В литературе всегда существовали одиозные фигуры, чье мнение у одних вызывало гнев, а у других встречало полную поддержку. В последнее десятилетие такой фигурой является Татьяна Никитична Толстая. Ее роман "Кысь" стал бестселлером, что редкость для умной и тонко написанной книги. Относится к тому, что она говорит можно по-разному. Выбор за вами.
Итак, Татьяна Толстая...
...О художественной литературе:
Художественная литература отличается от журналистики способом подачи информации. В некоторых случаях художественная литература - единственный способ ее консервации, сохранения и т.д. Пример тому - "Ревизор" Гоголя. Сталкиваясь с любыми проявлениями русской жизни - на улице, в магазине, в ЖЭКе, таможне, аэропорту - абсолютно неважно, где, - думаешь: "О, Боже! Вот опять бессмертный Гоголь, "Ревизор" и, отчасти, "Мертвые души". Если бы не классические ситуации, описанные в бессмертной комедии, мы никогда бы не почувствовали духа первой трети 19 века. Это просто ни через что не передалось бы. Никакой журналистики в современном смысле слова тогда не существовало. В газетах были какие-то местные сообщения, списки прибывших и убывших из губернского города. Все сообщения, начиная со стилистики и заканчивая информацией, сегодня подернуты патиной времени.
Но, когда мы читаем художественную литературу, мы видим, что двухсот лет как не бывало, время исчезает и мы узнаем ее героев не только в своих соседях, но и в себе самих. Причем тот национальный дух, который в ней присутствует, четко отличается от духа других культур и стран. Ощущение родства, узнаваемости - "свое", "сама такая", - оно переносится только с помощью художественной литературы.
Вот пример - простая история, течет кран, надо поменять прокладку. Договариваешься с сантехником, что он прийдет сегодня в двенадцать. Он приходит через три дня в четыре часа, пьяный. Спрашиваешь: "Почему вы не пришли вовремя?", отвечает: " А что вы хотите? У нас все так". У кого "у нас"? Ведь он лично не явился вовремя. Почему он себя подводит к некоему культурному пространству - совершенно непонятно. Чисто гоголевская ситуация.
...О нравственности современных СМИ
Об этом можно разговаривать бесконечно. Главное объединяющее средство массовой информации - это, конечно, телевизор. Недавно в передаче "Времена" главный редактор журнала "Искусство кино" Дондурия говорил о том, что жизнь без телевизора более невозможна, телевидение вошло в жизнь человечества навеки. В это время на экране появился титр, в котором его фамилия выглядела как "Дандурия". Эта мелочь имеет прямое отношение, может быть, и не к нравственной основе СМИ, а к элементарной вежливости. Имя человека это почти его лицо. Можно показывать и женщину с усами, пририсовывать, наверняка современные технические средства позволяют это сделать. Они женщине не полагаются, но какая разница - пусть с усами посидит, забавно. Поэтому, когда фамилия человека появляется с искажением, можно ужаснуться тому, какие же бездны непрофессионализма лежат за этим простым фактом.
Телевидение смотрят все, по крайней мере, статистически нужный процент людей, влияющих на общественное мнение. Стилистика современного телевидения проникает нам под кожу. Нам кажется то, что дозволено телевидению, дозволено и нам. Если что-то произносится вслух, авторитетно, "оттуда", из некоего "центра", то это - вещь общеизвестная. В результате мы заражаемся этой разрешенностью, не возмущаемся, "другие же тоже так делают". В этом смысле телевидение, к сожалению, телевидение является основным нарушителем правил нравственности. По-видимому, оно уже отклонилось от некой нормы естественной нравственности, которая свойственна нам отчасти по природе, по воспитанию, отчасти оттого, что мы подвержены воздействию фильмов, музыки, литературы и всего прочего, что составляет ее основную базу. Телевидение настолько отклонилось в негативную сторону, чтобы мы это воспринимали ... внутренним ухом.
Неоднократно говорилось и писалось о том, что нельзя показывать то, что демонстрирует, допустим, программа "Криминал". Экран создает эффект очага и нельзя, чтобы из этого очага лезла всякая нечисть и пакость. Долго демонстрируются трупы, раны. Этого никто не делает в цивилизованном мире. Идея такая - если ты хочешь видеть нечто подобное - смотри специальный канал с ужастиками. Но, когда речь идет о бесплатном общедоступном канале, то подобные вещи категорически запрещены, ведь телевидение смотрится семьей. Неписанный контракт, заключенный между обществом и его зеркалом, под названием телевидение, сводится к утверждению: "Они такие же, как мы, речь идет о нас, это моя семья и я этому доверяю". Казалось бы, надо показывать, как выглядят эти страшные вещи, хотя бы с воспитательной целью. Но происходят две вещи: первая - на пятый раз исчезает воспитательное значение, вторая - начисто убивается то сочувствие, которое мы могли бы испытать. Кроме того, для психики некоторых людей это увлекательно.
В человеке всегда будут присутствовать две стороны, добро и зло, и они не эволюционируют. Поэтому сообщения о том, какой он, какие они, какой я, и предложения пойти направо или налево - это и есть собственно предмет занятий СМИ. И каждую минуту мы делаем выбор в пользу одной из сторон. Дальше следует другой вопрос - для чего качать этот маятник, что мы хотим при этом получить, насколько мы совмещаем свою внутреннюю честность с тем, какого результата мы добиваемся. Если ты позволил себе гадость за деньги, не забудь - она к тебе вернется, когда поздно ночью выйдет пьяное чудовище и просто так даст тебе по голове.
...О власти и СМИ
Настойчивый показ недавних ужасов - это выполнение некоего политического заказа. Будем говорить о телевидении, как о той единой основе, на которой, волей-неволей, разыгрываются основные принципы СМИ. Что касается освещения важных событий, мы все согласимся с тем, что телевидение показывает нам гораздо больше негатива. Говоря нам о фактах, журналист, журналисты, канал, оператор, режиссер или редактор, каждый по-своему, предлагает направление, по которому идет эта газета или канал. Степень невежества масс на уровне элементарного школьного учебника физики, биологии фантастическая. А поскольку мы все - части этой массы, мы все так же фантастически в этом плане невежественны. На всяком невежестве легко посеять панику и телевидение это делает. Существуют вещи, которые нам знать незачем.
Чем занималось, к примеру, НТВ в тот момент, когда произошла трагедия на "Курске"? Оно занималось разборкой вопроса - загорел Путин или не загорел. Он выглядит здоровым, а там люди мучаются. Началось художественное стравливание вещей не стравливаемых. Я догадываюсь, что у президента существует своя система оповещения и слежения. Это серьезный вопрос - что он должен делать в случае катастрофы, какие у него полномочия, какие прерогативы. Президент - он и на Марсе президент. Если рассуждать иначе, то ему нельзя завтракать, пить кофе, наслаждаться никоим образом. Эта демагогическая система мысли безнравственна. Нравственно - определить насколько мобильно и эффективно был оповещен президент о произошедшем и делает ли он все, что он может.
Противопоставление быстро созданного обывательского образа расслабленного, равнодушного президента и ужасных мук гибнущих подводников - это противопоставление самого худшего вида. Это безнравственно. Нельзя вовлекать дешевые средства в серьезный разговор. Создается образ зловредности власти, которая позволила себе есть, пить, смеяться, сшить себе костюм. Создание раскола между властями, которые, по-моему, достаточно очевидно занимаются делом и делом достойным - проводят либеральные реформы, несмотря на сопротивление многих членов Госдумы и обывательским желанием их возненавидеть - это исключительно деструктивная позиция. Она может довести общество до такого состояния, когда в случае войны, - а сегодня эта ситуация реальна, - никто не будет воевать.
Но то, что никто не может ничего изменить - это неправда. Есть такая легенда про голландского мальчика, который шел по плотине, которая защищала его деревню от моря, и увидел в ней маленькую дырочку, из которой сочилась вода. Был вечер и вокруг не было ни одного человека. И тогда этот мальчик заткнул дырку пальчиком и держал им все море, пока наутро его не нашли деревенские жители. Море всегда угрожает, никогда не было тихо. В центральной части России с 1945 года было тихо, но по областям, по окраинам - очень страшно. Но так долго продолжаться не может, потому, что мы все взаимосвязаны. Можем ли мы заткнуть эту дыру пальчиком? Можем. Каждый может что-то сделать. 
Алексеева Виктория Эриховна, "Знамя"

|
|