- Стране необходимы люди, способные подготовить такие предложения, которые будут востребованы. Должна быть конкуренция идей и оппозиции, должна быть демократизация политической системы. Изменение экономической ситуации, падение цен на нефть подталкивают к более активным действиям, это очевидно, - такими словами заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Задорнов закончил свое выступление перед журналистами. Все остальное время лекции он посвятил реформам, которые для нас подготовило правительство.
По моему глубокому убеждению, президент и правительство не с того начали. Я оцениваю реорганизацию правительства как не очень удачную, мягко говоря, реализацию, возможно, правильной идеи. Во-первых, надзоры остались под министрами и полностью в их власти. Некоторые надзоры вообще выпали. Ни градостроительного надзора, ни надзора по памятникам культуры вы не найдете в новой структуре правительства. Из чего я делаю вывод, что решение об отставке правительства принималось в спешке, без какого-либо четкого плана. Практическое последствие здесь будет одно - работа будет парализована по крайней мере месяцев на шесть. В министерствах и ведомствах вынуждены будут переназначать людей, определять структуры, вырабатывать новый график движения документов, новую стратегию и новые меры. Поэтому я думаю, что тенденция к изменениям в этом четырехлетии будет слабее, чем была в предыдущие годы. Чего ожидать от нового правительства?
Давайте посмотрим принципиальное предложение, которое затрагивает большой круг лиц, - изменение в едином социальном налоге.
Сегодня у нас действует регрессивная, то есть как бы ступенчатая шкала единого социального налога, где зарплаты до 300 долларов в месяц облагаются по ставке 35,6%, от 300 до 800 долларов - примерно 20%, затем 10% и 2% - уже за 2000 долларов. Правительство внесло к этому закону поправки. Предлагается до примерно 300 тысяч рублей (или 900 долларов) в месяц - 26% на фонд оплаты труда, это фактически плоская шкала, и затем 10% - до двух тысяч долларов среднемесячной заработной платы. После двух тысяч долларов - 2%, как и сейчас.
Эта шкала выгодна отраслям с низкой заработной платой. Для них сразу с 36 до 26 процентов снижается нагрузка на фонд оплаты труда. Как только цифры приближаются к вилке от 300 до 900 долларов среднемесячной оплаты труда, то, по сравнению с сегодняшним уровнем, ставка вырастает с 20 до 26 процентов. С точки зрения стимула платить заработную плату, он появляется только при очень-очень высоких доходах, за 900 долларов среднемесячной заработной платы.
По подсчету минфина, от корректировки шкалы единого социального налога теряется 215 миллиардов рублей. Чтобы нивелировать эти потери, правительство предлагает отказаться от накопительной части пенсионных начислений для лиц с 53-го по 67-й годы рождения.
Второе действие, которое делается с точки зрения экономии и уже просчитано. Первые три дня "больничного", которые сегодня платит государственный фонд социального страхования, работнику будет платить работодатель. Разница в расчетах, сколько это будет стоить работодателям и сколько сэкономит государство, отличается вдвое. По подсчетам Минфина, это порядка 20-25 миллиардов рублей. По подсчетам работодателей, это примерно 45 миллиардов рублей. Но этот вопрос будет внесен и со стопроцентной вероятностью проголосован парламентским большинством.
Следующие предложения, которые вытекают из реформы. Фонд социального страхования, помимо "больничных", финансирует еще три ключевых направления: детские и юношеские спортивные школы, санаторно-курортное лечение для ряда категорий населения, прежде всего для ветеранов, и детский отдых. Так вот, все эти три направления сбрасываются с фонда соцстраха. При этом, по всей видимости, финансирование детско-юношеских спортивных школ пойдет за счет региональных бюджетов при небольшой поддержке федерального, а детский отдых и оплата проезда и лечение ветеранов будут замещены в значительной части деньгами из федерального бюджета, но в какой пропорции, я вам сказать не могу.
Таким образом, с одной стороны, предлагается такая шкала единого социального налога, при которой теряется, по расчетам, около двухсот миллиардов, с другой стороны, эти деньги отрезанием некоторых расходов пенсионного фонда и соцстраха наполовину государством экономятся в тех или иных формах.
Что бы я еще отметил, это то, что шла активная дискуссия по налогу на добавленную стоимость, по введению единой ставки. Так вот, принятие решения по этому налогу переносится на 2006 год.
Второй блок, связанный с "социалкой", еще пока обсуждается в правительственных кабинетах. Если говорить коротко, то идея в следующем: берется четыре категории льготников: пенсионеры, чернобыльцы, инвалиды и жертвы политических репрессий. Если мы убираем работающих пенсионеров, то это порядка 32 миллионов граждан Российской Федерации. Берется пять основных льгот (кроме льгот по жилищно-коммунальному хозяйству) - 50 процентов оплаты за телефон, бесплатный проезд городским транспортом, бесплатные лекарства, которые получают по бесплатному рецепту врачей, бесплатный межгородской проезд и такая льгота, как бесплатный проезд в любую точку страны для некоторых категорий льготников. Все эти льготы предполагается на уровне федерального законодательства ликвидировать. И взамен этого, в зависимости от категории льготника, и в зависимости от его возраста, дать прибавку к пенсии по инвалидности или трудовой пенсии за счет федерального бюджета. На что я обратил бы внимание. Сумма, которая заложена на реализацию этих предложений, - 160 миллиардов рублей. Если мы разделим их на 32 миллиона человек, то выясняется, что цифры добавок, которые называются руководителями правительства (от 500 до 1000 рублей), не получаются. Получается максимум 400 рублей на человека.
За исключением Москвы, ни один из регионов не в состоянии доплатить из своего бюджета пенсионерам и инвалидам при отмене этих льгот. Поэтому сейчас уже появилась идея сделать это добровольным, то есть кто хочет - получает деньги, кто хочет - сохраняет натуральную льготу, но я вам могу сказать, что это технически реализовать невозможно.
Подробно
Гражданам России с 53-го по 61-й годы рождения на накопительный счет шли два процента от заработка. Со следующего года должно было быть четыре. Вот это все перечеркивается, то есть как бы эта категория до 67-го года попадает в категорию до 53-го, где рассчитывают только на пенсию по сегодняшней распределительной системе. То есть у них накопительная часть исчезает.
67-му году и моложе сейчас начисляется четыре процента, со следующего года обещали шесть. Так вот эти шесть будут теперь только в 2008 году. На этих отчислениях на накопительную часть государство и экономит. Речь о том, что каждый может внести эти четыре процента, и потом государство ему 2000 рублей в год добавит - разговор в пользу бедных, отговорка. Ясно, что никто этого делать не будет, потому что это просто лишено какого-либо рационального экономического смысла.
Поправочно
В чем смысл поправок в налоговый и бюджетный кодекс? Чтобы не двигать каждый год ставки, выработать правила игры и закрепить их на 5-7 лет. Но каждая новая идея ведет к перераспределению. То есть проблема изменения не в том, хорошо это или плохо для регионов, а в том, что они уже настроились на определенные правила игры, и эти правила нарушаются. Это подрывает возможности экономического планирования.
Важно
Правительство не будет повышать пенсионный возраст. Будет как бы принцип стимулирования: если вы выйдете на пенсию, например, в 60 лет, то получите 30 процентов от заработной платы, а если в 65, то 60 процентов от заработной платы. То есть будет очень большой разрыв в соотношении между пенсией и заработной платой на последнем месте работы, которое будет людей подталкивать к тому, чтобы работать дальше. Внятный экономический стимул. 
Ольга КОПШЕВА, Саратов. "ТОЛК", № 17, 12.05.2004.

|