или дюжина камней в экран телевизора.
"Нынешнее телевидение смотреть невозможно! Смотреть нечего", - слышно такое часто. Тем не менее, опросы показывают, что "волшебный ящик" все включают регулярно. Даже если, вроде как не смотрят. Так, "для фона". Это как свет включить, входя в комнату. Есть еще и такая человеческая слабость: "Противно, но смотрю с удовольствием". Видимо на этой струнке и играют топ менеджеры российских телеканалов. О своем взгляде на современное телевидение, о том, с ЧЕМ мы имеем дело, рассказал один из немногих в России телевизионных критиков Даниил Дондурей на заседании Клуба региональных журналистов в Москве.
Справка: Дондурей Даниил Борисович. Главный редактор журнала "Искусство кино". Социолог культуры, всю жизнь занимался кинематографом, театром, массовой культурой. В последние годы изучает телевидение. Вот, что он рассказал.
Телевидение в России не просто телевидение - это искусная всепоглощающая система управления обществом, это вторая реальность в которой живут миллионы россиян.
Оно совершенно неадекватно осознается, в том числе, и благодаря специальной "программе" понижения значения телевидения, которую осуществляют топ-менеджеры телеканалов. Ведущие, редакторы всегда говорят, что телевидение, это меньше чем телевидение. Принято говорить, что это информация, развлечение, просвещение. Мне кажется, это не верно. Это невероятное обеднение функций телевидения. У него есть все то, что есть у искусства, и, кроме того, много чего еще. Телевидение не просто формирует общественное мнение. По сути ТВ предлагает обществу "повестку дня" - именно вопросы, выносимые телевидением, общество обсуждает и зачастую принимает решения поданные (или навязанные) все тем же ТВ. Вторая реальность, психологическое воздействие на нацию, важнейший институт управления обществом. Мощнее, чем все силовики вместе взятые, от спецслужб до министерства обороны. Притом отобранная, селекционная реальность. Если, к примеру, телевидение на протяжении недели каждую минуту прислушивается к тому, что происходит на затонувшей лодке "Курск", то страна сходит с ума. Это было на всех каналах. Шесть дней. Хотя многие уже знали, что моряки мертвы. А если ТВ не успело к минуте, когда был сбит вертолет в Ханкале, в тот же месяц… Погибло 118 человек, тоже мужчины, тоже офицеры. На "Курске" было 114. Страна даже не заметила, не узнала, что это произошло.
Повестка дня - это самая высшая, самая тонкая, самая блистательная форма цензуры. Она всегда интерпретирована. На российском телевидении вы не увидите 5 мнений. В газетах они есть. И 5, и 10, и 25 мнений. На нашем ТВ этого нет. У нас нет традиции показывать разные точки зрения, если это не отдельные сюжеты на Евроньюз. Нет такой традиции, потому что мы, может быть, слишком идеологичны.
Нынешнее ТВ это гигантское управление всем и вся. Оно осуществляется через сознание миллионов людей, через выбор тем, через интерпретацию, через увеличение масштаба. Можно проинформировать, можно сделать сюжет, можно сделать специальный репортаж, можно говорить один день, а можно целую неделю. ТВ почему-то не рассказало про мальчиков из Пскова, которые выиграли на компьютерном конкурсе в Гарварде. Или про женщину, которая недавно получила приз спортсменки года и все свои деньги потратила на то, чтобы оплатить операцию своей соперницы. Этого не было в телепрограммах. Это кто-то не отобрал.
Телевидение научилось продавать рекламодателям головы возможных потребителей. В этом году в сфере ТВ будет около 3-х миллиардов рекламных денег. Об этом ТВ никогда не скажет. У него есть огромное количество тем, о которых оно никогда не говорит. К примеру, о гигантской потребительской активность населения, гигантских достижениях реформ. В прошлом году, население купило недвижимости на 53 млд. долларов! Поверьте, это были не 23 олигарха. В Москве, на 1-е января 1992-го года было 900 тысяч личных автомашин. Сегодня - более 3 миллионов. И это касается не только Москвы.
Самым важным ресурсом развитием общества является, на мой взгляд, представление людей, человеческий капитал. Очень важна наполненность их мировоззрения, их картин реальности, их самосознание в реальности, их представление о будущем, о прошлом, о себе, о целях, о нравственности. Мы знаем, что в России не считается зазорным уклоняться от налогов. Никогда, ни у кого. А мы разглагольствуем о бедных бабушках. Люди, живут с начала 90-х в новой стране, скроенной по рыночным отношениям, с анти рыночными представлениями! За последние 4 года число тех, кто ощущает себя проигравшими от реформ, увеличилось с 49% до 61%. При этом, они относят себя к среднему классу. Это при такой покупательской активности населения. И 51% убеждены, что Россия идет по пути в тупик. Вот - результат медиа обработки. Эта убежденность никак не связана с личной практической жизнью каждого человека. Люди живут другой жизнью. У нас есть масса исследований, что они люди довольны тем, что они могут сегодня делать.
Кто же авторы такой распространяемой картины мира? Что, пришел кто-то из ФСБ, какой-то писатель и режиссер, или заброшенный американскими секретными службами диверсант? Кто это все делает? Кто так формирует новостные, аналитические сюжеты? Про какую действительность рассказывает нам телевидение? Кто уговаривает людей, чтобы они не верили тому, что с ними происходит? Кто эти "вредители"? Это делаем мы с вами. Мы так рассказываем, мы сами так думаем.
Я убежден, что мы имеем те представления, которые хотим иметь. Топ-менеджеры, имеют то мнение народа, которое они формируют. Очень мощно, очень эффективно. В том числе, за счет того, что какой-нибудь сюжет идет каждый день, а другой нет. Человек всегда пожертвует реальностью перед своим представлением о реальности. Представление будет более ценным, чем сама реальность.
Вы когда-нибудь видели сериал, который называется "Честный детектив"? Или, например, "Криминальная Россия", или "Криминал"? Есть такая гигантская корпорация, которая все это делает. Берет материал в МВД и начинает его экранизировать. Это чистая отрава. Финансируется это, в том числе, МВД. Потому что они думают, что таким образом воспитывают правовое сознание, когда подробно рассказывают о том, как надо убивать людей. Вы видели "Женщин бальзаковского возраста"? Это русская версия "Секса в большом городе", который в Америке идет по кабельному каналу. Он там очень популярен, но идет по кабельному каналу. В нашем сериале, на центральном канале, в 8-40 говорить о женском оргазме нормально. Причем очень подробно, 10 серий подряд. Никто не подает в суд на ТВ. Никто публично не возмущается.
Нужно обсуждать проблемы телевидения. Этого никто не делает, и телевидение в этом совершенно не заинтересовано. Есть замечательная фраза одного из теоретиков искусства, очень известного западного эстетика Банфея. Он говорил, что искусство появляется только тогда, когда есть теория его описывающая. Иначе непонятно, а что это за зверь - искусство.
ТВ - часть культуры. У культуры очень много проблем, колоссальное количество. От сознания народа, до состояния массовой культуры, состояния авторского искусства. Конечно же, Тарковский появляется тогда, когда есть Гайдай. Когда есть замечательный Гайдай, тогда есть Тарковский, и наоборот. У нас сейчас нет ни того, ни другого. Есть непонятная куча мала - никакое кино, непонятно толи это боевики, толи это что? Для кого это, зачем это? Надо, чтобы телевизионщики получили реальную обратную связь, профессиональную оценку. Тогда сразу возникают коррекции. Я это знаю по кино. Как только мы серьезно анализируем фильм, то режиссер и продюсер потом оглядываются. Они не могут не оглядываться. Они хотя бы из страха это делают. Это общественное мнение. Нет более великой силы.
Вот, вкратце, что говорил Дондурей. С ним можно соглашаться, можно не соглашаться. Я лично согласен лишь частично. К примеру, он сказал, что российские так называемые "реалити-шоу" это вовсе не "реалити-шоу". А в Европе они очень популярны. Не знаю, как в Европе, а я голосую за то, чтобы авторов и продюсеров всех этих российских "шоу" сослать на какой-нибудь необитаемый остров и пусть там выживет какой-нибудь "последний герой", пусть они там ищут слабое звено или горы золота, или строят дом. Пусть. Я разделяю точку зрения своего коллеги, который сказал, что "реалити-шоу" придумал О.Генри в рассказе про трест Джефа Питерса и Энди Таккера. Напомню. Они поставили на улице фанерную дверь с вырезанной замочной скважиной. И за доллар предлагали ПОДСМОТРЕТЬ, что творится на улице. Многие соглашались…
Не согласен с тем, что нет цензуры. Дондурей считает, что сегодня есть пространство для того, что быть талантливым, для того, чтобы многое сказать или намекнуть, пройти этот фильтр политической или какой-то другой цензуры. Может быть. Но это не нормально. Согласен, что есть два невероятные вида цензуры - цензура глупостью и цензура дружбой. Коррупция приятельскими связями существует, и она очень мощная.
Дондурей говорит, что каждый человек в сегодняшней России имеет возможность сделать качественный продукт, имеет возможность написать хороший текст, опубликовать его не здесь, так там, не сегодня, так завтра, не в этом городе, так в другом. По его словам: "У нас нет Парфеновых, которые бы не имели работы". Таких "парфеновых" может и нет. Есть другие.
Согласен с его оценкой части нынешней бизнес-элиты. Он говорит: "Я общался с несколькими олигархами. Я был в шоке от представления о телевидении, об идеологии, о нации. В крайне отрицательном шоке. Некоторые из них владеют большими системами СМИ". Это действительно так. ТВ зачастую оценивают лишь как материальное имущество плюс денежные активы. Но телевидение - это вещь эфирная. Нематериальная. Это авторитет, это эмоции, это люди и их амбиции, это пресловутый рейтинг. Это та вода, которая льется из крана, когда его открываешь. Вот только какая вода? Надо ли ее кипятить, фильтровать? Кто скажет: "Не пей из этого болотца, козленочком станешь"? Наверное, действительно только авторитетные эксперты.
Сумасшедшее телевидение формирует сумасшедшую жизнь. Лживое - лживую. Приторное - лицемерную. Нынешнее, на мой взгляд, - отупляющую. Фабрика идиотов, которым нужен лишь секс, деньги и пиво. Как сказал один мой знакомый, раньше на свидание с девушкой ходили с букетом цветов. Теперь - с авоськой пива…
В общем… Страшновато. И противно оттого, что тобой манипулируют. Не рассказывают о том, что есть на самом деле, а только то, что НАДО знать. Поэтому ТВ я предпочитаю не смотреть. За исключением кинофильмов. 
Михаил КАРАСЕВ, Тамбов. "Дом в Тамбове", № 13, 14.07.2004.

|
|