Одним из гостей недавнего III ежегодного Форума клуба региональной журналистики "Из первых уст" стал крупный - во всех отношениях - бизнесмен, гендиректор "Объединенных машиностроительных заводов" Каха Бендукидзе. Рассуждал он не о бизнесе и даже не о модной нынче социальной ответственности. Бывший ученый-биолог Бендукидзе говорил о будущем России. На простых примерах он показал, что в государственное управление нашей страны жизненно необходимо привнести элементы бизнес-мышления. Не в том смысле, что каждое ведомство должно быть прибыльным. А в том, что от неэффективных "контор", чья польза весьма сомнительна (если она вообще есть), нужно просто избавляться. Как в бизнесе. И убедительно доказал, что без подлинной свободы никакое благополучное будущее нашей стране не "светит".
Тему, на которую рассуждал Бендукидзе, предложили бизнесмену не организаторы. И даже не он сам. Почти все участники Форума были главными редакторами или замами главных в региональных СМИ. И вот представьте себе: эти хорошо информированные люди, съевшие просто полчища пресловутых собак на краткости заголовков и емкости вопросов, потратили 12 минут, чтобы сформулировать вопрос. И все потому, что Каха Бндукидзе сразу поставил одно жесткое условие. Каждый вопрос должен был начинаться словами "Я уже давно думаю об этом, мучаюсь, но не нахожу ответа...".
Когда журналисты начали задавать таким образом вопросы, стало понятно, что сформулировать по-настоящему важный, значимый для многих людей вопрос - дело сложное. "Когда наступит очередь Романа Абрамовича?", "Как вы оцениваете ситуацию с Ходорковским?", "Нужны ли журналисты промышленности?", - спрашивали участники Форума, не находя заинтересованности в ответе со стороны Бендукидзе. "Вас должен мучить ваш вопрос", - укоризненно говорил он. И только когда прозвучало "Что сделать, чтобы наши дети через 20 лет жили лучше, чем мы и что вообще будет спустя это время с этой страной?", все, включая Бендукидзе, согласились, что в этом случае на поиски ответа стоит потратить время и силы.
- Если вы думаете, что вы сильно отличаетесь от власть придержащих или от бизнесменов, это не верно. Умение управлять или, я бы сказал, чтобы то ни было делать, во многом связано с умением отделять главный вопрос от второстепенных. Так устроена наша среда, в ней есть масса ненужных вопросов. И в этом смысле государственное управление или развитие общества тоже очень часто состоят из поисков ответов на совершенно ненужные вопросы.
Что будет через 20 лет России? Я думаю, ответ на этот вопрос не знает никто, и в этом его ценность. Вопрос состоит в том, какой путь в получении ответа на этот вопрос мы выберем. Мы - я имею в виду народ, т.е. общество. Есть два основных пути. Один путь - когда мы с вами считаем, что есть дяди и тети, которые гораздо лучше нас понимают, что нам нужно. Второй путь - это когда мы сами должны найти ответ на этот вопрос.
Я бы привел такую аналогию. Во дворе в песочнице играют дети. Группа нянечек собирается и обсуждает: в какие игры они играют, кто и как делится на команды, кто выравнивает песок, кто уносит совки, ведерки и формочки. Это один вариант. Второй вариант - когда нянек вообще нету. И дети в песочнице делают, что хотят. Если кто-то будет кому-то глаз выкалывать, конечно, мы может быть, и вмешаемся. Но мне кажется, что дети сами разберутся.
Существует теория, что второй вариант категорически неприемлем для России. Это миф, которые поддерживают многие люди. В него верят самые разные люди - от президента до журналиста. Смысл его в том, что наш народ нужно держать в ежовых рукавицах. И что русские никогда не знали свободы. Или что цари все время были немцы. Или татаро-монгольское иго повлияло… Много вариаций этой гипотезы.
Почему, на мой взгляд, это направление не верно? Я человек не русский, мне со стороны виднее. Поверьте - вы такие же, как и все остальные люди. Никакой культуры специального рабства в русской душе нет. И русская литература, которая считается существенной частью российской идентичности, она скорее идеалы свободы проповедует, чем идеалы рабства. Если же взять простой исторический анализ... Вы знаете, что больше пятой часть населения страны живет за Уралом. Там крепостного права не было вообще. И откуда в Сибири такое желание жить в рабстве, при том что никогда в нем не жили, - непонятно.
Когда современная наука начала исследовать молекулярные механизмы, то оказалась, что между людьми практически невозможно найти отличий. Их гораздо меньше, чем, например, у ближайших наших родственников - шимпанзе, населяющих западную Африку. Да, есть внешние различия: одни, извините, черножопые, другие косорылые, другие черные целиком, третьи блондины. И в этом смысле различия не содержательны. Поэтому считать, что все люди делятся на "людей" и "русских" - это, извините, я допустить не могу.
Вообще, идея особенности русского народа не уникальна. Несколько лет назад я беседовал с перуанским экономистом Фернандо Де Сото. Он сказал, что когда они предложили ряд реформ в Перу, то им сказали, что это невозможно. Потому что "дух перуанского крестьянина никогда не примет свободы". Все русские, которые сидели в комнате, где мы с де Сото разговаривали, стали хохотать. А потом мне говорили, что то же самое говорили в Чили про чилийцев. А когда я недавно общался с бывшим министром финансов Новой Зеландии, она сказала, что новозеландцы - они очень ленивые… Так что это желание низкой самооценки есть не только у русского народа.
Считаете ли вы, что есть люди, которые точно знают, что будет через 20 лет? Нет таких. А раз никто не знает, каким будет будущее, то никто и не может говорить, как надо действовать. Но мы знаем, что когда все люди свободны, они точно найдут более хорошее решение, чем когда часть из них не свободна. И это означает, что самого большого роста Россия достигнет в условии, когда мы все будем национально свободны.
Что означает свобода в данном случае? Свободу жить в обществе и необходимость соблюдения тех законов, которые эти свободные люди сами для себя установили. В России другая ситуация. Мы воспринимаем общество, как нечто, состоящее из народа и начальников. Начальники устанавливают законы, а народ пытается их обмануть. Поэтому если кто-то какие-то законы нарушает, мы "за" этого человека. Или мы считаем неправильным об этом сообщить в милицию.
Помнится однажды, лет 10 или 11 назад, мы были в Баден-Бадене. Обсуждали судьбу России, как водится. Едем и видим: идет совершенно пьяный человек, как говорят у нас, "в жопу пьяный". Идет, идет и вдруг падает. И все говорят: ой, надо что-то сделать, надо ему помочь. Человек местный, из Баден-Бадена, говорит: "Нет, все нормально, сейчас полиция приедет". А мы говорим: "Ну, как это полиция может приехать? Человек упал только что!". А он говорит: "Смотрите, сколько вокруг зданий. Вон из окон там смотрит один человек, второй, третий. Они же уже позвонили в полицию, что человек упал". И действительно - только мы доехали до конца этой улицы, как полиция подъехала, человека подобрали. Потому что у них в городе так принято. В Баден-Бадене пьяные не должны валяться на улице. Если валяется - мы звоним. Потому что там нету - "мы" и "они". То есть "мы" - народ и "они" - власть. Как нам преодолеть этот комплекс разделенности? Это непростая задача, и, к сожалению, требует многих-многих лет.
У меня есть несколько простых индикаторов, которые говорят мне о состоянии нашего общества. Например, такой: когда люди перестанут писать в подъездах, это будет означать, что мы достигли большого успеха в деле свободы и познания правил совместной жизни свободных людей. У меня даже была даже такая шуточная идея - ввести избирательный ценз. Заходит избирательная комиссия в подъезд. Обос..н подъезд - вычеркивают подъезд из списка избирателей. Конечно, меня камнями закидают. Но если люди не умеют, не с..ть, извините, в подъезде - как они могут президента выбирать?! Я вот не понимаю.
В экономике у меня тоже есть простой критерий. Представьте себе, уважаемые женщины, что по каким-то причинам вам не хочется быть журналистками. Но вы умеете очень хорошо печь пирожки. Скажите, пожалуйста, сможете ли вы без особых сложностей и абсолютно легально зарабатывать этими пирожками себе на жизнь? Пока на этот вопрос вы не будете закидывать меня тухлыми помидорами, российская экономика не будет считаться свободной и эффективной. Ну, не закидывать помидорами, а хотя бы говорить: "Это элементарно!". Пошел, купил какой-то талончик, чтобы к тебе не пристали, печешь себе пирожки, продаешь… Простой и понятный критерий. Это не сложно, это не макроэкономика, инфляция, не валютный курс… Сейчас дискуссии идут, - частные трубопроводы, не частные. Ну, какие частные трубопроводы, прости Господи?! Частных пирожков трудно добиться!
Нам нужно фактическое разрушение государственного аппарата в той части, в которой он не нужен. Мы находимся - я извиняюсь, что говорю русским языком - в заднице. И если у нас также будет устроена государственная власть как в Европе, мы в лучшем случае обречены на таком же расстоянии всю жизнь находиться. Для того чтобы мы могли догнать, у нас должны быть реформы круче. И ограничение наших свобод меньше. За это, конечно, есть своя цена, но это отдельный вопрос.
Какую функцию выполняет ГАИ? В Москве - чтобы дорогу президенту очистить. А нам с вами какая польза? Если внезапно мы взяли бы и ликвидировали ГАИ, поверьте, ничего не случилось бы. Чтобы пьяные не ездили по дорогам - для этого ГАИ должны стоять непрерывно вдоль дороги. Если они непрерывно не стоят - какая разница, на этом участке я собью пешехода или на том... Когда-то была налоговая полиция. Ее ликвидировали - ничего не случилось. Бюджет не рухнул. Мой принцип так называется: если какая-то вещь не работает и у вас нет денег ее починить, то выбросьте ее. Выбросьте и не жалейте! Такого рода реформы - это один из путей для того, чтобы можно было печь пирожки.
Мы должны, условно говоря, "продать ненужные игрушки" и сосредоточится на важных институтах. К примеру, государство может отказаться от судов? Не может. От ГАИ может. То есть откажитесь от СЭС и ГАИ или уменьшите их влияние. А освободившиеся государственные силы и деньги направьте на то, чтобы заниматься судами. Потому что суды - это в миллиарды раз важнее, чем ГАИ или СЭС. В деревне есть СЭС? Нет СЭС. Ну и что, там умирают люди от отравления что ли? Нет. Или когда вы бываете в дальних странах и там едите, вы знаете, какая у них СЭС? И что - привозят оттуда мертвых людей? Нет.
Я думаю, что вопрос стоит так: может ли существовать несвободная Россия? Свободная Россия - она будет существовать и процветать. А будет ли существовать несвободная? Если мы посмотрим в прошлое, то обнаружим много стран, которых сегодня нет. И мне кажется, этот вопрос - мы хотим свободы или мы хотим не свободы? - он самый реальный. И для того, чтобы ответить, как будет жить ваш сын через 20 лет, надо сначала ответить на этот вопрос. Более того, на этот вопрос нельзя ответить "мы хотим" или "мы не хотим". На этот вопрос можно ответить только действиями. Потому что в Священном писании сказано, что не по словам суди, а по делам.
P.S. 1 июня Каха Бендукидзе назначен министром экономики Грузии. 
Дмитрий ВОРОНКОВ, Саратов, областная сельскохозяйственная газета "Крестьянский двор", № 21 (102), 3.06.2004.

|
|