На днях заканчивается срок, отведенный министерствам и ведомствам на согласование окончательного текста проекта закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением дополнительного пенсионного страхования". По заверениям чиновников, серьезных изменений документ, уже одобренный правительством не претерпит.
Одобренные правительством изменения в пенсионную реформу предусматривают исключение с 2005 года из накопительной пенсионной системы граждан старше 1967 года рождения, за которых работодатель пока выплачивает в накопительную часть пенсии 2% от заработка. В соответствии с новыми предложениями, все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 годов, останутся в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд. Помимо этого модернизация пенсионной системы предусматривает возможность для граждан этой возрастной группы добровольно уплачивать в накопительную пенсионную систему 4% от зарплаты. В этом случае при выходе на пенсию государство из средств федерального бюджета добавляет к их накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. рублей в год. В итоге суммарный размер страховых и накопительных отчислений составит 20% вместо нынешних 14%. Правом добровольно перечислять 4% от заплаты могут воспользоваться представители всех возрастных групп по достижении пенсионного возраста. В то же время для лиц 1967 года рождения и моложе предусматривается передвинуть с 2006 на 2008 год увеличение отчислений в накопительную пенсионную систему до 6% от заработка. Как заявил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, государство может увеличить размер софинансирования добровольных взносов, которые граждане будут перечислять в накопительную пенсионную систему, Сумма в 2 тыс. рублей в год рассчитана для граждан с заработком 8 тыс. 300 рублей в месяц. В перспективе размер платежа для будущих пенсионеров с более высоким уровнем заработка может быть увеличен, отметил министр (эту норму, в частности, должны были согласовать министерства и ведомства).
По данным федеральных СМИ, за 10 лет существования добровольного пенсионного страхования негосударственные пенсионные фонды (НПФ) удалось привлечь чуть более 5 млн. человек и порядка 3,2 млрд. долларов. Эксперты говорят, что подавляющая часть клиентов НПФ - крупнейшие корпорации, перечисляющие взносы за своих сотрудников. Пассивность людей специалисты объясняют не только недоверием к частным структурам и недостаточной информированностью. Этим объясняется и низкая активность граждан даже на пике пенсионных преобразований при выборе управляющих компаний в прошлом году (в Кузбассе лишь 0,5% граждан, имеющих право на выбор, реально его сделали). Еще одной причиной того, что люди не несут свои деньги в НПФ - высокое налогообложение вкладов. И вот теперь государство, вроде бы, готово стимулировать желающих страховаться добровольно налоговыми льготами и дотациями. "Предлагаемые меры по экономическому стимулированию дополнительных пенсионных взносов будут вызывать у граждан стремление зарабатывать будущую пенсию, в том числе дополнительно отчисляя средства в систему негосударственного пенсионного страхования", - считает Михаил Зурабов. Конечно, правительство, выводя на рынок добровольного страхования само государство, будет поощрять (льготным налоговым режимом) вложения граждан в государственную пенсионную систему. В целом же министры и представители Пенсионного фонда считают, что нововведения позволят увеличить страховую часть пенсии.
Оппоненты правительства, тем временем, обращают внимание не только на уже упомянутую пассивность граждан (даже налоговые льготы вдруг не приведут к резкому росту интереса к добровольному страхованию). "Интересами будущих пенсионеров государство пожертвовало ради интересов пенсионеров нынешних. Таким образом, государство занялось "проеданием" будущего уже в сегодняшних комфортных экономических условиях", - говорит руководитель Института модернизации Михаил Делягин. Самое скверное, - считает Делягин, - что в этой истории нельзя даже порадоваться за бизнес. Формально бизнес получил огромный подарок - одновременно с пенсионным преобразованиями предполагается снижение начальной ставки единого соцналога 35,6% до 26%. Но, как отмечает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Задорнов, такое снижение будет выгодно, прежде всего, бюджетным организациям, в которых низкие зарплаты, но не станет реальным стимулом для увеличения оплаты труда. Отсюда вопрос, о чем в первую очередь будет думать человек с низкой зарплатой? О том, как бы свести концы с концами сегодня или все же перечислить 4% на будущую пенсию? 
Татьяна ДУМЕНКО, Кемерово. "Край", 7.05.2004.

|