ЭКОНОМИКА НЕ ТЕРПИТ ОБЕЩАНИЙ
Автор: Лабунская Анна
Регион: Саратов
Тема:  Экономика
Дата: 09.06.2004

В статье "Буксир для реформ", опубликованной в прошлом номере нашей газеты, прозвучало довольно категоричное мнение о невозможности резкого экономического роста России. Оно основано на анализе ситуации западными аналитиками с конца девяностых годов по сегодняшний день.

Так ли безрадостны перспективы? Начатый серьезный разговор продолжает Евгений Григорьевич ЯСИН - научный руководитель ГУ Высшая Школа Экономики, профессор, доктор экономических наук.

Очередная встреча с Евгением Григорьевичем состоялась в Москве на ежегодном Форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст". Его выступления отличают прекрасное владение фактическим материалом, доступность изложения, не случайно Е. Г. Ясин - всегда один из самых "востребованных" лекторов-гостей Клуба.

На распутье

Удвоение ВВП за 10 лет, озвученное президентом, диверсификация производства (снижение нашей зависимости от сырьевых отраслей, сырьевого экспорта, освоение производства продукции с высокой добавленной стоимостью и т. д.), активизация промышленной политики - это "киты", на которых держатся логические построения тех, кто пытается обрисовать пути дальнейшей экономической политики России. По мнению Евгения Ясина, в условиях, когда Россия сегодня не просто индустриальная держава, а "переиндустриализованная" держава, дело придется иметь с принципиально иными задачами...

Евгений Ясин:

- Именно конкурентоспособность является целью на предстоящий период. Если хотите, это национальная задача, национальная идея.

В настоящее время в России достаточно высокая внешняя конкурентоспособность (способность продавать товары и услуги отечественного производства на мировых рынках), обеспечиваемая экспортом нефти, газа, цветных и черных металлов, вооружения, минеральных удобрений, леса и ряда других товаров.

Сегодня 50% экспорта России - нефть и газ. Если цена нефти упадет с нынешнего уровня тридцати долларов за баррель до восьми, как это было в 1998 году, то Россия вновь испытает сильнейший шок. Собственно говоря, стремление к диверсификации объясняется именно тем, что по опыту 1998 года мы все время ждем падения цен на нефть. И это наверняка случится, как только американцы справятся с Ираком. Но пока они не очень справляются, и Путин должен поставить памятник Джорджу Бушу, потому что фактически это он обеспечивает подъем российской экономики в последнее время.

Однако опасения резкого крупного падения цен на нефть, на продукты нашего экспорта - чрезмерные. Есть риски, но долгосрочная тенденция говорит о том, что цены на энергоносители постоянно растут. И связано это с отсутствием альтернативных источников энергии более высокой эффективности, чем нефть. Вот если придумают работоспособные автомобильные двигатели на топливных элементах, водородный двигатель, тогда ситуация может измениться буквально в течение нескольких лет. Это время близится. Напомню, что на последнем автосалоне в Женеве российский АвтоВаз тоже предложил свой маленький автомобильчик с двигателем на топливных элементах. На построение коммерческого двигателя нового типа уйдет лет 10-15, и тогда ситуация изменится навсегда. Мы сможем использовать нефть только для химической промышленности отчасти в качестве топлива для бытовых нужд... Поэтому, как говорится, не должны расслабляться.

18% экспорта, по данным 2003 года, составляют черные и цветные металлы, изделия из них и драгоценные камни.

На третьей позиции - продукция машиностроения и металлообработки (в общей сложности 9%). В советские годы было больше, но в основном за счет того, что мы экспортировали машины и оборудования на рынки своего военно-политического влияния: страны социалистического лагеря и т. д. Сейчас наше оборудование пользуется спросом благодаря наличию рынков СНГ, где привыкли к российской технике, автомобилям, станкам. Доля экспорта машин и оборудования, приходящаяся на СНГ, составляет где-то около 28%.

Потенциально сильными в плане экспорта остаются лесной комплекс и химия.

Существует показатель RCA, принятый во всей мировой практике, который рассчитывается для характеристики сравнительных конкурентных преимуществ. Согласно ему, наиболее конкурентоспособные товары России - это газ, необработанная древесина, никель. При этом чем выше степень обработки изделий, тем ниже конкурентоспособность. Тем, кто призывает к диверсификации, надо подумать. Сначала мы должны научиться делать конкурентоспособные изделия, без этого не сможем продавать их с выгодой.

Когда говорят об удвоении ВВП за 10 лет, необходимо пояснение: за счет чего? Реально только за счет нефти и газа, потому что по другим позициям обеспечить конкурентоспособные по мировым понятиям товары в эти сроки мы не сможем. Скажу больше, помимо вооружения, нам никогда не удавалось это сделать во всей российской истории.

Вы скажете, что у нас есть какие-то такие вещи, которые мы умеем делать, например, ракеты, космические запуски и т. п. Это правильно, мы можем делать и хорошие электрические машины, и вполне приличные приборы, но каждый раз я спрашиваю: "А какая их доля в экспорте"? Маленькая. Так, все космические запуски - это 800 млн. долларов в год, этот рынок забит. Американцы очень либерально к нам относятся, они могли бы при желании обострить конкуренцию, но не хотят этого делать, полагая, что лучше иметь двух-трех игроков на этом рынке и договариваться. Как, например, идет сговор на рынке алмазов, туда никого больше не пускают. Или еще: в России производятся самолеты, но мировой рынок "закрыт" Боингом и Эйрбасом…

Задача достижения конкурентоспособности, в том числе внешней, означает переворот в нашем сознании. Должно быть реальное представление о том, что это невозможно сделать просто и быстро. Мировой опыт показывает, что такие задачи не решаются меньше чем за 30-40 лет.

"Ножки Буша" - тоже политика

Что касается продовольствия, в 2002 году 34,7% всей продаваемой говядины был импорт. Мясо птицы - 57%, в основном это "ножки Буша", их завозится 500 тысяч тонн в год. На эту тему идут постоянные дискуссии с американцами, но отказаться мы не можем - есть политические мотивы. Мы прекращаем завозить окорочка, они прекращают завозить нашу сталь... Плюс ко всему "ножки Буша" наиболее дешевый фактор белкового питания для бедного населения.

Импорт животного масла на внутреннем российском рынке составляет 51%. Мы могли бы увеличить производство собственного масла, так же, как и говядины, мяса птицы, проблема упирается в издержки. Очень медленно растет производительность, поэтому товары отличаются довольно низкой конкурентоспособностью. Но в целом отечественная продовольственная продукция составляет больше половины на нашем рынке - примерно 65%-70%. И можно сказать, что российская пищевая промышленность и сельское хозяйство в принципе производят конкурентоспособные продукты.

По промышленным товарам импорт превалирует. Он составляет примерно 70% объема реализации по стране. Это касается техники, одежды, обуви - и дорогих, и дешевых. К сожалению, надо признать, что легкая и текстильная промышленность в России больших перспектив не имеют.

А вот ситуация по автомобилям выглядит не так страшно, как казалось бы. Все российские автолюбители клянут отечественные автомобили, говорят, что они никуда не годятся. Тем не менее 2/3 внутреннего рынка автомобилей - это отечественные автомобили. В основном это АвтоВаз, что объясняется очень просто: в данной ценовой группе у них нет достойных конкурентов. Автомобиль дороже 7-8 тысяч долларов для подавляющего большинства российского населения недоступен.

Пока у населения низкие доходы, спрос на отечественные авто гарантирован. Если доходы вдруг повысятся, и наши автомобили перестанут покупать, будут потеряны миллионы рабочих мест в российском автопроме - получается замкнутый круг, который позволяет и будет позволять нашим автомобилестроителям держаться довольно долго.

Может показаться неожиданным, но экспорт российской автомобильной промышленности с 1999 года удвоился. В первую очередь, за счет СНГ - там построен целый ряд сборочных заводов.

Быстрый рост доли производства на сборочных заводах и заводах, которые производят иномарки - последняя тенденция на нашем рынке. Наиболее успешен завод во Всеволожске, который делает "Форд Фокус". По мнению людей, которые уже ездят на этих автомобилях, они не уступают по качеству иностранным автомобилям соответствующей группы. При этом надо иметь в виду, что 80% комплектации - зарубежного производства. Я не вижу в этом ничего страшного. Изменение доли импортной или отечественной комплектации, это, в конце концов, дело выгоды. Все равно в итоге это отечественная продукция: работа предоставляется российским рабочим и налоги платятся в российскую казну.

Выбор приоритетов

Главные доходы страна получает от природных богатств. Сегодня в основном эти отрасли дают конкурентоспособную продукцию. В то же время у нас все время витает опасная идея, как бы диверсифицировать экономику и сбить высокую долю импортных сырьевых отраслей. Но отнимите от российских сырьевых отраслей, как предложил Глазьев, 10 млрд. долларов, и нефтяная промышленность "сядет"! Потому что конкурентоспособность российских нефтяных компаний уступает Саудовским или другим компаниям, которые работают на месторождениях Персидского залива. У нас хуже условия добычи, неблагоприятные условия для транспортировки, богатые месторождения использованы... Поэтому уже при цене 15 долларов за баррель становится невыгодным основной способ вывоза нефти - железнодорожным транспортом.

Я считаю, что мы не должны делать различия по отраслям. Все отрасли хороши, которые приносят прибыль. Есть много развитых стран, которые прекрасно живут за счет своих природных богатств и не думают про диверсификацию. Например, Норвегия живет за счет нефти, газа и рыбы. Австралия - за счет вывоза железной руды и шерсти. Новая Зеландия вывозит масло и баранину… Обеспечить серьезный рост конкурентоспособности и повышение уровня благосостояния российских граждан природные ресурсы не могут - на этот счет должно быть ясное понимание. Но резать курицу, которая несет золотые яйца, тоже нельзя.

Подводя итоги

Проблема заключается в том, что для тех проектов, которые нужны в постиндустриальную эпоху - развитие инфраструктуры, внедрение ипотечного кредитования, создание рынка доступного жилья - требуются "длинные" деньги из-за границы. Если мы, следуя ксенофобским склонностям наших патриотов, закроемся, не будем думать о конкурентоспособности, то тем самым нанесем колоссальный ущерб развитию страны. Самые злобные враги России, это люди, которые носят патриотические лозунги. Нам нужно иметь очень благоприятную инвестиционную среду для того, чтобы привлекать "длинные" деньги, например, 5-7 млрд. долларов из американских пенсионных фондов для реализации программы ипотечного кредитования.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать ряд выводов.

Экономика России пока "полуоткрытая" и слабо конкурентная. Частная собственность формально доминирует, но если нужно, чиновники посадят кого-то из предпринимателей и скажут, что это по закону. Дисциплина контрактов слабая и неподконтрольна налогоплательщикам - необходимые для этого демократические механизмы не работают. Эффективные государственные службы отсутствуют…

Есть два пути изменения ситуации. Эволюционный - не торопить перемены и не "пинать ногами", либо использование "военных" методов - с помощью спецслужб, спецопераций. Во втором случае успеха вообще не будет, потому что они, как правило, ведут к возобновлению традиционных российских распоряжений власти, которые порождают недоверие и теневую машину.

Необходим отказ от всяких попыток проведения промышленной политики в традиционном смысле, когда поддержка осуществляется конкретным отраслям и предприятиям, особенно любимым. Такого рода политика не только не нужна, но и вредна. На смену должно прийти понимание, что хороши те отрасли, которые реально обеспечивают рост конкурентоспособности и производительности.

Кстати

Человеческий фактор

Считается, что российская рабочая сила конкурентоспособна - высококачественная, образованная, обладающая высокими интеллектуальными способностями. Но она имеет минусы. Уровень дисциплины, умение работать тщательно и систематически - по этим качествам мы отстаем от других стран. Но самое главное в том, что количество рабочей силы в России будет падать. Начиная с 2007 года, по крайней мере на 30-40 лет, нам гарантировано снижение численности трудовых ресурсов.

По прогнозам демографов, к 2050 году население России может сократиться вдвое. Это мировая тенденция для всех развитых стран. Но у нас есть осложняющий фактор: ни в одной из этих стран нет прямой депопуляции. Каждый год в нашей стране убывает миллион граждан. В 60-х годах, когда были приняты нынешние положения пенсионной реформы, в СССР доля пенсионеров составляла 12% от численности населения. А сегодня дело идет к 37%. Катастрофа вызвана индустриализацией, коллективизацией и урбанизацией в советские годы. Огромное количество людей в течение одного-двух поколений переехало в города, изменили образ жизни. В результате вместо больших сельских патриархальных семей мы перешли к городским семьям, живущим в хрущебах, на маленькой площади, где среднее количество детей на одну семью составляет 1,3. Для нормального воспроизводства, нужно 2,3…  

Анна ЛАБУНСКАЯ, Саратов. "СОВФАКС" № 20, 4.06.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики