ДВОЙНАЯ ИГРА
Автор: Савенкова Галина
Регион: Ломоносов
Тема:  Социальные реформы
Дата: 21.07.2004

В июле госдума в первом чтении голосовала за замену льгот деньгами. Бесплатные лекарства, проезд в транспорте, жилищно-коммунальные льготы и еще почти две сотни льгот фактически отменяются. По оценкам некоторых политиков, инвалиды станут от этого только денежнее, причем аж в 8,9 раза, а ветераны разбогатеют еще круче - в 16,4 раза.

С телеэкранов нас убеждают, что льготы не отменяют, их просто приближают к льготным категориям населения, перекладывая на плечи регионов. В общем, всем нашим инвалидам, ветеранам войны и труда жить станет только лучше и богаче. Но почему же в таком случае волнуются старики, почему солдаты Великой Отечественной угрожают отказаться от участия в параде на Красной площади в Москве в честь шестидесятилетия победы, если правительство не откажется от замены льгот денежной компенсацией? Консультации по этой самой болезненной на данный момент теме недавно прошли в клубе региональной журналистики в Москве. Семинар организован общественной организацией "Открытая Россия". Итак, ситуацию с льготами комментирует старший консультант центра фискальной политики Ольга ВОРОНЦОВА.

- Льготы, дотации и компенсации нашим особым категориям - это, действительно, самый болезненный момент, о котором сейчас все говорят. Реальность такова, что на сегодняшний день федерация финансирует льготы всего на десять процентов. Тридцать процентов кое-как финансируют регионы, а около шестидесяти процентов - львиная доля - не финансируются никем. Чтобы профинансировать в полном объеме все те федеральные законы о льготах, которые приняты, необходимо два консолидированных бюджета Российской Федерации. У нас принято около ста пятидесяти федеральных законов, в которых прописываются льготы и компенсации. Все эти законы приняты на федеральном уровне, а большая часть их исполнения возложена на регионы. Безусловно, это неправомерно: раз федерация принимает закон, она может передавать полномочия регионам по предоставлению этих льгот только с передачей финансирования. А этого никогда не было. Огромное количество льгот принималось из популистских соображений перед выборами, перед праздниками, не глядя подписывались законы о расширении льгот ветеранам, инвалидам. Понятно, что это социально незащищенные слои населения, но любой закон должен иметь финансовую основу. А у нас как было? Сегодня закон подписали, в средствах массовой информации сообщили: "Ой, замечательно, у нас повышаются пенсии". А финансирования нет. В стране накапливается кредиторская задолженность. Какой во всем этом смысл? Я прекрасно понимаю, что отмена любой социальной льготы - это очень болезненное мероприятие. Неслучайно идет такая огромная волна возмущений по поводу тех законов и тех изменений, которые касаются социальных льгот. В госдуму были поданы поправки к ста сорока четырем законам, которые отменяют часть федеральных льгот. Люди называют все это антинародными законами. Это действительно тяжелое решение, это очень непопулярное решение. Но правительство загнало себя в тупик, и на данный момент другого выхода нет.

- То есть реформа, на ваш взгляд, объективна и необходима?

- Это, действительно, так. Другое дело, как это все честно и грамотно провести. К сожалению, мы опять столкнулись с тем, что федерация, правительство, государство просто складывает с себя ответственность. Ведь как будут реорганизованы льготы? Часть предполагается реорганизовать, часть отменить, а часть передать на региональный уровень. Вот отсюда - лукавый аргумент о том, что льготы просто приближают к народу. Что же происходит на самом деле? Льготы инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаками почета, семей погибших во время боевых действий, героев советского союза остаются на уровне федерации. Но речь идет о всех льготах, кроме ЖКХ - самых, как вы понимаете, ощутимых для человека, особенно в связи с предстоящим введением стопроцентной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Ветераны труда, репрессированные передаются регионам, хотя, возможно, федерация все-таки возьмет репрессированных на себя, ведь не область же виновата в том, что людей незаконно отправляли в ГУЛАГ. Виновато перед ними только государство. Что касается тех льгот, которые остаются у федерации, часть их них будет монетизирована. Смысл в этом есть. Сейчас по очень большому количеству льгот, в частности по проезду в транспорте, железнодорожному проезду, оплате ЖКХ, компенсации поступают транспортным и жилищным предприятиям. По сути бюджет покрывает убытки коммунальных и транспортных предприятий. А что сидит в этих убытках, никто не оценивает. У нас никто не знает, сколько ездит ветеранов, сколько ездит пенсионеров. Никто не анализировал, почему у коммунального хозяйства убытки. Потому, что есть льготы или потому, что оно работает неэффективно, или потому, что деньги уходят налево? Откуда убытки у транспортного предприятия? Так много пенсионеров каталось или люди без билетов ездят, или транспортники плохо работают? Этого сказать никто не может. Поэтому и появилась идея о том, что надо переходить на адресную помощь деньгами. В пользу этого приводят еще один момент. Пенсионер живет в городе. Он пользуется льготами на ЖКХ, на проезд. Другой пенсионер живет в области, в сельской местности, где нет ни транспорта, ни коммунальных услуг. Получается, что если человек живет в городе и пользуется удобствами, то он получает льготу. А житель сельской местности сам отапливает свой дом и не пользуется льготой. Социально это несправедливо. В этой связи решение о монетизации льгот можно считать логичным: льготу компенсируют деньгами и горожанам, и сельчанам. Адресность помощи - это тоже правильно, но ведь речь не идет о всех льготах. Пока только проезд будет компенсироваться деньгами. Часть льгот, связанных с поликлиниками, с протезированием, невозможно выразить в денежном исчислении. Они должны остаться в натуральной форме. Что касается силовиков - милиции, прокуратуры - то здесь отменяются все льготы. Будут денежные дотации. У военнослужащих тоже отменяются все льготы, но повышается коэффициент к выплатам за особые заслуги, за особые мероприятия, фактически возрастает денежное довольствие. Финансировать это будет федерация.

Основная категория, которая передается регионам, это ветераны труда, это все льготы по ЖКХ, это дети. Все детские пособия возлагаются на регионы, это огромная проблема для областных бюджетов, но на сегодняшний день решение принято. Это было бы честно, если бы государство сказало: да, я отменяю все льготы, а регионы сами, добровольно, могут эти льготы вводить. И большинство регионов это сделает, ведь понятно, что все равно детские льготы будут выплачиваться. Но что сделала Москва? Она сделала очень интересную вещь: она сложила с себя ответственность за отмену этих льгот. Федерация не отменяет льготы, она говорит региону: "Ты придумай свой закон. Ты можешь сократить льготы, ты можешь финансировать льготы так, как ты хочешь. Но я тут ни при чем". То есть отменять и уменьшать льготы будут регионы. Лично я, когда поняла эту ложь, эту двойную политику, была в ужасе. Федерация, как обычно, сложила с себя всю ответственность, причем в таком болезненном вопросе.

- Ольга Валерьевна, но передача льгот регионам, приближенность льготирования к населению, к системе адресной помощи преподносятся как благо, как улучшение участи социально незащищенных граждан, к каковым относятся льготники. Разве это не так?

- Это было бы так, если бы государство не играло с людьми в прятки, а вело бы себя честно. Вот пример двойной игры. Государство прописало, что каждому инвалиду положено на проезд триста рублей в месяц. Посчитали, сколько в вашем регионе инвалидов, определили сумму и передали ее в регион: "Раздавайте адресно". Это логично: с федерального уровня невозможно дойти до каждого инвалида. С местного, через органы социальной опеки, возможно. Делегация полномочий, подкрепленных финансами, - тут не возникает никаких проблем. Но ведь в большинстве случаев Москва передает областям только полномочия, не подкрепляя их деньгами. Хуже того - одновременно идет процесс сокращения доходной базы местных бюджетов. Сейчас готовится реформа межбюджетных отношений. Это дело хорошее, исключающее регулировку налогов, которая мешает местным властям планировать социальную политику больше, чем на год. Ведь сегодня они имеют на социалку налоги и акцизы, а завтра их забрали в федеральный бюджет. Реформа межбюджетных отношений призвана стабилизировать ситуацию, дать возможность на местах планировать доходы и расходы на перспективу. Бюджетный кодекс - это то, что ждут местные власти, уставшие от ежегодных изменений, которые преподносит закон о бюджете. Но хорошая сама по себе идея на деле оборачивается обиранием регионов. Бюджетный кодекс, который должен быть принят к 2006 году, так разграничивает доходы, что их на местах фактически не остается. Уже сейчас почти вся налоговая база у регионов практически отнята. И с введением в 2006 году бюджетного кодекса никаких серьезных доходных возможностей у местных бюджетов не появится. Основным источником на местах останутся земельный и имущественный налоги. А поскольку сейчас они мизерны, активно обсуждается вопрос об их увеличении. Надеюсь, вам понятно, за чей счет намерено государство увеличивать доходную базу на местах. Как видите, диспропорция доходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней безумна, никакие вопросы, связанные с доходными полномочиями регионов, не решены. Суть двойной игры, которую сейчас ведет государство, такова: федерация отдает полномочия в виде тех же льгот регионам и одновременно централизует, то есть забирает доходы. Это не экономическое, это чисто политическое решение.

- Принимая такие, прямо скажем, антинародные законы, в думе учитывают мнение представителей регионов?

- Ваши представители есть в думе. И они должны отстаивать интересы избирателей, то есть народа, ведь вы за этим их и выбрали. В заключение хочу подчеркнуть: отмена социальных льгот - дело решенное. И я хочу, чтобы люди поняли: сложив с себя полномочия, правительство совершило политическую, рейтинговую вещь. Речь идет о рейтинге высших эшелонов власти, сохранившей хорошую мину при плохой игре.

Комментарий директора проекта "Клуб региональной журналистики "Из первых уст" Ирины ЯСИНОЙ.

О том, что льготы надо отменять, говорится пятнадцать лет. То, что их надо монетизировать, понятно. Вопрос - в степени и в качестве оценки. Когда инвалиду дается на лекарство 350 рублей, а они ему в месяц обходятся в 1500, понятно, что он будет недоволен. Если льготникам накинуть хоть немножечко с перехватом, недовольства не будет. Государству не надо жадничать. На самом деле в стране сейчас денег куры не клюют. Сорок долларов за баррель нефти - это небывалые доходы, в последний раз такие были двадцать лет назад. Нам всем кажется, что денег в России нет. Деньги есть. Просто их не умеют или не хотят нормально использовать. Давайте на войне в Чечне сэкономим и дадим льготникам реальную компенсацию. Мы должны научиться влиять на власть. Надо думать, кого мы выбираем в госдуму и за кого голосуем. Другого метода воздействия на власть у нас нет. Пусть ваш депутат будет хоть правым, хоть левым, но пусть он прямо скажет: "В моем регионе люди недовольны". Придите на встречу к своему депутату и задайте ему вопрос: "Парень, а почему ты не отстаиваешь наши права?". Тогда он задумается. И будет в госдуме работать на ваши интересы.

В городе Ломоносов живут 13360 льготников - это примерно треть всего населения. В Ломоносовском районе проживают 13500 льготников - около четверти всех селян. Основные льготы участников Великой Отечественной войны: пятьдесят процентов оплаты коммунальных услуг, бесплатная установка телефона, пятидесятипроцентная абонентная плата за телефон, бесплатный проезд в общественном транспорте, один раз в год - бесплатный железнодорожный билет в любой конец страны, бесплатные санаторные путевки, скидки на лекарства. Перевести все это в денежное выражение практически невозможно. Однако без подсчетов ясно, что реальная стоимость льгот на порядок выше пенсии. Так богаче или беднее станет льготник, когда ему компенсируют десятую часть реальной стоимости его льгот?  

Галина САВЕНКОВА, г. Ломоносов (Ленинградская область). "Балтийский луч", 9.07.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики