами, ведомствами и их территориальными органами будет парализовано минимум полгода. Определение новой структуры, назначение людей, разработка графика движения документов и прочие организационные вопросы не позволяют правительству в скором времени определиться с собственной, отличной от предшествующей, стратегией.
Если сравнивать стартовавший политический цикл с минувшей четырехлеткой, тенденция к экономическим изменениям будет гораздо слабее нежели она была в 2000 году.
Меж тем начало третьего тысячелетия отметилось смелыми реформистскими решениями. Разрабатывалась пенсионная реформа, существенно снизились ставки многих налогов, были откорректированы Бюджетный и Земельный кодексы, что прямо пропорционально отразилось на отношении народа к собственности. Конечно, до финиша еще далеко, но первоначальный импульс, встроенный в определенную стратегию, подготовленную центром Г. Грефа, и программу правительства, был. Кабинет министров будоражило и в 2001-м: во время работы над налоговым законодательством и Таможенным кодексом. Следующие два года протекли по инерции.
Повторить революционное начало предыдущей четырехлетки будет трудно также по причине сложившегося политического ограничения. Обсуждение альтернативных правительству вариантов и идей при нынешней расстановке сил в Госдуме будет сложным, а иногда - невозможным. По словам Задорнова, "Единоросы" стопроцентно голосуют за любой проект, на котором присутствует штамп правительства. Даже в том случае, если документ откровенно нелеп, как, скажем, недавний законопроект о собраниях и митингах. В таком случае шанс выжить от цепких когтей партии власти имеют лишь те документы, которые касаются жизни всего населения России. Здесь существенную роль в отстаивании интересов избирателей могли бы сыграть депутаты - одномандатники. Поскольку независимых парламентариев в Думе единицы, то и этот вариант достойным можно назвать лишь с натяжкой.
Но было бы из-за чего волноваться. На деле правительство пока не игрок. О таких козырях, как в 2000-м и 2001-м сегодняшнему кабинету приходится только мечтать. Во-первых, степень проработанности и обоснованности решений гораздо ниже, нежели это было четыре года назад. Во-вторых, более-менее готовые предложения можно пересчитать по пальцам одной руки. Это завершающий этап налоговой реформы, пакет жилищно-градостроительных законов (ипотека, Градостроительный кодекс и поправки в ГК), Лесной и Водный кодексы, закон о недрах. Но обо всем по порядку. Так называемый налоговый пакет интересен в первую очередь двумя законами. Первый предлагает увеличить сборы с нефтяников примерно на 2,5 млрд долларов, или на 10 процентов при сегодняшнем уровне цен.
Второй меняет ставку единого социального налога. Сейчас действует ступенчатая шкала, где зарплаты, грубо говоря, до 300 долларов в месяц облагаются ставкой 35,6 процента, от 300 до 800 долларов -- 20 процентов, затем идет ставка 10 процентов, и 2 процента, когда заработок переваливает за 2000 "баксов" в месяц.
Год назад Госдума приняла к рассмотрению предложение шести депутатов, где шкала регрессии определялась немного иначе: до 200 долларов в месяц предлагалось применять 30-процентную ставку ЕСН, до 900 долларов - 15 процентов, а после 2000 долларов - только 5 процентов. Взяв на вооружение трехступенчатый принцип шкалы, правительство выдвинуло собственные поправки в ставки единого социального налога. Так, зарплата до 900 долларов в месяц облагается 26 процентами ЕСН, от 900 до 2000 - 10 процентами, выше 2000 - 2 процентами налога. Вероятность утверждения правительственного варианта велика. Хотя, по словам Задорнова, такая шкала выгодна разве что отраслям с традиционно низкими заработками - бюджетникам и сельскому хозяйству. Для этих категорий работников ставка снижается сразу на 10 процентов. Однако основную функцию - платить работникам больше - такая шкала выполнить не сможет, поскольку стимул возникает лишь при очень больших зарплатах - от 1000 долларов в месяц. У предлагаемого снижения есть и обратная сторона - по подсчетам Минфина, казна может потерять порядка 220 млрд рублей. Дабы компенсировать эти средства, правительство предлагает отказаться от накопительной части пенсионных начислений для лиц с 1953 по 1967 годы рождения. То есть они перейдут в категорию населения, чья пенсия рассчитывается исключительно по распределительному принципу. Граждане, родившиеся позже 1967 года, на чьи счета сейчас начисляется 4 процента, долгожданных 6 процентов дождутся не в будущем, как было обещано, году, а лишь четыре года спустя. Разговоры о том, что любой потенциальный пенсионер может самолично вносить по 4 процента на счет, а после выхода на пенсию государство профинансирует пенсию дополнительно на 2000 рублей в год, не более чем блеф. "Это размышления в пользу бедных, -- заключает М. Задорнов, -- и экономически нерациональный шаг".
Значительные изменения претерпит фонд социального страхования. По задумкам правительства, компенсировать первые три дня больничного листа работнику должен работодатель, а не соцстрах. Цена вопроса, по подсчетам Минфина, не превысит 25 млрд рублей, работодатели же настаивают на 45 млрд., не меньше.
Кроме этого, фонд освободит себя от финансирования еще трех статей - детско-юношеские спортивные школы, курортное лечение для ряда категорий населения, детский отдых. Предположительно, ДЮСШ усыновят региональные бюджеты, а остальное - компенсирует федеральная казна, правда, неизвестно в какой пропорции.
Обсуждается в кабинетах министров идея ликвидации льгот для четырех категорий граждан: пенсионеров, чернобыльцев, инвалидов, жертв политических репрессий. Взамен, в зависимости от категории и возраста льготника, планируется назначить ему прибавку к пенсии за счет федерального бюджета. Правительство полагает, что ее размер станет варьироваться от 500 до 1000 рублей на человека. Но при заложенных на эти цели 160 млрд рублей прибавка еле дотянет до 400 целковых. Заверения ряда политиков о возможности выбора финансирования льгот на сегодняшний день беспочвенны. Организовать это просто невозможно технически.
Если думское большинство предложение одобрит, в глубочайшей депрессии окажутся города-миллионеры. Федеральные копейки не компенсируют тамошним льготникам по-настоящему серьезных потерь. Тогда как регионы с преобладанием сельского населения, наоборот, окажутся в выигрыше. Из-за низкой доли прибыли в региональный бюджет эти льготники и без того не получали положенного.
В заключение хочется чем-то обнадежиться. М. Задорнов заверил, что срок службы в армии, периоды учебы в вузе и по уходу за ребенком должны войти в пенсионный стаж. "Правда, неизвестно, как скоро, -- заключил Михаил Михайлович, -- но мы их "додавим"". 
Елена РАХМАНОВА, Саратов. Газета "Саратовская панорама", № 41, 20.04.2004.

|