МЕЖБЮДЖЕТНАЯ ПРОЦЕССИЯ
Автор: Девицын Виктор
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 03.06.2004

Главным финансистам ПФО рассказали, куда пойдут казенные деньги

финансы

ПРЕДСТОЯЩЕЕ реформирование межбюджетных отношений значительно усилит требования к технологии бюджетного процесса, а потому, период с 2005 по 2006 год станет неким "моментом истины" для финансистов и всех руководителей субъектов федерации. Такой вывод был сделан в ходе семинара по вопросам сбалансированности региональных бюджетов.

Для участия в семинаре в Нижний Новгород прибыли руководитель департамента бюджетной политики Минфина РФ Алексей Лавров и председатель комитета Госдумы РФ по делам федерации и региональной политике Виктор Гришин, а также практически все руководители финансовых органов областей и республик Приволжского федерального округа. Они обсудили реализацию проекта "Распространение практики программного решения проблем бюджетной сферы в регионах ПФО". В рамках данного проекта, участники семинара провели обстоятельный анализ вопросов реформирования бюджетного сектора. Иными словами, финансисты обсудили, "как и куда движутся бюджетные деньги, как ведется учет обязательств и, каким образом передаются полномочия с одного уровня власти на другой", что в общей сложности должно способствовать росту качества жизни населения и повышению конкурентоспособности российской экономики. Эти темы, по мнению большинства участников, являлись и являются наиболее актуальными для регионов.

Открывая заседания, помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Татьяна Ельфимова пояснила, что регионам необходимо подготовиться к введению нового разграничения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы страны. В связи с этим и субъекты Федерации, и муниципалитеты должны знать, за исполнение каких функций и за предоставление каких публичных услуг они отвечают, из каких источников они их будут финансировать. "При этом самостоятельность в распоряжении средствами должна сопровождаться ответственностью за результаты работы", - подчеркнула Ельфимова.

Подобные семинары пройдут во всех федеральных округах, однако, по словам руководителя департамента бюджетной политики министерства финансов РФ, Нижний Новгород был выбран не случайно. "Приволжский округ - очевидный лидер в реформировании общественных финансов", - отметил Алексей Лавров. Пилотным регионом реформирования общественных финансов в ПФО является Чувашская республика. Там реализуется 5-7 инновационных проектов, которые охватывают все сферы общественного сектора, в том числе управление расходами. Всего в программах, инициированных Минфином РФ, участвуют семь регионов Приволжского федерального округа. Субъекты федерации обмениваются опытом, который затем распространяется на все другие регионы.

Нижегородская область старается не отставать от своих "собратьев по округу". Глава местного минфина Вадим Соболев привел положительный пример области в выплате внешних заимствований и отметил, что за последние 2 года прирост собственных доходов увеличился на 140 процентов. "Сейчас этот показатель составляет 23,5 миллиарда рублей. При этом доля госдолга составляет 42 процента к уровню собственных доходов, - заявил министр. - Еще в 2002 году это отношение составляло 95 процентов к собственным доходам области". Также министр особо отметил, что кредитная история области улучшается благодаря реструктуризации и выплатам траншей Еврозайма, а также выпуску собственного облигационного займа.

Самый "острый" тезис семинара был озвучен председателем комитета Госдумы РФ по делам федерации и региональной политике Виктором Гришиным, однако всем участникам он был известен задолго до этого. Как констатировал Гришин "денег хватать не будет и сегодня, и завтра", поэтому тема бюджетной сбалансированности остается неизменно актуальной. Конкретные полномочия за каждым будут четко закреплены вполне уже с 2006 года. А окончательной ясности в вопросе финансовой помощи центра регионам еще нет. "Примечательно, что уровень бюджетной обеспеченности дотируемых регионов может в два раза превышать уровень региона-донора", - отметил Гришин.

Кстати, по данным Независимого института социальной политики (НИСП), социальные программы в Нижегородской области финансируются только на две трети от среднероссийского уровня.

Участников семинара также сильно волновал вопрос отрицательных трансферт - одного из основных новшеств будущих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы. Речь идет об изъятии у сверхобеспеченных поселений и районов части доходов, которые будут распределены другим муниципалитетам. "На одной территории добывают нефть, а на другой - в основном сельскохозяйственное производство. Так исторически сложилось, что в одном регионе есть 10 процентов муниципалитетов, у которых доходы в 3-10 раз будут выше, чем в среднем по субъекту Федерации", - отмечали финансисты. Кроме этого, у участников семинара было много вопросов относительно бюджетных доходов и системы отчислений от федеральных налогов, однако, в итоге большинство "злостных" пунктов так и остались не обсужденными, по крайней мере, публично.

В заключение, руководитель департамента бюджетной политики Минфина РФ порекомендовал регионам не беспокоиться, а увеличивать потенциал собственных бюджетов. "Заработанное не отберут", - подчеркнул Алексей Лавров.

Однако, как утверждает директор региональных программ (НИСП) Наталья Зубаревич, дистанция между "сильными" и "слабыми" регионами продолжает расти. Об этом она сообщила на последнем семинаре "Клуба региональной журналистики".

По данным НИСП, доля даже такого развитого региона, как Нижегородская область, в общем объеме промышленного производства сократилась за период с 1997 по 2002 год с 2,9 процента до 2,8 процента. Губерния, входившая семь лет назад в десятку регионов-доноров, теперь едва-едва может претендовать на звание самодостаточной.

А регионы-лидеры еще более укрепили свои позиции: к примеру, доля Тюменской области за этот период возросла с 9,1 процента до 13,3. Пятнадцать наиболее развитых регионов России производят две трети всего объема промышленного производства, хотя семь лет назад их доля составляла немногим более половины. Поэтому в то, что заработанное не отберут, верится с трудом.

Между тем

Специалисты НИСП считают, что перед правительством стоит непростая задача выравнивания бюджетных ресурсов и роста объемов перераспределения, направленных именно на эти цели. Однако в этом случае неизбежно придется учитывать противоречие "равенство-эффективность" в его пространственной форме. Противоречие выражается в том, что опережающее развитие наиболее сильных регионов и городов способствует росту эффективности всей экономики страны, но увеличивает территориальные диспропорции. А значительное выравнивание путем перераспределения ресурсов от сильных к слабым замедляет рост и снижает эффективность экономики.

Иными словами, до тех пор, пока голодным не раздадут удочки, а будут кормить их рыбой, дистанция между сильными и слабыми регионами будет только увеличиваться.  

Виктор ДЕВИЦЫН (псевдоним - Никита ГУСЕВСКИЙ), Нижний Новгород. "Российская газета", региональная полоса "Приволжье", 2.06.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики