О конкурентоспособности российской экономики, отдельных предприятий и товаров после провозглашения задачи об удвоения ВВП, многие правительственные чиновники, губернаторы, руководители предприятий заговорили с новой силой. При этом мало кто дает себе труд объяснить обществу, а что же такое конкурентоспособность. А главное, - какой должна быть экономическая политика государства, которое хочет быть конкурентоспособным. Дать ответ на эти вопросы попытался научный руководитель ГУ Высшая школа экономики Евгений Ясин в своем новом докладе, сделанный в сооавторстве Андрея Яковлева, "Конкурентоспособность, модернизация российской экономики".
Мы решили исходить, говорит Ясин, из обыденного понимания конкурентоспособности, как конкурентоспособности товаров и услуг: "Если вы производите товары, которые можно продать по цене, которая ниже издержек, т.е. с прибылью, а желательно продать не меньше чем со средней прибылью. Потому что, если вы продаете с низкой рентабельностью, то это означает, что вы теряете деньги, вы могли бы их лучше вкладывать в другие отрасли. Конкурентоспособность мы понимаем именно как способность производить и продавать по нормальной цене товары и услуги". Внешняя конкурентоспособность - способность продавать товары и услуги отечественного производства на мировых рынках. Если у страны активный торговый баланс, активный баланс по счету текущих операций, если страна получаем доходы необходимые для того, чтобы производить закупки по импорту, рассчитываться с долгами и т.д., и это не подвергается серьезным колебаниям, то можно сказать, что страна обладает внешней конкурентоспособностью. В России, по словам Ясина, в настоящее время достаточно высокая внешняя конкурентоспособность, обеспечиваемая экспортом нефти, газа, а также цветных и черных металлов, минеральных удобрений, леса, вооружений (Россия - вторая после США страна - экспортер вооружений, а в 2003 г. Россия вышла на первое место). То же с внутренней конкурентоспособностью - способностью продавать товары и услуги на внутреннем рынке, опять-таки, по нормальным ценам. Продавать в таких масштабах, чтобы совместно с доходами от экспорта обеспечить занятость населения (чтобы не было безработицы, больше, чем это целесообразно) и рост доходов населения. В сущности, подчеркивает бывший министр экономики, мы каждый раз должны выбирать, поощрять, предположим, развитие наших экспортных отраслей, в силу чего потом происходит повышение курса рубля, и падение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, которые поставляют продукцию на внутренний рынок, с учетом того, что мы должны обеспечивать занятость и определенный уровень доходов. И когда говорят о конкурентоспособности страны в целом, то с одной стороны, конечно, имеют в виду конкурентоспособность по товарам и услугам. Но с другой стороны, в конце концов, товаров и услуг много, по каким-то параметрам они конкурентоспособны, по другим не конкурентоспособны, а что в целом? В целом, есть такой критерий: насколько страна привлекательна для инвестиций, для капитала, для приезда сюда людей на работу: "Если наступит такой момент, когда студенты из США начнут приезжать учиться в Россию, когда к нам потянутся люди для того, чтобы воспринимать передовой опыт из Японии и Европы, тогда считайте, мы победили окончательно и бесповоротно. Победили в хорошем смысле, потому что можно будет организовать такой всеобщий обмен, и после этого, человечество ускорит свое движение вперед".
Половина российского экспорта - это нефть и газ. 18% по итогам 2003-го года составляют черные и цветные металлы, изделия из них и драгоценные камни, но, в основном, металлы. Третья позиция - это продукция машиностроения и металлообработки - 9%. В советские годы было больше, но в основном за счет того, что мы экспортировали машины и оборудование на рынки своего военно-политического влияния: страны социалистического лагеря и т.д. Сейчас этот фактор не работает. И, кроме того, доля экспорта машин и оборудования, приходящаяся на СНГ, составляет где-то около 28%. Другие статьи, которые являются потенциально сильными, это, прежде всего, лесной комплекс и химия. Что касается других отраслей, таких, как, например, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительные материалы, это все исключительно внутренний рынок. Еще можно отметить сельское хозяйство. В позапрошлом году страна начала экспортировать зерно. Во всем мире для расчета характеристики сравнительных конкурентных преимуществ принят показатель RCA (reveal comparative advantage). Это отношение доли определенного товара, произведенного в данной стране, на мировом рынке, по отношению доли экспорта данной страны в общем объеме мирового экспорта. Если у вас этот показатель больше единицы, если вы вывозите данного товара больше, чем у вас доля экспорта в целом, то этот показатель считается конкурентоспособным на мировых рынках. Например, для российского газа этот показатель равен 16,8. Значит, он очень конкурентоспособен на мировых рынках, поскольку доля экспорта газа по отношению к российскому экспорту в целом очень велика. Наиболее конкурентоспособные товары России - газ, необработанная древесина, никель. У электроблоков и запчастей к ним довольно высокие показатели. В общей сложности в списке Ясина из 20 позиций только 3 - продукция с высоким уровнем добавленной стоимости. Выходит, что чем выше степень обработки российских товаров, тем ниже конкурентно способность. "Поэтому, говорит Ясин, - тем людям, которые говорят, что давайте делать диверсификацию экономики, надо подумать. Когда мы говорим, что надо удвоить ВВП за 10 лет, мы должны понять, это за счет чего? За счет нефти и газа? Реально, только за счет этого, потому что по другим товарам в эти сроки, я подчеркиваю, в эти сроки, обеспечить конкурентно способные по мировым понятиям товары, мы не сможем. Вы скажете, что у нас есть какие-то такие вещи, которые мы умеем делать, например, ракеты, космические запуски и т.п. Это правильно, мы можем делать и хорошие электрические машины, мы можем делать и вполне приличные приборы, но каждый раз я спрашиваю: "А какая доля в экспорте"? Маленькая. Что такое, все космические запуски, это 800 млн. долларов в год. Этот рынок забит".
О внутренней конкурентоспособности можно судить по доли импорта в товарных ресурсах отдельных товаров в натуральном выражении. Например, по данным Госкомстата, 34,7% в 2002 г. потребленной говядины составил импорт. Мясо птицы - 57,3%, в основном, это ножки Буша. Масло животное - 51%. Но в целом по продовольствию отечественные товары составляют на рынке примерно 65%-70% объема. И можно сказать, что пищевая промышленность и сельское хозяйство, в принципе, делают конкурентоспособные продукты. Но для такой страны как Россия считается нормальным импорт в объеме 10%-15% всего внутреннего потребления. Если же посмотреть на рынок промышленных товаров, то здесь импорт превалирует. Это примерно 70% объема реализации по стране. Это касается и техники, и одежды, и обуви, как дешевых, так и дорогих. Исключение - автомобили. Все российские автолюбители клянут отечественные автомобили, говорят, что они никуда не годятся. Тем не менее, 2/3 внутреннего рынка автомобилей, это отечественные автомобили, в основном ВАЗовские. Но этим автомобилям просто нет конкурентов в их ценовой группе.
В целом, - утверждает Ясин, - можно сказать, что внешняя конкурентоспособность обеспечивается сырьевыми товарами, а внутренняя конкурентоспособность, в основном, продовольствием. То есть с конкурентоспособностью, по ресурсам у России все в порядке. Но повысить уровень благосостояния, делая ставку только природных ресурсов, Россия не сможет. Главный фактор энергоносителей - темп роста мирового производства - не будет превышать 3%-4%, соответственно, учитывая программы энергосбережения, темп роста спроса на мировых рынках не будет превышать примерно 2-х, 3-х, 3,5-й максимум, процентов в год. Второй важный фактор, на котором строится конкурентоспособность - труд и человеческий капитал. Считается, что российская рабочая сила высококачественная, образованная, обладающая высокими интеллектуальными способностями. Но она имеет свои минусы. Низкий уровень дисциплины. Мы не умеем работать тщательно и систематически. Но самое главное в том, что количество рабочей силы в России будет падать. Начиная с 2007-го года, по крайней мере на 30-40 лет, нам гарантировано снижение численности трудовых ресурсов. Население России по прогнозам демографов в 2050-м году может сократиться вдвое. Нет особых проблем в России и с капиталом (деньгами). Проблема заключается в том, что у нас нет длинных денег. А для тех проектов, которые нам нужны именно в постиндустриальную эпоху (развитие инфраструктуры, внедрение ипотечного кредитования и развитие жилищного строительства, создание рынка доступного жилья) требуются длинные деньги. Эти длинные деньги, - считает Ясин, - мы сможем получить только за границей.
"Типично советским образом мышления" называет Ясин представление о том, что конкурентоспособности можно добиться лишь простым вложением денег в экономику, без изменений порядков: "Экстенсивный рост за счет привлечения дополнительных ресурсов, труда не будет. Значит, мы должны смотреть на свои институты. Они являются главным фактором конкурентно способности для фазы перехода к постиндустриальной экономике. И здесь ничего особенного. Это парламент, это политические партии, это независимый суд и т.п. Они должны работать. То, что мы имеем сегодня, это некая слаженная машина, действующая против построения продуктивных институтов. Она может быть сломана двумя способами. Либо эволюционным, а с институтом можно сладить тогда, когда вы не торопите перемены, не стойте над головой и не пинаете ногами. Либо вы будете пробовать перестраивать их военными методами. С помощью спецслужб, спецпераций. Во втором случае, успеха вообще не будет". Государство же должно исходить из 10 тезисов, которые можно назвать основой экономической политики.
1. Надо понимать, что конкурентоспособность - главная задача экономической политики.
2. Доминирование либеральной идеи.
3. Ставка на отечественный бизнес
4. Роль государства - создание атмосферы доверия
5. Поддержка возникающих и растущих инновационных компонентов
6. Содействие усилению конкуренции
7. Встраивание в цепочки прироста стоимости
8. Исходить из тезиса, что все отрасли хороши
9. Вложение в науку и образование
10. Региональная политика конкурентоспособности (в том числе налоговая политика) 
Татьяна ДУМЕНКО, Кемерово. "Край", 14.05.2004.

|
|