Читатели "Смоленской газеты" при содействии "Клуба региональной журналистики" уже имели возможность узнать о планируемых изменениях жилищного и ипотечного законодательства из первых уст: о законодательных предложениях по формированию в России рынка доступного жилья рассказывала Косарева Надежда Борисовна - один из разработчиков пакета законопроектов. Сегодня мы продолжаем публиковать ответы Надежды Борисовны на интересующие вас вопросы по теме ипотеки.
- Ипотечное кредитование как-то решает вопрос в городе. У меня вопрос о селе. В связи с тем, что принят Земельный кодекс, который еще больше усложняет ситуацию со строительством частного жилья на селе, как может решиться эта ситуация? Приемлемо ли ипотечное кредитование для села?
- Ипотечное кредитование для села приемлемо. Ипотечные кредиты для строительства индивидуального жилого дома немного другие. Чем они отличаются от ипотечных кредитов на покупку квартиры? При покупке квартиры у вас уже есть готовая квартира. Вы просто покупаете, заключаете договор об ипотеке, квартира в залоге от 10 до 30 лет, вы выплачиваете кредит. При этом строительству квартиры предшествует стадия строительного кредита, который был выдан профессиональному застройщику. Он возвращает этот кредит за счет ипотечных кредитов граждан. При строительстве индивидуального дома эти два кредита сливаются в один. С человеком, который хочет построить индивидуальный дом, сразу заключается договор на кредитование жилищного строительства индивидуального дома на 20 лет. Договор состоит из двух частей. Первая часть этого договора - на три года. У вас в залоге находится земельный участок. Вы приобрели земельный участок для строительства индивидуального дома. Под залог этого земельного участка вам предоставляется кредитная линия на кредитование строительства вашего индивидуального дома. Вы построили один этаж - вам еще дали денег. Дом, который вы строите, тоже находится в ипотеке, как и земельный участок. Вы платите на период строительства только проценты по кредиту. Вы не возвращаете основную сумму долга. Завершили строительство, оформили права собственности на дом. У вас в ипотеке остался земельный участок и завершенный дом. Предположим, кредит был выдан на десять лет. Теперь оставшиеся семь лет вы начинаете выплачивать и основную сумму долга, и проценты по этому кредиту. То есть он становится типовым ипотечным кредитом.
- Многие люди не приватизируют жилье из-за того, что не чувствуют себя собственниками. Вы же говорите, что в проекте нового жилищного кодекса у муниципалитетов будет возможность торговать землей. А если муниципалитет захочет продать ту землю, на которой уже расположены дома, например многоэтажки?
- Не надо бояться, никто вашу землю не продаст. По земельному кодексу исключительное право на приватизацию земельного участка имеет собственник здания, строения, сооружения, расположенного на этом земельном участке. Никто больше не имеет права купить эту землю. Поэтому муниципалитет не имеет права продать. Собственники квартир по Закону "О товариществе собственников жилья" должны получать землю под строением бесплатно. Другое дело, что это нигде не выполняется.
Что касается ощущения собственниками или несобственниками в процессе приватизации, то я бы, скорее, отметила здесь два процесса. С одной стороны, люди не ощущают себя собственниками жилья из-за того, что не отдают в собственность землю под ним. По закону обязаны отдавать. Требуйте. Закон действует с 1995 года.
С другой стороны, люди не являются собственниками не потому, что не дали прав, а потому, что обязанностей у них нет. Вы приватизировали пространство от одной стенки до другой. А что толку? Налогов особых с вас не берут, платите за эксплуатацию коммунальной услуги, как и прежде, управлять ничем не обязаны. Какой вы собственник? У собственника, по определению, есть обязанность управлять своей собственностью, содержать ее и обслуживать. Вы ничего этого не делаете. Вы получили только право продать, передать по наследству, а обязанности пусть выполняет муниципалитет. Эта бесплатная приватизация породила квазисобственников, которые не понимают, что они собственники. Вы на селе имеете индивидуальный дом. К вам приходит муниципалитет чинить его? А в квартире мы имеем собственность, но требуем, чтобы к нам пришел муниципалитет чинить наш кран. Мы единственная страна из стран переходного периода, где была разрешена приватизация квартир без формирования товариществ собственников жилья. Во всех других странах можно было приватизировать квартиры только с обязательным созданием товариществ собственников жилья, когда вы берете на себя функцию по управлению этой собственностью.
- Вопрос о документах, законопроектах. Они уже прошли обсуждение в Госдуме? Если да, то как фракции отреагировали на этот пакет? Если нет, что вы ожидаете от фракций? Кто из них примет его, кто будет против, кто предложит какие-то изменения?
- Первый вопрос по поводу обсуждения. Пакет не внесен в Государственную Думу. Пакет сейчас обсуждается на комиссии, которая создана фракцией "Единой России". В эту комиссию входят депутаты-члены партии, и депутаты-не члены партии, руководители профильных комитетов: по законодательству, промышленности, собственности. Плюс чиновники из министерств и ведомств, эксперты. Пока идет очень профессиональное, заинтересованное обсуждение по существу дела. Когда будет внесен пакет, будет видно.
- Вопрос относительно социального фонда, в который будут заселяться малоимущие люди. Видимо, он будет формироваться из муниципального фонда. Если этого фонда не хватает на всех малоимущих жителей города, что в таком случае предусматривает закон?
- Если не хватает муниципального фонда, то ничего нового мы здесь предложить не можем. Как сейчас существует очередь, так она и будет существовать.
- Я хотел бы вернуться к вопросу о правилах землепользования и застройки, в частности к публичным слушаниям. Чем они регламентируются и как? Неоднократно встречался с мнением чиновников, которые говорят так: "Если слушать наше население, то наш город и вовсе развиваться не будет".
- В настоящее время они регулируются действующим Гражданским кодексом, необходимые процедуры существуют и в Градостроительном кодексе.
Теперь об отношении органов местного самоуправления к этим процедурам. Я с вами согласна, что очень часто существуют такие мнения. Чиновники говорят: "А может, не надо? Может, как-то без публичных слушаний?" Конечно, они не очень открыты к дискуссиям, но привыкать разговаривать друг с другом чиновникам и населению надо. С другой стороны, у нас недостаточная активность населения, а та часть, которая активна, не очень конструктивна. В основном это какие-то персоналии, с ярко выраженными политическими интересами. Иногда не хватает профессионализма. Сидит чиновник, который профессионал в своем деле, и приходит какая-то общественная организация, которая не может найти с ним общий язык. Они ему про свое, он - про свое. Они не понимают его, он не понимает их. Нужно время на то, чтобы они могли услышать друг друга. Нужно время на то, чтобы начал действовать новый закон о местном самоуправлении. Там есть целая статья "Публичные слушания". Нужно, чтобы муниципалитеты начали понимать, что они должны быть более ответственны перед населением. 
Сергей КОВАЛЕВ, Смоленск. "Смоленская газета", 17.06.2004.

|