МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК?
Автор: Лабунская Анна
Регион: Саратов
Тема:  Правительство
Дата: 25.06.2004

Первые месяцы работы нового состава Правительства РФ преподнесли немало сюрпризов. Оценка заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила ЗАДОРНОВА по этому поводу более чем категорична: "Президент и правительство начали не с того...".

Своими мыслями Михаил Михайлович поделился с нами в Москве на уже упоминавшемся Форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

Михаил Задорнов:

- Работа начата с реорганизации самого правительства. Я оцениваю это как, мягко говоря, не очень удачную реализацию, возможно, и правильной идеи. Правительство в широком понимании этого слова - то есть не только сам кабинет, который заседает в Белом доме, а все министерства, ведомства, их территориальные органы - на какое-то время оказались парализованными. Они вынуждены переназначать людей, определять новые структуры, новый график движения документов… За исключением очень узкого круга политических назначенцев они не смогут достаточно быстро выработать новую стратегию своих действий.

Идея, которая лежала в основе этой реорганизации, достаточно рациональна и апробирована в ряде стран. Но ее воплощение очень странное. Например, есть некоторые вещи, которые нельзя делать аппаратно, если хотим, чтобы структура работала. Два заместителя в каждом министерстве - звучит красиво. Но нельзя же сравнивать ведомства! Ни Минпром, ни Минфин не могут работать только с двумя заместителями, там слишком разные участки работ, а человек не в состоянии быть универсалом во всех вопросах. Структура явно не продумана изначально, она внедряется по методу проб и ошибок...

Думаю, что какая-то тенденция к изменениям в этом четырехлетии будет слабее, чем была в предыдущие годы. Конечно, на данный процесс накладываются еще и политические ограничения, потому что зажим политического поля, естественно, делает гораздо более сложным обсуждение каких-то альтернативных идей - то есть ситуация здесь также централизуется…

По просьбе журналистов Михаил Задорнов озвучил некоторые ожидания от правительства Фрадкова. Какие-то из них с момента встречи с депутатом успели воплотиться в жизнь, по другим еще ведутся жаркие споры и дискуссии.

Одно из таких нововведений - изменение ставки единого социального налога - затрагивает очень большой круг лиц. Инициаторы данной меры объясняют свое решение необходимостью снижения налогового бремени на экономику для обеспечения ее более динамичного роста, увеличения числа рабочих мест и заработной платы. Планируемое снижение максимальной ставки ЕСН до 26% - для предприятий со средней зарплатой до 300000 рублей в год, до 10% - от 300000 до 600000 рублей, до 2% - свыше 600 000 рублей. По оценкам экспертов, это приведет к увеличению доходов предприятий на сумму 280 млрд. рублей уже в 2005 году.

Обратной стороной снижения ставки ЕСН является, по подсчету Минфина, потеря бюджетом 215 миллиардов рублей. Так, в общей структуре ЕСН, по новому порядку платежей, в Пенсионный фонд РФ будут перечисляться 20 % финансовых средств (по действующему порядку - 28%), в Фонд социального страхования - 3,2% (сейчас 4 %). Таким образом, только Пенсионный фонд РФ в результате этих мер потеряет почти 170 млрд. рублей.

Чтобы "смягчить удар", правительство предложило несколько решений. Михаил Задорнов остановился на некоторых из них.

Во-первых, предложение отказаться от накопительной части пенсионных начислений для лиц с 1953 по 1967 год рождения. Сейчас лицам, родившимся с 1953 по 1961 год, перечисляется на накопительный счет 2% от заработка. Со следующего года должно было быть четыре процента. Это все перечеркивается: граждане до 1967 года рождения попадают в категорию родившихся до 1953 года, и могут рассчитывать только на пенсию по распределительной системе без накопительной части.

Родившимся после 1967 года на накопительную часть пенсии сейчас начисляется 4%, со следующего года ставка должна была увеличиться до 6%. Так вот этот шажок к 6% предложено сделать только в 2008 году. На отчислениях на накопительную часть государство решило сэкономить…

Другое действие, которое предлагается с точки зрения экономии, - возложить оплату первых трех дней по больничному листу с государственного фонда социального страхования на работодателя. Разница в расчетах, сколько это будет стоить работодателям и сколько сэкономит государство, отличается вдвое. По подсчетам Минфина, это порядка 20-25 миллиардов рублей. По подсчетам организации работодателей, это примерно 45 миллиардов рублей. Такова цена вопроса.

Есть и другие моменты, вытекающие из этой реформы.

Сегодня Фонд социального страхования помимо оплаты больничных финансирует еще три ключевых направления: санаторно-курортное лечение для ряда категорий населения (прежде всего для ветеранов), детский отдых и (примерно в 30 регионах) - детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Все три направления предложено "сбросить" с фонда соцстраха. Так, финансовая нагрузка по содержанию ДЮСШ возлагается на региональные бюджеты при небольшой поддержке федерального. И большой вопрос - "потянут" ли регионы такую ношу…

У всех на слуху внесение правительством на рассмотрение Госдумы законопроекта о замене существующих льгот на компенсации. Мотивация подобного шага: низкий процент льгот (25-30%), реально обеспечиваемых деньгами. В 2005 году федеральный бюджет планирует направить на эти цели 170 млрд. руб. По мнению Михаила Задорнова, для ряда регионов с преобладанием сельского населения новая конструкция будет выгодна, потому что очень большая доля селян действительно не обеспечивалась положенными по закону льготами. А вот крупным городам, за исключением Москвы, придется тяжело. Они могут оказаться не в состоянии осуществлять доплаты из своего бюджета пенсионерам и инвалидам. И конечно, даже прибавки к пенсиям в 500, 600 рублей не компенсируют для жителей крупных мегаполисов потери. Не случайно предлагалось сделать этот процесс добровольным: кто хочет - получает деньги, кто хочет - сохраняет натуральную льготу… Но, по убеждению Михаила Задорнова, технически это реализовать невозможно, поскольку в таком случае государство будет нести очень большие затраты.

И еще один момент. Ясно, что натуральная стоимость любой услуги, например, проезд на городском транспорте, имеет свойство расти. По заверению главы Минфина Алексея Кудрина, правительство каждый год будет индексировать как компенсации, так и пенсии, темпами, превышающими инфляцию. Но, как показывает жизнь, подобные благие намерения зачастую реализовать не удается. Поэтому пока нет гарантий того, что размер компенсации не будет "отставать" от роста цены на соответствующие услуги, поскольку именно услуги - наиболее быстрорастущий компонент потребительской корзины.

Кстати

Стимул работать дольше

Отвечая на вопрос о перспективе повышения пенсионного возраста, Михаил Задорнов дал отрицательный ответ и пояснил: "Предусматривается принцип стимулирования. Если, например, вы выйдете на пенсию в 60 лет, то будете получать, допустим, 30% от размера заработной платы, а если в 65 лет - то уже 60%. Разрыв в так называемом соотношении между размером пенсии и заработной платой на последнем месте работы будет подталкивать людей к тому, чтобы работать дольше...".  

Анна ЛАБУНСКАЯ, Саратов. "СОВФАКС" № 21 (693), 11.06.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики