Каха Автандилович Бендукидзе. Личность в российском бизнесе и бизнес-объединениях весьма известная. Генеральный директор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы", один из богатейших людей страны, человек, входящий в десятку лучших менеджеров России. Хорошего умного человека, почти олигарха, должно быть много. Кахи Автандиловича тоже много. Очень много (см. фото). А времени у него мало. Так что он решил повести себя с членами клуба региональной журналистики "Из первых уст" подобно героям известного мультика про "ноги и хвосты": лучше потратить время (минут 15) и выяснить, что действительно мучает аудиторию (так, чтобы ночью встал - а оно действительно мучает), нежели отвечать на немучительные вопросы вроде "когда наступит очередь Абрамовича" или "что такое социальная ответственность бизнеса". На хрена, без обиняков, по-русски, недоумевал грузин Бендукидзе, я сюда к вам ехал, чтобы говорить о том, что "в целом может и интересно, но я не понимаю, КАК это может вас мучить".
Наконец клуб спас один из журналистов, задавший вопрос "Что будет лет через 20 с моим недавно родившимся ребенком? Смогу ли я в нашей стране что-то ему дать, чтобы через 20 лет ему было хорошо? Что вообще будет через 20 лет с этой страной?" Вопрошавший, правда, слегка усомнился, знает ли ответы на эти вопросы Каха Автандилович, но большой и умный Бендукидзе отвечать на него стал. То есть согласился, что этот вопрос может мучать при просыпании ночью даже журналиста…
Игры в песочнице
Я думаю, это вопрос, точный ответ на который может быть получен только через 20 лет… А сегодня ответ на него не знает никто, и в этом его ценность.
Но есть другой вопрос - какой путь в получении ответа на этот вопрос мы выберем. Мы - я имею в виду народ, общество, если вам угодно. И есть ДВА основных пути.
Один путь - это когда мы с вами считаем, что есть некие дяди и тети, которые гораздо лучше нас понимают, чего нам, народу, обществу, нужно. И они, насаждая нам эти правильные представления и очень правильное управление, к какому-то хорошему будущему приведут…
Второй путь - мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Я привел бы такую аналогию, хотя мне кажется, я ясно выразился… Это как бы во дворе, в песочнице, где играют дети. И некая группа нянек собирается вокруг и решает, в какие игры им играть, чем они будут играть, как делиться на команды, кто потом уносит игрушки, совки, ведерки и т.д. Это один вариант. Второй вариант - нянек вообще нет, и пусть дети в песочнице играют как хотят. Мне кажется, они сами разберутся и никто никому глаз выкалывать не будет…
Вот это и есть сейчас основной водораздел - по какому пути пойдет Россия. Совершенно понятно, что это абсолютно разные философии развития общества.
Наше стремление к несвободе - миф
Существует такая теория, что второй путь, когда общество само решает, чего оно хочет, категорически неприемлем для России. Это миф, который поддерживают многие люди, от президента до… Гипотеза об особой дефективности русского народа… которого надо держать в ежовых рукавицах… Или там - русские никогда генетически не знали свободы… цари там, татарское иго… То есть, дяди и тети, которые должны заставлять нас правильно жить. Мне кажется, что мы должны искать решение не здесь. И чем РАНЬШЕ мы начнем делать это, тем в БОЛЬШЕЙ степени процветающей страной будет Россия через 20 лет.
Вообще, идея об особом стремлении русских к рабству не уникальна. Несколько лет назад я беседовал с перуанским экономистом Фернандо де Сото, автором книги "Загадка капитала". Он сказал, что когда в Перу был предложен целый ряд реформ, реформаторам сказали, что это невозможно. Что дух перуанского крестьянина никогда не примет свободы… То же самое мне говорили в Чили про чилийцев. Вот недавно общался с бывшим министром финансов Новой Зеландии, и она сказала: нет, новозеландцы - они ленивые, и т.д.
Меж тем свобода означает свободу жить в обществе и необходимость соблюдения тех законов, которые свободные люди САМИ ДЛЯ СЕБЯ установили. У нас же, к сожалению, сложилась такая очень неправильная интерпретация свободы, когда свобода - это вседозволенность. Вседозволенность одних и бесправие других.
Ты начальник - я дурак?
Допустим, возьмем такую вещь - почему американец или европеец считает необходимым, если увидит, что сосед или кто-то на улице делает нечто противоправное, написать или позвонить в полицию, и это его действие не осуждается. Ему не бьют морду другие соседи, на него не показывают пальцем, его дети не стыдятся такого папы… Средний австриец, мне тут недавно сказали, в год пишет 13 писем в полицию - там непорядок, тут непорядок…
Потому что они, в своем обществе, сами договорились о том, как, по каким правилам они будут жить. И если кто-то пытается жить не так, его поправят. В России у нас другая ситуация. Мы воспринимаем общество как состоящее из НАЧАЛЬНИКОВ и народа. Начальник устанавливает правила и законы, а народ пытается его обмануть. Преодолеть этот комплекс разделенности - непростая задача. И, к сожалению, требующая многих-многих лет. И те, кто у власти, могут этому или способствовать, или мешать. Но… чем больше человек имеет свободы, тем быстрее он научится ею распоряжаться. И чем меньше за человека будут решать вопросы те самые дяди и тети, тем в большей степени будет идти прогресс.
Индикаторы Бендукидзе
Путь свободы - он сложный, поскольку приходится самому за все отвечать. И за себя тоже.
Есть простые индикаторы для определения свободности-несвободности в обществе. Вот, заходишь в подъезд дома, а он обписан (не обрисован, а другое, физиологическое - авт.). Вычеркнуть этот подъезд на выборах из списка избирателей. Если люди не умеют НЕ ПИСАТЬ в подъезде, кого они могут избрать?
Вот в экономике. К примеру, вы очень здорово печете пирожки. И они у вас лучше, чем у других, и люди будут их покупать. Скажите, пожалуйста, сможете ли вы без особых сложностей и абсолютно легально зарабатывать этим на жизнь? Элементарно, пойти в некую инстанцию, купить какой-то талончик, чтобы к тебе никто не приставал… Печешь себе пирожки, продаешь, этот талончик висит у тебя на груди, и он означает, что ты уже с государством рассчитался, и все!
Вот пока не будет этот путь таким простым и элементарным, российская экономика не будет считаться простой и эффективной.
Примените этот простой критерий с пирожками к своему родному городу, и когда он сработает, можете смело написать статью - с сегодняшнего дня российская экономика СВОБОДНА!
Это же все несложно, это не макроэкономика, не валютный курс… Не дискуссия о частных трубопроводах. Ну какие, прости господи, частные трубопроводы.. частных пирожков трудно добиться! Помните, у Ильфа и Петрова есть такой гробовых дел мастер Безенчук, который говорил, что радио уже изобрели, а счастья все нет. Почему у нас в стране вроде частная собственность есть, деньги есть, налоги вроде не такие дикие… Почему радио есть, а счастья нет? Почему нельзя свободно печь пирожки?!
Ну, понятно, чрезмерная бюрократия и абсолютная наша незащищенность. К вам с вашими пирожками сразу придет санэпидстанция и иже с ней. А если вы этих преодолеете, придут бандиты. В той или иной форме. То есть, либо в форме, либо без формы, но придут.
Что делать?
Вот мы бываем за границей - думаете, там санэпидстанция есть? Если мы хотим догнать некоторые цивилизованные страны, нам необходимо фактическое чудовищное разрушение государственного аппарата. В той части, в которой он НЕ НУЖЕН. Поскольку мы находимся, я извиняюсь, в заднице, мы в лучшем случае обречены на таком же расстоянии от цивилизации всю жизнь находиться. Для того чтобы кого-то догонять, у нас должны быть реформы гораздо круче, а ограничение наших свобод меньше. За это, конечно, есть своя цена, но это отдельный вопрос…
Если, к примеру, арбитражные суды не создают справедливости, тогда общество, которое их содержит, просто тратит деньги… То есть, условно говоря, у вас есть собака, которая не лает, не кусает, не ходит, вы ее погладить не можете, и вообще, вы ее никогда не увидите… Ну зачем она вам, такая собака? То есть, если вещь не работает, и у вас нет денег ее починить - выбросьте ее, не жалейте! Вот, это как бы такой рецепт реформ. То есть, в государстве нашем есть огромное количество вещей, которые не создают блага, и при этом мы видим, что у власти не находится ни политической воли, ни финансов это переломить, реформировать, наладить, сделать хорошо работающим. То есть, отказаться государству от того, что не так важно, и всеми силами сосредоточиться на том, что важно.
Если у нас с вами есть ресурсы, мы способны контролировать качество госслужбы, мы с вами складываемся и говорим - вот еще дополнительные налоги, но сделайте на эти деньги так, чтобы мы могли не думать вообще, в какое, к примеру, кафе мы идем. Чтобы не смотреть, чисто там или не чисто. Мы должны знать, что там ЧИСТО!
Вот как должно быть.
Халява разлагает человека
В Чикаго есть целые кварталы, где живут негры, и там не было рабства, но вот чикагские социалисты, они испытывали комплекс вины, и у них там очень большая государственная помощь. И там четвертое поколение людей, которые живут на социальном пособии. То есть прадедушка жил на социальном пособии, потом дедушка, отец, и сейчас сын живет на социальном пособии. Халява - она убивает.
Это очень важно понимать, что любая помощь - она с одной стороны приятна, но представьте, как бы мне хотелось, чтобы ко мне кто-то подошел и дал бы денег. А если много денег, то еще больше хотелось бы. Иду сейчас на работу, прихожу, и мне говорят: Каха Автандилович, тут телеграмма, и там написано: "Уоррен Баффет оставил вам все свои деньги в наследство". Приятно, да? Но поверьте, что это очень сильно ослабляет. Халява - она просто разлагает человека.
Поэтому, вообще это сказал еще Фридрих Ницше, "если это вас не убьет, то это сделает вас сильнее". То есть не обязательно доводить до смерти, но в целом это идея о том, что любая халява, любая помощь вас ослабит, а любая самостоятельность вас усилит.
Помните фильм "Пятый элемент", смотрели? Там есть самый плохой герой, Зорг его зовут, вот этот плохой герой как раз цитирует Ницше - произносит фразу, когда продает оружие инопланетянам, что "если это вас не убьет, то это сделает вас сильнее". Это дословная цитата из Ницше. Вопрос заключается в следующем: если мы не пойдем по пути свободы, мне кажется, вы не сможете даже своему сыну ответить на вопрос, как он будет жить, в какой стране он будет жить. И я думаю, что тут вопрос стоит в целом, будет ли существовать, сможет ли существовать несвободная Россия. Вот свободная Россия, она будет существовать и процветать, а будет ли существовать несвободная Россия? И не столь очевидно, что удастся за счет несвободы сохранить страну.
Если мы не сможем печь пирожки, мы никогда не станем богатыми. А если мы не станем богатыми, мы всегда будем бедными. И мы не сможем быть одновременно бедными, хорошо вооруженными и конкурентоспособными, потому что, ну конечно, у нас есть много бомб - это верно, мы еще долго можем пугать всех. И тут, мне кажется, вот этот вопрос, чего мы хотим, хотим ли мы свободы или мы хотим несвободы, вот он самый реальный. И для того чтобы ответить, как будет жить через 20 лет ваш сын, мне кажется, надо сначала ответить на этот вопрос. Более того, на этот вопрос нельзя ответить "мы хотим" или "мы не хотим". На этот вопрос можно ответить только действиями, потому что в священном писании сказано: "Не по словам суди, а по делам". 
Алексей СТРОГАНОВ, Таганрог. "Новая таганрогская газета", № 20, 22.05.2004.

|
|