Власти нашего региона активно готовятся к реформе местного самоуправления. Но пока в перспективе этой реформы вырисовывается куда больше вопросов, чем ответов. И основной проблемой эксперты называют даже не то, что в Кузбассе необходимо будет перестраивать нынешнюю одноуровневую систему местного самоуправления в двухуровневую. Главные проблемы начнутся тогда, когда дело коснётся финансового обеспечения для осуществления полномочий местной власти.
Областной закон о местном самоуправлении должен быть принят до 2005 года. Пока планируется, что 19 районов станут муниципальными районами - депутаты облсовета собираются придать им такой статус. Города должны будут стать городскими округами (исключениями станут Мариинск, Таштагол, Топки, Гурьевск и Салаир). Пока не решён вопрос о том, будут ли Белово, Мыски и Осинники городскими округами или войдут в состав муниципальных районов.
Всего же в области - вместо нынешних 34 муниципальных образований - их должно появится около 300 (поскольку поселение, насчитывающее 1000 жителей, согласно федеральному закону, должно становиться муниципальным образованием). А для этого необходимо провести разграничение территорий и внутри области, и определить точно границы Кузбасса с соседними областями.
По подсчётам областных властей, на организацию новой системы местного самоуправления в Кемеровской области понадобится около 2,7 млрд. рублей. Дело здесь не только в затратах на определение границ, но и в административных расходах - депутатов в местных избранных органах может быть от 7 до 35 человек (в зависимости от численности населения муниципального образования), необходимы будут и затраты на содержание резко увеличивающегося числа местных бюджетов. Эти расходы для области будут значительными. Для сравнения: бюджет Кузбасса на 2004 год был принят с предельным дефицитом в 15%, при этом доходная часть составила 17,4 млрд. рублей, расходная - 19,5 млрд. рублей.
И именно финансовый вопрос может оказаться камнем преткновения при проведении реформы местного самоуправления. По словам председателя областного Совета народных депутатов Геннадия Дюдяева, "больше всего несостыковок будет не тогда, когда речь пойдёт об амбициях руководителей, а тогда, когда речь пойдёт о деньгах".
Этот вопрос остаётся открытым - особенно в контексте того, что пока не ясно, в какую сторону пойдёт реформа межбюджетных отношений в России. Пока же сложно вести речь о независимости местного самоуправления - при отсутствии доходных полномочий и источников доходов. По данным Ольги Воронцовой, старшего консультанта Центра фискальной политики, федеральный центр сейчас может влиять на формирование и распределение 92% существующих налогов, регионы - на 7%, местные органы власти - только на 1% налогов. Сейчас регионы по своей инициативе не могут вводить никаких новых налогов. Кроме того, недавно был отменён налог с продаж, который занимал существенную долю в доходах региональных бюджетов (а большинство местных бюджетов у нас в области являются дотируемыми). Был отменён и ряд местных налогов, из-за чего местные бюджеты также потеряли заметную часть своих поступлений.
"Такая ситуация создаёт в регионах финансовую нестабильность, - поясняет Ольга Воронцова. - От инициативы федеральной власти зависит, в каком процентном соотношении в бюджеты разных уровней будут зачисляться те или иные налоги, идущие по разделённой ставке, например. Когда регион начинает обсуждать свой бюджет, он не знает, в какой пропорции будут распределяться финансовые поступления между бюджетами разных уровней согласно федеральному бюджету. Однако пропорциональность зачисления налогов в бюджеты разных уровней должны быть закреплена в Бюджетном кодексе РФ с 2006 года".
По мнению руководителей области, Кузбасс уже в ближайшие год-два вполне мог бы стать бездотационным регионом. Но этому мешает, с точки зрения областных чиновников, то, что соотношение бюджетных доходов меняется с каждым годом всё больше в сторону федерального центра. Доходов областного бюджета не хватает на осуществление тех полномочий, что переданы из центра в регионы. Что же в такой ситуации говорить о местных бюджетах?
"Этот разрыв может быть профинансирован за счёт федерального бюджета, вертикального регулирования, - говорит Ольга Воронцова, - в виде трансфертов, где цель расходования средств не оговаривается (дотаций) и целевых трансфертов (субвенций). Сейчас, по расчётам, средств должно хватить и на формирование местных бюджетов - с учётом реформы местного самоуправления, - но что будет на практике, пока не известно".
По мнению Натальи Зубаревич, директора региональных программ Независимого института социальной политики, сейчас "экономика всё больше концентрируется в сильнейших регионах, всё больше ресурсов отдаётся Москве". А федеральный центр сейчас делает упор не на то, чтобы поддержать те области, которые могут стать бездотационными, а на "выравнивание" - на то, чтобы помочь слаборазвитым регионам. "При этом муниципалитеты всё больше отстраняются от решения конкретных проблем, - говорит Наталья Зубаревич. - У них становится всё меньше ресурсов. Реформа же местного самоуправления не отработана ни на чём. Кроме того, в пространстве всегда есть места, более благоприятные для развития тех или иных экономических направлений. Центры территорий собирают все ресурсы, и потом создают и распространяют инновации. Проблемы возникают тогда, когда не работает обратная связь. И игры политиков на "выравнивание" регионов, имеют большую цену. Тем регионам, которые мало дают в федеральный бюджет, нет стимула развивать свою экономику - всё равно центр поможет".
В такой ситуации вполне обоснованы опасения некоторых экспертов и областных депутатов, что в Кузбассе при реформе местного самоуправления - при существенных на то затратах - заметная часть из трёх сотен вновь создаваемых муниципальных образований не будет иметь собственных доходов. А будет ждать финансовой помощи "сверху" - ведь поддержанию такой позиции немало способствует политика федеральной власти на поддержание бедных регионов. Может получиться так, что территориально новые органы местного самоуправления будет приближены к людям, но, не имея собственных доходов, не смогут решать конкретные проблемы на своих территориях. 
Светлана СОКОЛОВА, Кемерово. "Край", 2.07.2004.

|