Расстаться с призрачной надеждой на получение бесплатного жилья "в порядке очереди" в самое ближайшее время придется миллионам россиян. Пакет из 27 законопроектов, предусматривающий принятие нового Жилищного и Градостроительного кодексов, поправки в закон об ипотеке, изменения в налоговое законодательство и другие законодательные акты внесены на рассмотрение в Госдуму. Точки над "i" должны быть поставлены до осени: правительство настаивает на том, чтобы процесс не затягивался, и в 2005 год страна вступила с новым жилищным законодательством.
Что сулят нам нововведения, какие преимущества и слабые места они имеют, на кого рассчитана реформа? На эти и другие вопросы саратовских журналистов в ходе телефонной пресс-конференции ответила Надежда КОСАРЕВА - президент Фонда "Институт экономики города" (Москва), одна из разработчиков пакета законопроектов. Общение с экспертом в сфере жилищной политики состоялось благодаря нашим московским коллегам из Клуба региональной журналистики "Из первых уст".
Зачем нужна реформа
Несколько поколений граждан нашей страны выросли на обещании "Каждой семье - отдельную квартиру!". Посчастливилось не всем. И вот, спустя тринадцать лет после развала СССР, власть решилась поставить точку в данном вопросе: "за так" больше ничего не будет, и жилья тоже. Население должно самостоятельно решать свои жилищные проблемы, а задача государства - создать правовые условия для формирования рынка доступного жилья.
Условно весь пакет можно разделить на две части: стимулирование платежеспособного спроса и расширение предложений на рынке недвижимости.
Повысить спрос на жилье предполагается за счет развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан. Сегодня лишь в пяти процентах случаев используются различные ипотечные схемы. Это притом, что реально такую возможность имеют примерно 10% россиян. Ситуация объясняется просто: высокие процентные ставки по кредитам, "серые" зарплаты, кредитные риски… Идеологи новой жилищной политики обещают упростить процедуру получения ипотечных кредитов, создать систему страхования кредитных рисков, снизить ставки ипотечного кредитования. Если сбудутся макроэкономические прогнозы по снижению инфляции и снижению в целом процентных ставок на рынке, то к 2010 году процентные ставки по кредитам могут снизиться до 8-6% в рублях. В результате ипотека должна стать доступной чуть ли не трети населения России.
Планируется также предоставлять гражданам налоговые льготы - увеличить вычеты на приобретение жилья при уплате подоходного налога.
А чтобы возросший спрос не спровоцировал рост цен на жилье, необходимо стимулировать жилищное строительство. Способствовать этому должно упрощение процедуры выделения земельных участков под строительство, развитие системы кредитования застройщиков, устранение административных барьеров.
Кому бесплатное жилье?
После окончательного принятия нового Жилищного кодекса будет издан закон, устанавливающий предельный срок бесплатной приватизации жилья, ориентировочно - 1 января 2007 года. До его наступления граждане, которые имеют муниципальное жилье, должны определиться: хотят они его приватизировать или оставить в фонде социального жилья. Муниципалитет должен иметь такой фонд для того, чтобы в дальнейшем освободившееся жилье предоставлять по договору социального найма малоимущим.
В проекте нового Жилищного кодекса четко установлен порядок отнесения граждан к категории малоимущих и бесплатного предоставления им жилья. Муниципалитеты будут определять, кого считать малоимущим и по каким критериям определять нуждаемость в улучшении жилищных условий. Единых стандартов по России не предусматривается.
Надежда Косарева пояснила, что человек, который получит социальное жилье, в дальнейшем не сможет стать его собственником. Если же его доходы увеличатся, квартиры он не лишится, однако финансовые условия оплаты найма социального жилья станут более жесткими.
ЖСК: снижение рисков
Проект закона "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан" предусматривает снижение рисков для граждан, вкладывающих средства в приобретение жилья в жилищно-строительных кооперативах - в отношении таких лиц будет действовать законодательство по защите прав потребителей.
Данный законопроект предполагает усилить финансовую ответственность ЖСК, сделать их более прозрачными, усилить права граждан при участии в подобных схемах. Конечная цель - навести порядок и прекратить произвольное формирование таких структур, чтобы не было финансовых нарушений, злоупотреблений и мошенничества.
Повышаются требования к раскрытию информации застройщиков - граждане должны знать, в каких проектах они участвуют.
Что касается традиционных ЖСК "советского" типа - этот круг вопросов будет регулироваться новым Жилищным кодексом, также значительно усиливающим правовое поле.
Спорные моменты
Но не все из обозначенных перспектив однозначны. Например, предложение отменить "необоснованное вмешательство органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения" уже положило начало широкой дискуссии. Это "вмешательство" сохраняется только для родителей, которые лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Все мы помним, почему было введено подобное требование: тысячи детей во времена "дикого рынка" стали жертвами различного рода махинаций и в итоге в буквальном смысле оказались на улице. Где гарантии того, что подобное не повторится вновь? Мотивация, озвученная Надеждой Косаревой: "Мы исходили из того, что большинство родителей действуют в интересах своих детей", звучит не слишком убедительно.
У общественности еще есть время, чтобы настоять на отмене этого пункта, предусматривающего внесение изменений в 92 статью Гражданского кодекса.
И еще одно "слабое место". Новая градостроительная политика предполагает отмену государственной экспертизы предпроектной и проектной документации. Она сохраняется лишь для опасных, технически сложных и уникальных объектов. Решение кажется слишком смелым, учитывая известные факты многочисленных нарушений в процессе жилищного строительства. Усиление финансовой ответственности проектировщиков и застройщиков за соблюдение технических регламентов - дело, безусловно, хорошее. Но объекты строятся на многие годы, и найдется ли "крайний" через энное количество лет в случае возникновения проблем? Сегодня ответить на этот вопрос трудно.
* * *
И все же недооценивать предпринимаемые меры нельзя. Фондом "Институт экономики города" проведено исследование, в результате которого проявилась характерная картина. 39% опрошенных российских семей удовлетворены своими жилищными условиями, остальные хотели бы их как-то улучшить. Из неудовлетворенных 19% считают, что у них нет никаких жилищных возможностей, 29% хотели бы приобрести или построить жилье, 6% - хотели бы получить жилье по наследству, арендовать, обменять и т. д., 7% семей все еще надеются получить бесплатное жилье… В сознании большинства населения больше не осталось иллюзий, от государства они ждут только конкретных предложений по улучшению своих жилищных условий и честных условий игры. Разработчики "жилищного" пакета законопроектов утверждают, что шаг в этом направлении сделан. 
Анна ЛАБУНСКАЯ, Саратов. Опубликовано в Саратовском областном еженедельнике "СОВФАКС" № 22 (694) 17.06.2004.

|