ГОВОРИТ МОСКВА…
По приглашению КЛУБА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ «ИЗ ПЕРВЫХ УСТ» наш внештатный корреспондент Роман ТОПОРКОВ принял участие в семинаре, состоявшемся в г. Москве. Информация, прозвучавшая из уст государственных деятелей, стала основой цикла публикаций «ГОВОРИТ МОСКВА».
ЭНЕРГЕТИКА УЖЕ РЕФОРМИРУЕТСЯ
О планах реформирования так называемых естественных монополий рассказал журналистам заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей ШАРОНОВ.
Наиболее активно разворачивается сейчас реструктуризация одного из последних «динозавров» постсоциалистической эпохи: РАО «ЕЭС России». В начале девяностых годов это акционерное общество создавалось как промежуточное звено при переходе к рынку. Энергетика – жизненно важная отрасль, которую опасно одним махом ввергать в рыночную пучину. Поэтому решено было на два-три года создать этакого «недоросля», который одной рукой тянется к рынку, а за другую его крепко держит государство, не позволяя слишком уж самовольничать (недаром в аббревиатуре РАО присутствует слово «Российское»). Волею судьбы «младенец» зажился на целое десятилетие.
В результате этого энергетика подошла к критической фазе. Оборудование изношено на 60 и более процентов, требуется его замена, денег нет, а внешние инвестиции привлечь не удаётся. Тарифы на электроэнергию устанавливаются государством через федеральные и региональные энергетические комиссии, а любой инвестор захочет получать прибыль с вложенных средств. Да и у энергопредприятий недостаточно стимулов для снижения собственных затрат.
Решить эти проблемы можно только через рынок. Но и государство должно сохранить контроль над этой стратегической отраслью. Поэтому энергетику условно поделили на две части: ту, которая жёстко остаётся в руках федерации (центральное диспетчерское управление, магистральные ЛЭП и т.д.) и ту, где можно развивать конкуренцию (генерация и сбыт электроэнергии).
Сегодня в состав РАО «ЕЭС России» входят 27 электростанций федерального значения (наподобие Рефтинской ГРЭС), 72 региональных АО-энерго (наподобие «Свердловэнерго»), Центральное и региональные диспетчерские управления, межсистемные ЛЭП. На первом этапе реформы, в 2003 году, из крупных федеральных ГРЭС и ГЭС будет создано 10 объединённых генерирующих компаний (ОГК). Появится 50-60 компаний из бывших АО-энерго (включающих в себя мелкие электростанции и сбыт электроэнергии). Государство сосредоточит в своих руках Федеральную сетевую компанию, системного оператора (диспетчеризацию), а также дочерние сетевые компании на местах. К 2005 году несколько сократится (до 40-50) количество АО-энерго за счёт их укрупнения, будут отпущены на свободу сетевые «дочки» и перестанет существовать собственно РАО «ЕЭС». На третьем этапе, к 2007 году, число АО-энерго сократится до 40 компаний.
Разумеется, многие опасаются, что с возникновением объединённых компаний местные бюджеты лишатся основного источника доходов, которым являлись налоговые платежи электростанций. Андрей Шаронов убедил журналистов, что этот риск минимален: поправки в налоговый кодекс должны обезопасить регионы от утраты налоговых платежей ГРЭС.
Возникли вопросы и в связи с тем, что в ходе реструктуризации РАО «ЕЭС» получило приказ избавиться от непрофильных активов. Кто будет решать, что считать «профильным», а что – нет? А то ведь какой-нибудь «высокий, но не далёкий» чиновник может посчитать, что «профильными» являются лишь котёл, турбина и генератор, а, например, топливоподача непосредственного отношения к выработке электроэнергии не имеет. Так что же – «за борт» её?
Андрей Шаронов успокоил и на этот счёт. Вопрос о «профильности» или «непрофильности» активов будет решаться специально созданными в энергокомпаниях комиссиями. В состав комиссий входят компетентные энергетики, которые и отделят «зёрна от плевел». Окончательные решения будут приниматься на совете директоров. Но государство контролирует его через своих представителей, и если кто-то захочет оставить в качестве «профильных» активов энергосистемы, например, телеканал или бассейн, то его вежливо «поправят».
А «ЖИЛКОМХОЗЫ» – НА ОЧЕРЕДИ
Жилищно-коммунальное хозяйство также является «естественным монополистом». Хотя, по мнению зарубежных гостей, это как раз противоестественно. Просто в России ещё недостаточно развита конкуренция на рынке по жилищно-коммунальному обслуживанию.
Затратная система ЖКХ уже стала «притчей во языцех» российских регионов. Недавно в Екатеринбурге состоялось совещание, посвящённое подготовке к зиме энергетиков и работников ЖКХ. Вот как газета «Энергетик» описывает выступление заместителя Полпреда Президента РФ в Уральском федеральном округе Виктора Басаргина: «По поводу ЖКХ, различных ОПП, МУПов критики было в избытке. В. Басаргин отметил, что… реформы ЖКХ видны лишь на бумаге, а деньги, «крутящиеся» там, исчезают в «чёрных дырах». Системы ЖКХ работают автономно, по собственным законам, и к финансовой прозрачности не спешат, а создаваемые местные конкурентные структуры выглядят пока искусственно. И, как ни странно, это устраивает местные власти».
Подобные взгляды существуют и на федеральном уровне. Тем более, что российский бюджет более не в состоянии безоглядно «подпитывать» неэффективную систему ЖКХ. Вот как обрисовал ситуацию Андрей Шаронов.
Сейчас ЖКХ по общему объёму услуг 39% платежей собирает с населения, 41% получает в виде субсидий и дотаций из бюджета, а 20% - это никем не покрываемые убытки. После реформы население будет платить 80%, но из собственного кармана – всё те же 39%. Бюджет по-прежнему будет выделять 41%, но уже не напрямую в ЖКХ, а населению в виде жилищных субсидий. Недостающие 20% должно покрыть само ЖКХ путём повышения эффективности (развитие энергосбережения, конкуренция).
Зачем это нужно? Во-первых, в Москве считают, что бюджетный 41%-ный пай не будет, как сегодня, «растворяться» неведомо куда в непрозрачной финансовой структуре ЖКХ, а поступит в то же ЖКХ через конкретных людей. То есть, появится система контроля над расходованием средств: ведь люди заплатят их за конкретную сделанную работу. Во-вторых, бюджет будет субсидировать уже не всех без разбору, а тех, кому действительно не обойтись без поддержки. Сейчас же, например, стоимость воды одинаково дотируется и тем, кто изредка стирает бельё в корыте, и тем, кто ежедневно меняет воду в личном бассейне.
Журналисты подвергли сомнению тот факт, что подобным путём удастся создать контроль населения над ЖКХ: ведь рядовому жителю трудно добиться чего-либо от «матёрой» организации, с которой не может совладать даже государство. На это Андрей Шаронов заметил, что «один в поле не воин», и жильцам следует объединяться в домохозяйства, товарищества собственников жилья. Если эти управляющие компании будут заинтересованы доказать, что жильцы переплачивают ЖКХ, и получать с этого процент в качестве вознаграждения, они вцепятся в «жилкомхозы» мёртвой хваткой, и все тарифы, сметы, проверка объёма и качества услуг ЖКХ окажутся под их пристальным контролем. 
Роман ТОПОРКОВ, внешт. корр.

|