В обществе по-прежнему не утихают споры о том, какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы жилье стало доступным. Помимо удешевления квадратных метров и кредитов, законодатели намерены бороться и с монополией местных властей на рынке жилья.
Что делать
"Городские Куранты" уже обращались к проектам законов, которые, в случае их принятия, облегчат россиянам решение жилищной проблемы. Напомним, сейчас лишь 9 % граждан не испытывают трудностей с покупкой жилья. Тогда как улучшить свои жилищные условия желают около 60 % - такие данные привел вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко.
Между тем существующими средствами сделать это не получается. Так, система ипотечного кредитования пока только начинает работать и тормозится слишком высокими процентными ставками по кредиту, низкими официальными зарплатами у потенциальных заемщиков и недоверием банков к последним. Способ кооперативного строительства (жилищно-строительные кооперативы) - подозрителен (кто будет распоряжаться общими деньгами?), и потому рискован, так как во многих случаях квартира до полной выплаты остается в собственности кооператива. Долевое строительство несколько более надежно, но ничуть не менее дорого. Решение этих проблем обсуждается сейчас на всех уровнях.
Об этом, в частности, говорилось и на состоявшемся в конце июня семинаре "Из первых уст", который проводит Российская общественная организация "Открытая Россия". Принимавшая в семинаре участие Надежда Косарева, президент Фонда "Институт развития города", рассказала, как ей видится законодательное решение проблемы жилья. Госдума должна внести необходимые изменения в недавно принятые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Группа Шувалова (Игорь Шувалов - советник президента РФ) предложила поправки, способные создать условия для нормально работающего рынка жилья и сделать его гораздо доступнее, чем сейчас.
По словам госпожи Косаревой, поправки условно можно разбить на несколько блоков. Во-первых, вводится новая жилищная политика государства, принципиально отменяющая бесплатное получение жилья. Разумеется, очередь на жилье остается, но она будет - общей для всех. Особо подчеркивается - это очередь для неимущих. Конечно, вопрос определения статуса в этом случае - дело особое и пока малопонятное. Но при этом отмечается, что государство приложит бюджетные усилия для сокращения кредитных ипотечных ставок и для предоставления субсидии для первого взноса по ипотеке. Во-вторых, с помощью госгарантий планируется снизить саму кредитную ставку банков, работающих в системе ипотечного кредитования, и отменить ни к чему не обязывающее занесения в госреестр сделок с недвижимостью, а также и нотариальное заверение ипотечной сделки у нотариуса. Стоимость последней операции составляет 1,5 % от цены квартиры! Предполагается, что эти меры приведут к тому, что имеющих возможность приобрести квартиру станет больше. И, наконец...
Как делать
Поправки помогут увеличить объемы строительства с 36 млн кв. метров жилья в год сегодня до 70 млн кв. метров к 2010 году. Но главные противники - монополия и административные ресурсы. Как следствие - парадокс: при всем ажиотажном спросе на жилье больше его не становится. Причина проста: строительный рынок искусственно монополизирован, цены устанавливаются далеко не рыночные (квадратный метр обходится покупателю выше себестоимости в два-три раза) - почти "с потолка". Яркий пример тому - Екатеринбург, где основные объемы жилья возводят несколько строительных фирм, в буквальном смысле состоящих в родстве с городскими властями. Сегодня муниципалитеты сами распределяют землю, вводят различные согласования проектной и предпроектной документации дома, а также "нагружают" застройщиков дополнительными объемами работ (например, коммуникациями), удорожающими строительство как минимум на 30 %. По законодательным инициативам, будут отменены упомянутые согласования и введена материальная ответственность застройщика за качество строения. Упадет дом - и потянет с собой астрономическую сумму. Кроме того, поправки предусматривают денежную помощь муниципалитетам под строительство инфраструктуры для стройплощадок. Земельные же участки в аренду и на продажу будут распределяться по Земельному кодексу - уже не чиновниками (этому - дам, а тому - нет), а в соответствии со специальными документами, что призвано снизить коррупцию. Земля, согласно готовящимся поправкам, будет продаваться только на открытых торгах. Специальные регламенты будут также определять, где и какое здание в городе будет построено, какая зона отходит под офисное строительство, а какая - под жилое. При этом горожане могут принимать участие в составлении этих документов, а в случае несогласия - выразить свой протест. 
Арсений ВАГАНОВ, Екатеринбург. "Городские Куранты", 2.07.2004.

|