ЗАМЕНА ЛЬГОТ ДЕНЬГАМИ
Автор: Амиров Александр
Регион: Ижевск
Тема:  Правительство
Дата: 09.06.2004

Каждый получит не больше 400 рублей

С экономической точки зрения замена льгот живыми деньгами - вещь полезна. Это мера свободы, когда вы можете выбрать, либо на автобусе проехать, либо шоколадку купить. Да и средства в этом случае идут не через какие аппаратные фильтры, а напрямую к людям - снижается коррупция. Только просто взять деньги и поделить может не получиться. Если всем поровну, то можно и без шоколадки остаться и на автобусе не покататься.

Михаил Задорнов, независимый депутат Госдумы, один из ведущих российских экспертов по бюджету и финансовым отношениям, ответил на наши вопросы на заседании клуба региональных журналистов "Из первых уст". В основном вопросы касались тех законодательных инициатив, которые еще только зреют в правительственных и думских кабинетах. И его отношение к предстоящей замене льгот весьма осторожное, если не сказать скептическое. Впрочем, сегодня даже самые немыслимые законопроекты легко протаскиваются через Думу.

- Михаил Михайлович, большинство разговоров, которые ходят вокруг отмены льгот, крайне запутаны. Не могли бы вы как человек знающий об идеях, зреющих в правительственных коридорах, разложить все по полочкам. Что планируется отменить и заменить на этот раз?

- Замена льгот обсуждается пока лишь на уровне идей без каких-либо серьезных расчетов. Суть в следующем. Берется четыре категории льготников: пенсионеры, кроме работающих, чернобыльцы, инвалиды и жертвы политических репрессий. Это порядка 32 миллионов граждан российской федерации. Вот это объект социального изменения скажем так. Берется 6 основных льгот, кроме льгот по жилищно-коммунальному хозяйству. Это право на 50-процентную оплату за телефон. Бесплатный проезд городским транспортом. Список бесплатных лекарств, которые получают по рецепту врача. Это примерно 600 лекарств, но вы знаете на собственном опыте или на опыте близких, что далеко не всегда можно реально отовариться соответствующими лекарствами. Тем не менее, такое право закреплено законодателем. Так же есть льгота, которая связана с междугородным автобусным транспортом, и пригородными электричками в целом ряде регионов, таких например как Москва и Санкт-Петербург. Для ряда категорий, перечисленных мной - это бесплатный проезд. И наконец сюда же попадает такая льгота, как бесплатный проезд в любую точку страны. Раз в два года некоторые льготники имеют право по соответствующему талончику бесплатно проехать на железно-дорожном или авиационном транспорте. Вот все эти льготы. Часть из них финансируется в отдельных регионах, часть не финансируется. Предлагается ликвидировать эти льготы как право, установленное федеральным законом. И взамен этого, в зависимости от категории льготника, и в зависимости от его возраста, дать прибавку к пенсии.

На что здесь я обратил бы внимание? Получается так, что та сумма, которая заложена, 160 миллиардов рублей, если мы разделим ее на 32 миллиона человек, получается максимум 400 рублей на человека. Второе соображение - это очень неравномерное распределение льгот по стране. Для целого ряда регионов с преобладанием сельского населения, таких, например, как Алтайский край, Псковская область, центральное Черноземье, любая конструкция этой меры, она будет очень выгодна, потому что у них небольшая доля прибыли, и очень большая доля сельского населения, которая по существу не пользуется этими льготами. Население там просто не обеспечено полным перечнем этих льгот. Зато новые меры чрезвычайно тяжело ударит по городам-миллионникам, где пожалуй ни один из регионов не в состоянии доплатить пенсионерам и инвалидам при отмене этих льгот. И конечно очевидно, что те выплаты, о которых я говорил, не компенсируют потери для жителей вот таких крупных мегаполисов. Конечно, уже появилась идея сделать это добровольным, то есть кто хочет - получается деньги, кто хочет - сохраняет натуральную льготу, но я вам могу сказать, что это технически реализовать невозможно, это невозможно просто сделать, государство будет нести очень большие затраты.

- Вы сказали, что федеральные льготы по сути дела будут отменены. Значит ли это, что они будут восполняться на уровне регионов?

- С точки зрения межбюджетных отношений предлагается следующая схема. Федеральный бюджет концентрирует 160-170 миллиардов рублей на то, чтобы 32 миллионам пенсионеров сделать прибавку. Это будет прибавка не к страховой, а к базовой части пенсии. Базовая часть пенсии сейчас условно составляет 900 рублей. Вот она будет условно 1500 или 2000 рублей, и пенсионер будет получать эти деньги. Дальше если регион не сохраняет эту льготу то пенсионер платит сам. Скажем, в Москве, он будет платить 10 рублей за метро. Если же Москва уже за счет собственных денег хочет субсидировать эту категорию, она устанавливает 50-процентную льготу на проезд. То есть дальше уже разбираются регионы. Но здесь есть одна важная особенность: для того, чтобы эти 160 миллиардов рублей сконцентрировать, федеральный бюджет хочет забирать и больше налога на прибыль. Сегодня налог на прибыль распределяется так: 2% в муниципалитеты, 17% в региональные бюджеты и 5% в федеральный бюджет. Так вот федеральный бюджет хочет себе забрать еще 5-6% налога на прибыль. Поэтому те регионы, где очень высокая доля налога на прибыль, это металлургические территории, регионы, где расположена нефтянка. То есть первая десятка регионов-доноров, они конечно от такой меры очевидно проигрывают. Опять-таки регионы, где налог на прибыль вообще не собирается и сельские регионы, они выиграют. Потому что им что 5, что 20% - у них нет прибыли как таковой.

- А зачем снова у регионов забирать эти налоги? Чтобы деньги ходили туда, сюда? Процесс выплаты в связи с этим может затянуться?

- Понимаете, здесь логика следующая. Эти 160 миллиардов рублей, они же пойдут людям, которые сами живут в регионах. Логика в том, что эти деньги, люди оставят по сути в муниципальных и региональных бюджетах, потому что они будут оплачивать соответствующие услуги, прежде всего транспорт, который субсидируется не за счет федерального бюджета, а за счет муниципалитетов и региональных бюджетов.

- У нас как правило цены на проезд, на лекарства, повышаются, чаще, чем та же заработная плата. Не получится ли так, что льготники будут получать вот эту прибавку с большим запозданием. Мы просто можем получить новую социальную проблему.

- С запозданием компенсироваться не будет. Сейчас не запаздывают пенсии и прочие выплаты. Вы подняли другой вопрос, более важный, вопрос, с которым уже столкнулись военнослужащие. Дело в том, что когда мы говорим о компенсации, 500 рублей или даже 1000 рублей, то она, можно сказать, разовая. Ясно, что натуральная стоимость такой услуги, как городской транспорт, имеет свойство расти. Очевидно, что если прибавка входит в общую пенсию или общее пособие по инвалидности, то она уже будет индексироваться вместе с пенсией, и возможно будет отставать от роста соответствующих цен на услуги. Действительно, наиболее быстрорастущий компонент потребительской корзины - это именно услуги, то есть жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные, транспортные, услуги связи. То есть эта прибавка, будет год от года съедаться инфляцией. Да это такая очевидная вещь, если мы конечно не решим проблемы инфляции, не собьем ее до совсем низких значений за ближайшие пару лет.

- Есть ли какие-то основания того, что нынешние правительственные предложения не пройдут?

- Первый опыт показал, что Единая Россия голосует 100-процентно за любой законопроект, если на нем стоит штамп правительства. Вот, например, закон о собраниях и митингах нелеп, и значительная часть самой Единой России это понимает. То есть они сначала проголосовали, доказывая, что это очень правильно. Через 2 дня поняв, что реакция все-таки слишком большая, они сами отъехали: да, мы мол вносим поправки. То есть пока идет так: вот если от правительства, то надо одобрить. С другой стороны, когда люди уже получат законопроекты, которые затрагивают 30-35 миллионов человек, тогда по крайней мере одномандатники должны задумываться о том, что скажет население в их округах. Но пока прямо скажем, что ни мы, ни коммунисты ничего не решаем в думе, это надо сказать прямо. Поэтому мы можем лишь обозначить, что есть альтернативная позиция. Как будет двигаться Единая Россия? Я думаю, что сначала они все-таки будут поддерживать правительство, потом это будет постепенно размываться. Это будет зависеть от того, насколько популярные или непопулярные шаги будет предлагать само правительство, и насколько они будут просчитаны. Пока они просчитаны чрезвычайно слабо.

- Можно ли в таком случае сказать, что сегодня в думе формируется альянс между независимыми депутатами, демократами и коммунистами против думского большинства, единороссов.

- Честно говоря, и в прошлой думе по целому ряду политических вопросов, подчеркиваю, политических, а не экономических, очень часто СПС и Яблоко объединялись с коммунистами. Кстати говоря, очень многие экономические вопросы за последние пару лет, я тоже проводил, просто договариваясь с частью центра, правыми и коммунистами. Это принцип политической целесообразности. Конкретный пример - закон о митингах. Ни один человек за пределами Единой России не проголосовал за этот закон. Ни один. "Родина", коммунисты, правые, левые и независимые - все были против. Ни один человек. И еще было 3-4 голосования, в которых получалось так, что вот Единая Россия и оппозиция. Но я еще раз подчеркну, что у нас совпадающие точки зрения, просто по некоторым политическим вопросам есть схожая преобладающая позиция.

- Раз уж мы коснулись вопроса пенсий и пособий, ответьте и на такой вопрос. Правительство клянется в том, что не будет повышать пенсионный возраст. А разговоры об этом все же ходят…

- Не будет повышать. Будет как бы такой принцип стимулирования. Если вы выйдете на пенсию, например, в 60 лет, то будете получать 30% от заработной платы, а если в 65, то 60% от заработной платы. То есть будет очень большой разрыв в соотношении между пенсией и заработной платой на последнем месте работы, которое будет людей подталкивать к тому, чтобы работать дольше. Но это не будет значить, что пенсионный возраст строго 65 лет.

- И наконец старый, уже почти забытый вопрос - возврат потерянных банковских вкладов. Считаете ли вы нужным и возможным все-таки индексировать эти вклады?

- Вернуть полностью невозможно, можно компенсировать. Если вообще ставить так задачу, потому что вы понимаете, что это все равно будет делаться из бюджета. Грубо говоря, если общество решит, что эта задача более важна, чем индексация заработных плат или вложение в инфраструктуру, то ресурс для этого появится где-то примерно в 2008 году. Начиная с 2008 года, у нас существенно освобождаются средства, которые идут на выплату внешнего долга, и мы можем 3-4 миллиарда долларов в год направлять на компенсацию. Если такое решение принимается, то грубо по моим подсчетам можно компенсировать 15-20% вкладов. И это займет наверное лет 7-8. То есть лишь 15-20% и целых 7-8 лет выплачивать. Это вопрос политического выбора страны. Нет какого-то потаенного ящика, откуда можно достать деньги и компенсировать вклады. Это будет сделано за счет каких-то других направлений, куда можно потратить деньги, и правительство, парламент, общество в целом должно принять решение: компенсировать или нет.   

Александр АМИРОВ, Ижевск. "МК в Ижевске", май 2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики