1 июня стало известно, что новым министром экономики Грузии стал известный российский предприниматель Каха Бендукидзе. О его назначении на этот пост сообщил во вторник премьер-министр республики Зураб Жвания. Ожидается, что в течение ближайших двух-трех дней бизнесмен прилетит в Тбилиси и сразу приступит к исполнению обязанностей. Тюменский журналист недавно побывал в Москве на встрече с теперь уже бывшим председателем совета директоров АО "Объединенные машиностроительные заводы", а ныне - министром экономики Грузии и просто незаурядным человеком Кахой Бендукидзе.
"Богатые люди не похожи на нас с вами", - написал когда-то Фрэнсис Скотт Фицжеральд, автор "Великого Гэтсби". "У них денег больше", - иронично уточнил Эрнест Хемингуэй. И не только. Они - другие. Такие же, как и мы, люди, но с другим сознанием. Обеспечив материально себя, своих детей и внуков, теперь они думают о том, можно ли повлиять на будущее страны, чтобы в ней жилось чуть более комфортно.
В чем же заключается предпринимательская мудрость совершенно неожиданно для нас народившихся российских капиталистов? Что они знают такого, чего не знаем мы? Ответ на этот мучающий меня вопрос я искал, слушая Каху Бендукидзе, тогда еще гендиректора холдинга ОМЗ.
Даже начало выступления олигарха на форуме "Открытой России" было странным. Он предложил журналистам начинать свой вопрос так: "Я уже давно думаю об этом, мучаюсь, но не нахожу ответа…" Затем в течение 12 минут Каха Бендукидзе забраковывал вопросы пишущей братии: "Я не чувствую, что вы мучаетесь и не находите ответа. И зачем нам с вами беседовать на те вопросы, которые мне не интересны и вас тоже не мучают. Зачем?"
Однако в искренность одного вопроса Каха Бендукидзе все-таки поверил. "Четыре месяца назад у меня родился ребенок, и меня беспокоит, смогу ли я ему что-то дать, чтобы через 20 лет ему было хорошо? Что я могу для этого сделать? И вообще, что будет через 20 лет с нашей страной?", - спросил журналист. За этим вопросом последовал монолог, в котором олигарх рассказывал о наболевшем. Он говорил о будущем России, даже и не предполагая, что скоро получит возможность влиять на будущее другой страны - Грузии.
Про надуманные вопросы, не требующие ответов
Если простые люди думают, что они сильно отличаются от власть придержащих или от крупных бизнесменов - это не верно. Умение управлять связано с умением выделять главный вопрос из второстепенных. В экономике есть принцип оптимальности: за меньшую часть времени делается больше дел, а за большую часть времени - меньше дел. Государственное управление тоже часто состоит из поисков ответов на совершенно ненужные вопросы. Тем самым выхолаживаются, истощаются силы общества. К ненужным относятся и вопросы о социальной ответственности бизнеса. Это абсолютно надуманный, искусственный вопрос. Он придуман в кремлевских коридорах. Вопрос, которого в природе просто не существует.
Другой надуманный вопрос - об олигархах. Никак нельзя объяснить, что плохого, например, сделали олигархи Пензенской области. Да ничего. То есть они не имеют никакого отношения к Пензенской области, равно как и к Тамбовской. Тех, кого мы называем олигархами, ищут там, где есть возможности для зарабатывания денег. Понятно, что если я сейчас начну ни с того ни с сего бороться с жителями планеты Сатурн, то одно из двух: либо я сошел с ума, либо эту мысль мне как-то внушили. То же самое с олигархами в Пензенской области. Олигархи имеют такое же отношение к красному поясу, как Сатурн - ко мне.
Что будет в России через 20 лет?
Ответ на этот вопрос не знает никто, и в этом его ценность. Точный ответ на этот вопрос может быть получен только через 20 лет. Вопрос в том, какой путь выберем мы, мы - то есть народ, общество. Есть два основных пути.
Первый путь - это когда мы с вами считаем, что есть дяди и тети, которые гораздо лучше нас понимают, что нам нужно. Это те самые дяди и тети, которые корежили наше сознание, насаждая очень правильные представления и очень правильное управление. Обсуждать то, что такое будущее будет чудовищно плохим, не хочется. Более того, это не дает нам возможности решить эту задачу.
Второй путь - когда мы считаем, что мы должны сами выбрать свой путь и сами искать ответ на этот вопрос. Приведу такую аналогию: в песочнице играют дети. Либо группа нянечек собирается и обсуждает, в какие игры они играют, либо няньки нет вообще и дети в песочнице делают что хотят. Дети разберутся сами - никто никому глаз выкалывать не будет. Основной вопрос сейчас - по какому пути пойдет Россия. Будут ли нам дядечки и тетечки говорить, в какие игры играть, или мы сами будет определять, что мы хотим делать?
Чем раньше мы начнем сами выбирать свою судьбу, тем в больше степени Россия через 20 лет будет процветающей страной. И через 20 лет ваш сын не будет мучиться этим вопросом - он будет жить в благополучной стране. Может, мы потеряем в смысле духовности, но приобретем безопасность и, я не побоюсь этого слова, сытость.
Мы не рабы, рабы не мы?
Существует теория, что свобода категорически неприемлема для России. Это миф, которые поддерживают многие люди, и он есть внутри нас. В это верят самые разные люди - от президента до журналиста. Это гипотеза об особенной дефективности русского народа. Смысл такой - нужно держать народ в ежовых рукавицах. Зачем им свобода?
Гипотеза о том, что одни люди в России должны думать за других, часто обосновывается так: русский народ никогда не знал свободы и не умеет распоряжаться своей судьбой. Далее идут ссылки на крепостное право, а также на какие-то особенности русской души. Я человек не русский, мне со стороны виднее. Поверьте, вы со стороны такие же, как и все остальные люди.
Никакой культуры рабства в русской душе нет. Русская литература проповедует скорее идеалы свободы, чем идеалы рабства. Даже если взять простой исторический анализ, то больше чем пятая часть населения страны живет за Уралом, где крепостного права не было вообще. А в Сибири, ну какое там крепостное право? То есть откуда может взяться в Сибири желание жить в рабстве при том, что там никогда не было рабов?
Современная наука начала исследовать молекулярный механизм человека и обнаружилась интересная вещь: между людьми практически невозможно найти отличия. Отличия есть между воспитанными. А исследовать новорожденных детей, отличия найти невозможно. Есть внешние различия: одни, извините, черножопые, другие косорылые, другие черные целиком, третьи блондины. Поэтому считать, что русские особенно стремятся к рабству в силу генетических или исторических реалий, невозможно.
Когда несколько лет назад я беседовал с перуанским экономистом Фернандо Де Сото, автор книги "Загадка капитала" сказал, что когда во время первого президентского срока он предложил провести реформы в Перу, то не понял, почему в небольшой комнате, где сидели и его слушали разные люди, раздался хохот. Ему сказали, что это невозможно, дух перуанского крестьянина никогда не примет свободы. Русские тоже стали хохотать, потому что такой же аргумент и у наших доморощенных социалистов. Потом я узнал, что то же самое говорили в Чили про чилийцев, в Новой Зеландии про новозеландцев. Такое желание низкой самооценки есть не только в русском народе.
Если все свободны, необходимо самоограничение
Есть ли люди, которые точно знают, что будет через 20 лет? Кто знает, какие будут средства передвижения, средства связи, как будет готовиться еда, как будет синтезироваться каучук и будет ли он вообще синтезироваться? Такие люди есть? Нет таких людей. А раз никто не знает, каким будет будущее, то никто не может говорить другому человеку, как тому надо действовать. Единственный способ действовать правильно - действовать на свой страх и риск. Когда люди свободны, они найдут более хорошее решение, чем когда часть из них несвободна. Так что самого большого роста Россия достигнет при условии, когда все будут национально свободны.
Свобода не означает, что делается все, что только возможно. Свобода означает свободу жить в обществе, и необходимость соблюдения тех законов, которые свободные люди сами для себя установили. Сложилось неправильная интерпретация свободы, когда свобода - это вседозволенность одних и бесправие других. Свобода - это свобода всех. А если все свободны, необходимо самоограничение.
Средний австриец, например, пишет в год 13 писем в полицию и сообщает: там непорядок, там непорядок. Почему он считает нужным, если увидит, что сосед плохо себя ведет, написать об этом в полицию? И это действие не осуждается общественностью, ему не бьют морду другие соседи, и на него не показывают пальцем дети. Потому что все договорились, а он нарушает установленное правило.
У нас в России другая ситуация. И в этом смысле мы еще не свободны. Мы воспринимаем общество, состоящее из народа и начальников. Начальник устанавливает законы, а народ пытается их обмануть. Поэтому если кто-то нарушает закон, мы считаем неправильным сообщить об этом в милицию.
Как нам преодолеть комплекс разобщенности? Это непростая задача, и требует многих лет. Та часть общества, которая у власти, может этому либо способствовать, либо мешать. Чем больше человеку дают свободы, тем быстрее он научается этой свободой распоряжаться. Чем больше человеку дают свобод, тем быстрее он научается в итоге верить другим людям, и чем меньше человек полагает, что за него кто-то решит вопрос, тем в большей степени будет идти прогресс.
Индикатор состояния общества
У меня есть простой индикатор, который говорит о состоянии нашего общества. Когда люди перестанут писать в подъездах, это значит, мы достигли очень большого успеха в деле свободы и познания правил совместной жизни свободных людей. Потому что, у меня даже была даже такая шуточная идея - ввести избирательный ценз. Заходит избирательная комиссия в подъезд, обоссан пол и ступеньки - вычеркивают всех жильцов из списка избирателей. Пусть меня закидают камнями, но если люди не умеют не ссать, извините, в подъезде, как они могут выбирать президента страны? Но опять же, здесь есть некоторое насилие, и в итоге я от этой идеи отказался. Она недалеко ушла от идеи Шойгу о том, что если ты три раза не пришел на выборы, то надо исключать тебя из граждан Российской Федерации.
Нобелевские премии по литературе или сытая жизнь?
Сейчас у нас в голове каша, то ли это правильно, то ли неправильно. Много лет я сам мучался и искал ответы на эти вопросы. А вдруг есть какие-то очень умные люди, которые знают, как нам жить? Но потом я понял, что таких людей нет. И даже когда они есть, они не хотят брать на себя ответственность за мои действия.
Мы не знаем выдающихся швейцарских художников и композиторов. Я сам не знаю никого. Это плата за хорошую жизнь, плата за сытость, плата за демократию. А между тем, по количеству Нобелевских премий в области литературы Швейцария обгоняет Россию и Нигерию.
И я знаю людей, которые считают, что на Западе зажрались, они хотят сложностей, чтобы вокруг все гнило, но рождались великие мысли. Это такая апология эксгибиционизма. Чего мы хотим? Нобелевскую премию по литературе или сытую и спокойную жизнь? Это наш с вами выбор.
Любая помощь ослабит, а любая самостоятельность усилит
Опыт показывает, что когда государство начинает помогать слабым, слабость воспроизводится. Потому что халява убивает. Любая помощь приятна. Представьте, как бы мне хотелось, чтобы кто-то дал мне денег. А если много денег, то еще бы больше хотелось. Иду сейчас на работу, прихожу, а мне говорят: "Тут телеграмма, и в ней написано: "Уоррен Баффет оставил вам все свои деньги в наследство". Приятно, да? Но поверьте, что это очень сильно ослабляет, особенно ослабляет ожидание того, что будет халява. Это просто разлагает человека.
Знаете, какую часть своего богатства он решил оставить двум своим дочерям самый богатый в мире человек Билл Гейтс? 100 тысяч ренты, а все остальные деньги завещал на благотворительность. То есть каждый год его дети будут иметь то, что для американцев считается нижней гранью. Понятно, что они не будут страдать, но у них никогда не будет возможности жить той жизнью, которой жил их отец. Почему он так сделал? Потому что желает им добра и понимает, что если оставит им все, они никогда не смогут сделать над собой усилия. Ветер принес - ветер унес.
Как сказал Фридрих Ницше, если это вас не убьет, то сделает вас сильнее. Не обязательно доводить до смерти, но в целом это идея о том, что любая помощь вас ослабит, а любая самостоятельность усилит. Я говорю неочевидные вещи. Это нельзя доказать, но в это можно верить.
Если мы не сможем печь пирожки, мы никогда не станем богатыми
Человек должен делать то, что ему нравится. Допустим, вы умеете печь пирожки. Сможете ли вы без особых сложностей и абсолютно легально зарабатывать этим на жизнь? Не сможете. Пока на этот вопрос вы не будете закидывать тухлыми помидорами представителей власти, российская экономика не будет считаться свободной и эффективной. Простой и понятный критерий.
Был такой мастер Безенчук у Ильфа и Петрова, который говорил, что радио уже изобрели, а счастья все нету. Почему у нас в стране вроде бы есть частная собственность, есть деньги, налоги вроде бы не такие дикие, а почему нельзя печь пирожки? Ну понятно, чрезмерная бюрократия и абсолютная наша незащищенность. Придет санэпидемстанция, придут бандиты. Либо в форме, либо без формы, но придут. В кругах коммерческой интеллигенции долгое время шли дебаты насчет среднего и малого бизнеса: какая крыша лучше - красная или синяя? То есть ментовская или бандитская? Сам факт, что такая дискуссия идет, чудовищный. Обсуждать должны: какая крыша лучше - монолитная, железобетонная, деревянная?
Чтобы изменить ситуацию, нужно фактическое чудовищное разрушение государственного аппарата в той части, в которой он не нужен. Поскольку мы сильно отстаем, то если у нас будет устроена государственная власть как в Европе, мы обречены на такое же отставание даже в лучшем случае. Для того, чтобы мы могли их догнать, у нас должны быть реформы круче, а ограничение наших свобод меньше.
Вопрос в том, встанет ли Россия на путь свободы? Cвободная Россия будет процветать. А вот будет ли существовать несвободная страна? И это не столь очевидная вещь, что за счет несвободы удастся сохранить страну. Потому что если не будет свободы, мы не сможем печь пирожки. А если не сможем печь пирожки, мы никогда не станем богатыми…
Подготовил Сергей КУЗНЕЦОВ
СПРАВКА:
Каха Автандилович Бендукидзе родился в 1956 г. в Тбилиси. В 1977 г. закончил биологический факультет Тбилисского государственного университета, в 1980 г. - аспирантуру биологического факультета МГУ. В 1985-1990 гг. заведовал лабораторией молекулярной генетики клеток животных НИИ биотехнологии, возглавлял сектор ВНИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов. В 1988г. участвовал в создании объединения "Биопроцесс" и возглавил его. В ноябре 1991г. была создана Народная нефтяная инвестиционно-промышленная евроазиатская корпорация (НИПЕК). В число учредителей также входили ПО "Нижневартовскнефтегаз", акционерная компания "Югранефть", власти Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменское отделение Фонда социального развития России "Возрождение". В 1992 г. Бендукидзе был одним из самых крупных участников рынка ваучеров на Российской товарно-сырьевой бирже. В мае 1993 г. возглавляемая Бендукидзе компания "Биопроцесс" приобрела 18% акций комбината "Уралмаш". К концу 1993 г. "Биопроцесс" приобрел еще 40,5% акций этого предприятия. С 4 мая 1995г. - член совета директоров АО "Уралмаш". В 1996-2000гг. - председатель совета директоров ОАО "Уральские машиностроительные заводы". В 1996г. после создания ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (группа "Уралмаш-Ижора") стал председателем совета директоров этой компании. С 1998г. - генеральный директор ОМЗ. В марте 2003 г. вошел в состав Национального совета по корпоративному управлению, созданному РСПП, ТПП и ФКЦБ. Входит в попечительский совет НИЦ "Экспертный институт" (директор - Евгений Ясин) при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
Чем владеет
Совокупный объем контролируемых Кахой Бендукидзе средств еженедельник "Коммерсант. Деньги" (по состоянию на 2001г.) оценивает в 2 млн.
"Объединенные машиностроительные заводы" (Группа "Уралмаш-Ижора") созданы в 1996 г. ОМЗ - крупнейшая российская компания тяжелого машиностроения - результат слияния ведущих машиностроительных производств: "Уралмаша", Ижорских заводов, "Красного Сормово", ряда других производственных, научно-исследовательских и конструкторских центров. Кахе Бендукидзе, по его словам, принадлежит 23% акций ОМЗ.
Личное
Хобби - восточные единоборства, лошади, путешествия.
Жена Наталья Золотова - сотрудница русского издания "Vogue", ранее главный редактор журнала "Домовой". Кандидат искусствоведения. Воспитывает двух сыновей от первого брака.
Из сообщения РИА "Новости" 1 июня:
До настоящего времени Бендукидзе являлся председателем совета директоров АО "Объединенные машиностроительные заводы".
"Я ухожу. Как же я могу оставаться на месте председателя совета директоров компании, если я буду министром экономики в другой стране?" - сказал предприниматель. По его словам, он не знает, кто займет его место.
В 2002 году Бендукидзе входил в число акционеров ЗАО "Шестой телеканал". Бизнесмен также является членом руководства Российского союза промышленников и предпринимателей, президент которого уже прокомментировал назначение коллеги.
Как сообщается на сайте ежедневного издания "Газета", Аркадий Вольский полагает, что "Бендукидзе принесет на этом посту Грузии больше пользы, чем любой другой".
"Я считаю его исключительно грамотным экономистом, имеющим большой опыт руководства крупнейшими промышленными предприятиями", - добавил он во вторник.
Между тем, протокольная служба президента Грузии заявила, что официального документа о назначении Бендукидзе на пост министра экономики пока нет, но оформление идет согласно принятой процедуре.
Нет пока и президентского указа о предоставлении бизнесмену грузинского гражданства. Оставаясь гражданином России, Бендукидзе не смог бы претендовать на место в правительстве республики.
Опыт привлечения представителей диаспоры на руководящие посты в Грузии уже есть. Так, министром иностранных дел Михаил Саакашвили назначил гражданку Франции Саломе Зурабишвили. Грузинское гражданство она получила благодаря президентскому указу.
На минувшей неделе Саакашвили решил предоставить гражданство Грузии всем проживающим за рубежом грузинам. 
Сергей КУЗНЕЦОВ, Тюмень. "Тюменская губерния" № 20(061), 7-13.06.2004.

|