Всё, что ВЫ хотели знать о муниципальной реформе, МЫ не побоялись спросить
Сегодня это уже настолько очевидно, что в особых доказательствах не нуждается: уверенно и смело шагают по жизни те, кто обладает более полной информацией. В условиях стремительно изменяющейся действительности объективная и достоверная информация стала, пожалуй, первостепенной ценностью. А бабушкина присказка о том, что, дескать, меньше знаешь - крепче спишь, безнадежно устарела. Информация стала своего рода гарантом успешности, признаком состоятельности. Для того, чтобы "быть на плаву" сегодня мало разбираться в какой-то одной отрасли, но просто необходимо иметь еще и четкое представление о тех процессах, которые происходят не только в стране, но и в мире. Благодаря общественной организации "Открытая Россия" у нас (а значит - у всех читателей "Каменского рабочего") появилась такая возможность.
Недавно мне довелось побывать на одном из семинаров, организованных московским клубом региональной журналистики с говорящим названием "Из первых уст" (этот уникальный проект "Открытой России" действует не первый год, и уже успел завоевать доверие журналистов). Своими размышлениями на тему самых животрепещущих вопросов нашей с вами жизни с журналистами из городов и весей делились представители министерств, ведущие экономисты, председатели комитетов Государственной Думы и столичные эксперты. Все выступления, так или иначе, затрагивали проблемы регионов и сопровождались бурными дебатами. Что, впрочем, неудивительно: несколько идеализированное представление москвичей о жизни на местах и местечках умиляет, конечно, но иногда заставляет не согласиться. Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, бесед была посвящена муниципальной реформе. О недостатках и "побочных эффектах" этого всероссийского преобразования региональным журналистам рассказала Марина Либоракина, исполнительный директор Фонда "Институт экономики города".
Чистый подъезд - выбор каждого
- Помните, в начале 90-ых годов был большой всплеск общественного энтузиазма. Казалось, что, наконец, отворилась дверь темницы и сейчас на просторы городов хлынет общественная самодеятельность раскрепощённого российского гражданина. Сейчас он всё сделает, приберется в подъезде, наведет чистоту в своём дворе, покрасит заборы, проведёт освещение, не будет вырывать с корнем телефонные трубки. Словом, по-человечески обустроит свою жизнь. Однако ни тогда, ни позже этого не произошло. Почему, как вы думаете? - в самом начале своего выступления обратилась к представителям разных регионов Марина Ивановна.
Ответы посыпались градом. Одни вполне обоснованно обвиняли во всех грехах чиновничий бюрократизм, в котором безвозвратно вязнут многие благие начинания. Другие вешали всех собак на недостаточно компетентные и не всегда профессиональные кадры местного самоуправления. Все без исключения приводили безапелляционный довод:
- О чем говорить, когда нет денег?
Однако и относительная финансовая стабильность зачастую не гарантирует решение всех проблем.
- Вообще, надо признать, доходы местных бюджетов постепенно сокращаются. При этом местное самоуправление постоянно обременено обязательствами выполнять федеральное законодательство, которое предписывает предоставить жилищную площадь судье, обеспечить бесплатный транспорт работникам милиции, дать жилищно-коммунальные льготы по оплате квартиры ветеранам труда, но совсем не гарантирует поступление соответствующего финансирования. Вот этот момент постоянного недофинансирования обязательств, возложенных бюджетами вышестоящих уровней, конечно ни о какой самостоятельности местного самоуправления не позволяет говорить, - заметила Марина Либоракина.
Конечно, вспомнили и о пресловутом российском менталитете. Веками русский человек жил с царем в голове, отсюда и низкий самоуправленческий потенциал, тут уж ничего не попишешь. Оптимистичный московский специалист привела утешительные результаты недавнего социологического опроса. Оказывается, самый низкий самоуправленческий потенциал у жителей столиц, Питера и Москвы. Дело в недосягаемости столичных мэров.
- Где я и где мой мэр?! Мы же его вообще не видим. Повлиять на какие-то решения местного самоуправления невозможно в принципе. У нас, конечно, есть районные советники. Но их полномочия заключаются в установлении мемориальных досок и снижении брачного возраста, - утешила Марина Ивановна, уверенная в том, что суть проблемы кроется в уродливой форме бюджетного устройства. И стоит только изменить ее так, чтобы люди видели реальную связь между чистотой подъезда, голосованием на местных выборах и теми налогами, которые они платят как частные лица, малые предприниматели и другие сотрудники по созданию валового продукта, как все встанет на свои места.
В полку чиновников прибудет
Что же касается собственно муниципальной реформы, на которую московские эксперты возлагают большие надежды, то здесь следует отметить два момента. Во-первых, это своеобразная административно-территориальная "нарезка" (новым законодательством вводится три типа муниципального образования, каждый со своим списком и набором вопросов местного значения), а во-вторых, это финансовая стабилизация муниципалитетов. По словам Марины Либоракиной, на федеральном уровне опасались, опасаются и будут опасаться не целевого расходования средств.
- Надо сказать, что ряд органов местного самоуправления действительно тратил деньги на разные там себе подводные лодки. Что, согласитесь, далеко от обеспечения жителей теплом, водой и светом. А также заработной платой, - иронично заметила Марина Ивановна.
Кроме финансового контроля новый закон предполагает, что вся территория нашей страны будет поделена между различными муниципалитетами.
В основу территориального деления были положены ещё дореволюционные принципы. Основная идея - обеспечить транспортную доступность. Чего следует ждать от этой территориальной "нарезки"? Марина Либоракина говорит однозначно:
- Будет существенный рост числа муниципалитетов. Прежде всего, за счёт поселений. При этом многие муниципалитеты будут заведомо экономически не состоятельны, к сожалению. И хотя минэкономразвитие всех уверяет, что этого не произойдет, но расчеты конгресса муниципальных образований, наши в том числе, они, конечно, говорят, что рост чиновников у нас все-таки будет.
Конечно, в новом законодательстве есть масса правильных вещей. Например, на всякий пожарный, новый закон предусматривает массу разнообразных фондов и множество каналов выравнивания. Такая своего рода подстраховка: раз появится много экономически несостоятельных муниципалитетов, то поневоле придется принимать меры по финансовому выравниванию. Тут-то и покажет себя сложная многоканальная финансовая система. Правда, как сказала Марина Либоракина, нормальному человеку просто не разобраться во всех этих хитрых схемах.
Баечка про гаечку
К сожалению, в тексте закона о местном самоуправлении нет точной характеристики того, как будет решаться вопрос о собственности. Известна лишь общая концепция: собственность следует за полномочием, нет полномочия - нет собственности. Неловкость ситуации Марина Ивановна решила проиллюстрировать на примере:
- Представьте себя на месте собственника ремонтной мастерской. Вот вы её приватизировали, и медленно, но верно куете свой капитал. И вдруг выясняется, что ваша мастерская завинчивает гаечку №5, а завинчивание этой гаечки стало вопросом национальной безопасности. И завинчивать гаечку №5 могут теперь только субъекты Российской Федерации. В связи, с чем вы должны передать свою мастерскую в ведение субъекту РФ.
Действительно, казалось бы, ничего ужасного в том, что собственность следует за полномочием, нет. Однако, по мнению дальновидных столичных экспертов, передача муниципальной собственности государству может стать первым шагом к передаче частной собственности в государственные руки. В случае, например, если определенные вещи будут относиться к вопросам национальной безопасности. Единственный легитимный путь такой передачи называется выкупом для госнужд с компенсацией в местном самоуправлении, на который в казне просто-напросто нет денег.
- Никто не должен безнаказанно забирать чужую собственность. От передачи муниципальной больницы в государственную собственность дорожка длинная, но прямая к передаче вашей приватизированной квартиры в муниципальный фонд. Муниципальная реформа - это очень сложный период для нашей страны. С точки зрения нашего института выбор был сделан неправильно, но он уже сделан, поэтому дальше нужно всеми нашими общественными силами следить за тем, чтобы эта реформа нанесла минимальный ущерб населению. Есть такое знаменитая присказка о том, что любая реформа - это как операция, стопроцентного выживания при ней не бывает. Для того, чтобы минимизировать риски нужно очень тщательным образом обеспечить общественный контроль за всеми этими процессами, - сделала вывод Марина Либоракина. 
Оксана САЙФУТДИНОВА, Каменск-Уральский. "Каменский рабочий", 9.07.2004.

|