"Москва далеко, а царь - высоко", - издревле говаривали на Руси. Так оно и есть: не всегда удается "столичному оку" заглянуть в российскую глубинку. Да и с окраины плоховато видно, что же делается в центре. Активизируют, так сказать, процесс сближения регулярно проводимые в Москве семинары Клуба региональной журналистики "Из первых уст".
На очередном из них, состоявшемся в конце мая, перед журналистами, собравшимися со всех городов и весей страны, среди прочих выступил генеральный директор Федерального центра проектного финансирования Александр Тихонович Шамрин. В своем докладе он популярно и доходчиво объяснил, что система государственных закупок (особенно в регионах) действует однобоко, неполноценно, а значит, не эффективно. Во многом это зависит от того, что власти на местах игнорируют конкурсные принципы размещения средств (в том числе и муниципальных). Вот несколько выдержек из выступления А.Т.Шамрина:
"Необходимо стимулировать развитие предпринимательства - того самого малого и среднего бизнеса, о котором так много говорится и методы поддержки которого так тщетно ищет власть в своих коридорах. А, по сути, все очень просто: надо только создать понятные правила игры в рамках системы государственных закупок. Это и есть самая лучшая помощь малому и среднему бизнесу! Почему? Прежде всего потому, что государственный (или муниципальный) бюджет - достаточно устойчивый источник финансирования заказов, это надежный партнер. Кроме того, государство (муниципалитет) выдвигает четкий, ясный и, как правило, ограниченный перечень товаров, работ, услуг, причем на несколько лет. И это для бизнеса очень важно, так как, работая с властью, можно выстраивать стратегию его развития. И, наконец, последнее. Когда ведется речь о конкурсных закупках, то имеется в виду и борьба с коррупцией".
"Система государственных закупок представляет собой совокупность государственных (муниципальных) заказчиков. Часть полномочий государственного заказчика делегируется крупными федеральными унитарными предприятиями. В этой системе, конечно же, участвуют и поставщики - российские предприятия, которые стараются выиграть на конкурсах. В 2003 году в них "состязалось" порядка 120 тысяч предприятий. Это весомая часть российского бизнеса, который активно пытается сотрудничать с государством, поставляя свои товары и услуги на рынок. В 1999 году, в год принятия закона о системе государственных закупок, на эту деятельность было израсходовано порядка 200 млрд. рублей, в 2002 году уже 305 млрд. рублей. По прогнозам, в нынешнем году объем средств удвоится и достигнет 700 млрд. рублей. Экономия же составляет примерно 11 процентов от суммы. Значит, в 2003-м мы можем говорить о 70 млрд. рублей (то есть млрд.) экономии бюджетных средств".
"Если смотреть, как работают заказчики (государственные, муниципальные), то становится ясно, что далеко не во всех регионах процессы госзакупок нацелены на эффективность. В чем проблема? Несмотря на наличие законодательства, госзаказчики имеют широкий диапазон самостоятельности. Например, каждый вправе выбирать вид проводимого конкурса. А он может быть как закрытым, так и открытым. И один от другого очень серьезно отличается. При закрытом заказчик знает, допустим, три фирмы и приглашает только их. Другие даже не оповещаются о его проведении! Естественно, что в ходе проведения такого конкурса и заказчику, и поставщику не составит труда решить какие-то свои вопросы... Так что говорить о закрытом конкурсе как об эффективной форме расходования средств для государственных или муниципальных нужд, не стоит (однако их продолжают проводить многие заказчики, например Министерство обороны). Открытые же конкурсы подразумевают дать возможность каждому поставщику, имеющему определенный товар, представлять его на конкурс, поэтому очень важно создать такие условия, при которых большинство конкурсов, проводимых при размещении средств любого уровня бюджета, были открытыми. Особенно это касается регионального и муниципального уровня. Почему? Встречаясь с администрацией областей, краев, часто слышишь: "Наши конкурсы открытые, но только для предприятий нашего региона". Мол, тогда налоги останутся у нас. Но в соседнем регионе необходимая продукция порой в два раза дешевле! И экономический эффект, даже с учетом вырученных налогов, оказывается выше. Поддерживая "своего" предпринимателя, мы должны отдавать себе отчет: создается ситуация, навсегда привязывающая предприятие "к костылям". А наша задача - заставить его конкурировать, смотреть на себя со стороны. Проиграв в честном и открытом состязании сегодня, предприниматель, возможно, постарается понять преимущества соперника, и это заставит его шевелиться. А сегодня, вместо активной деятельности, предприятия регионов нацеливаются на администрацию, устанавливают с ней порой неформальные контакты. В результате создается достаточно сплоченная структура "поставщик-заказчик", при которой очень сложно рассчитывать на то, что дополнительные средства бюджета могут быть направлены инвалидам, учителям, врачам, на ремонт дорог..."
"Мы - за активизацию бизнеса на региональном, муниципальном уровне. И я уверен: везде можно добиться того, чтобы ситуация изменилась, чтобы она повернулась лицом к предпринимателю, тогда все предприятия получат доступ к борьбе за муниципальный или региональный заказ! Иногда слышишь такое: "Мы не участвовали в конкурсе, зная заранее, кто окажется в лидерах". Но такое случается там, где отсутствует признак гласности, отсутствует принцип открытости, отсутствуют конкретные и четко определенные процедуры проведения конкурсов. Только соблюдение этих трех принципов позволит уйти от коррупции и создать ситуацию, при которой даже самое маленькое предприятие может получить госзаказ. Однако власть на местах не очень-то стремится к прозрачности. Всех роднит одно: отсутствие обязательств информировать общественность о результатах конкурсов (обратная связь работает плохо), поэтому большие надежды возлагаются на средства массовой информации, а также на негосударственные структуры, которые представляют собой, так сказать, элементы гражданского общества". 
Алла ДЕРНОВА, Озерск, "Озерский вестник", № 50, 18.06.2004.

|
|