На минувшей неделе Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «Об электроэнергетике».
Согласно этому законопроекту, электрическая энергия становится самостоятельным объектом гражданского оборота. Проще говоря, вещью, товаром, в отношении которого можно свободно заключать договоры купли-продажи, поставки и прочее. С вступлением этого закона в силу, оборот энергии будет осуществляться в рамках конкурентных оптового и розничных рынков электро- и теплоэнергии.
При содействии московского «Клуба региональной журналистики» нам удалось встретиться с заместителем министра экономического развития и торговли Андреем Шароновым - одним из разработчиков законопроекта - и получить комментарии, что называется, из первых уст.
- Закон «Об электроэнергетике» - это хоть и фундаментальный, но всего один из шести законов, которые должны быть приняты в рамках реструктуризации естественной монополии РАО «ЕЭС».
Впрочем, естественных монополий нет. Есть сложившиеся. Такие монополии как «Газпром», железная дорога, РАО неизбежно влияют на социальную сферу, на всю экономику страны. Уровень издержек в каждой из этих отраслей напрямую сказывается на уровне издержек экономики в целом, на ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К реформированию электроэнергетики правительство впервые подступилось в 1992 году. Тогда и было создано РАО «ЕЭС». Планировалось, что оно просуществует всего 3 года, но реформаторские цели достигнуты не были, и жизнь РАО растянулась на 10 лет.
В мае прошлого года правительство приняло новую концепцию реформы электроэнергетики. Ее главные цели: снизить совокупные народнохозяйственные затраты и обеспечить удовлетворение растущего спроса. Элементарный анализ показывает, что с учетом самого скромного прогноза экономического роста России, при нынешних тенденциях мы очень скоро подойдем к ситуации, когда электроэнергия станет дефицитом. С подобной проблемой уже сталкивается Дальний Восток и Архангельская область.
По какому сценарию пойдет реформа РАО «ЕЭС»? Организационно она очень сложная. Ведь РАО «ЕЭС» не то чтобы реформировать – управлять тяжело. Оно представляет собою конгломерат из 27 федеральных электростанций (без атомных, которые работают на генерирующую компанию «Росэнергоатом»), магистральных линий электропередач, диспетчерских управления, региональных АО-энерго. Причем, каждое из последних имеет свою долю ответственности перед московским офисом, а некоторые– и возможность не подчиняться его решениям.
Региональные АО-энерго – вертикально интегрированные компании, занимающиеся и генерированием энергии, и ее сбытом, и передачей по низковольтным сетям. Это очень серьезные монополисты. Именно они не пускают на внутренний региональный рынок дешевую энергию, которая уже сейчас существует на федеральном оптовом рынке. Она просто не выгодна им.
Если региональные АО-энерго начнут покупать дешевую энергию, в которой заинтересованы потребители, то будут вынуждены закрывать свои мощности, которые сейчас работают, дают прибыль и рабочие места.
И такая позиция возможна, несмотря на то, что контрольный пакет акций РАО принадлежит государству. Впрочем, мы не раз уже могли убедиться, что государство – самый неэффективный хозяйствующий субъект. Поэтому в идеале, его присутствие в электроэнергетике должно бы свестись лишь к регулированию хозяйственной деятельности. Но проблема в том, что правительство пока не может обеспечить нормальный антимонопольный контроль, а значит, не исключен большой риск многочисленных нарушений законодательства в ходе реформы: ценовых сговоров, демпингов и так далее. Чтобы этого не происходило, государство сохранит свое присутствие в электроэнергетике. На первом этапе реформы государственная доля во всех компаниях, образуемых на базе РАО «ЕЭС», составит 52 процента. Однако затем государство останется главным собственником только в монопольных секторах электроэнергетики: в сетевом, и диспетчерском бизнесе. Это ключевая вещь. Тут экономика - вторична, а главное - обеспечение безопасности и надежности инфраструктуры во всех регионах.
Дешевая энергия должна дойти до потребителя. В этом смысл всего реформирования. Поэтому первый его шаг – разделение региональных АО-энерго по видам деятельности: генерацией электроэнергии, сбытом, передачей по сетям должны заниматься разные компании.
На втором этапе, который должен начаться в следующем году, произойдет ликвидация холдинга РАО «ЕЭС». Такого образования больше не будет. Останется компания РАО «ЕЭС», которая объединит федеральную сетевую компанию и системного оператора.
Акции электростанций, генерирующих компаний, а таких будет около 10, планируется продать в частные руки. Превратившись в самостоятельные компании, они станут финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Будут развиваться и иные субъекты рынка, появляться независимые сбытовые компании, а «Администратор торговой сети» станет обыкновенной торговой площадкой, где будут проводиться торги, формироваться цены и заключаться контракты на покупку и продажу электроэнергии. Цены на услуги диспетчеризации и транспортировки электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям станет устанавливать государство, а цена на энергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке.
Ожидается, что в каждом регионе появится несколько сбытовых компаний. Каждая из них станет бороться за своего потребителя, снижая цену на услуги и предлагая более выгодные условия энергообеспечения. Если все это получится, если дешевую электроэнергию мы доведем до регионов, то цель реформы будет достигнута. 
Записал Валерий ЧЕРНОУС, Опубликовано в газете «Время новгородское» 17 октября 2002 года

|