«УЧЕНЬЕ – СВЕТ, ДА НЕУЧЕНЫХ – ТЬМА…»
Автор: Топорков Роман
Регион: Свердловская область, пос. Рефтинский
Тема:  Проблемы образования
Дата: 28.10.2002

ГОВОРИТ МОСКВА…

По приглашению КЛУБА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ «ИЗ ПЕРВЫХ УСТ» наш внештатный корреспондент Роман ТОПОРКОВ принял участие в семинаре, состоявшемся в г. Москве. Информация, прозвучавшая из уст государственных деятелей, стала основой цикла публикаций «ГОВОРИТ МОСКВА».

«УЧЕНЬЕ – СВЕТ, ДА НЕУЧЕНЫХ – ТЬМА…»

Реформу образования представляла журналистам директор Центра образовательной политики ГУ «Высшей школы экономики» Татьяна Львовна КЛИЧКО.

По её словам, наша страна переживает непрерывную образовательную реформу ещё с конца 60-х годов. Изначально вся система обучения в СССР была нацелена на подготовку инженерных кадров, особенно – для оборонных отраслей. И эта однобокость ощущается до сих пор.

Тем не менее, великолепная система образования, созданная в нашей стране, долгие годы считалась лучшей в мире. Однако сейчас она начала «пробуксовывать».

По результатам тестирования ЮНЕСКО, российские школьники 50% знаний даже не выносят из школы: они их тут же забывают. Хотя по некоторым школьным олимпиадам россияне всё ещё занимают призовые места, но зато начали отставать от учащихся других стран по уровню ключевых компетенций. Ключевые компетенции – это умение работать не только с тем материалом и теми методами, которые тебе «вдолбили» на уроке, но и умение на их основе найти выход из новых, не «разжёванных» преподавателем ситуаций. Педагоги сами говорят, что учат детей «решать задачки», хотя учить-то надо доказательному мышлению! Не зря кто-то из великих сказал: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается». Оставаться как раз должны не зазубренные формулы и правила, а стиль и образ мышления!

Но кто будет учить этому? Назревает кадровая катастрофа. 60% учителей сегодняшних школ имеют возраст за 50 лет. До 70% выпускников педагогических ВУЗов работать в школы не приходят. По словам Татьяны Львовны, в результате социально-экономических пертурбаций на сегодня в сфере образования остались работать либо герои (решившие пожертвовать личным благополучием во имя России), либо профнепригодные (кому, кроме школы, «приткнуться» больше некуда), либо те (большинство), кому смена деятельности по возрасту и психологии просто невозможна. Поэтому повышение зарплаты действующему корпусу педагогов не сможет дать резкого прироста качества образования. А чтобы привлечь молодых перспективных учителей, с новым образом мышления и желанием внедрять новые методики, зарплату нужно поднять в несколько раз, что сегодня не по силам государству.

В достаточной мере финансируются государством лишь 10% школ (в основном – специализированные гимназии, школы с углублённым изучением каких-либо предметов и т.д.). В массовых, «обычных» общеобразовательных школах – пустыня.

Больной вопрос – малокомплектные, малоформатные сельские школы. В них содержание одного ученика обходится государству втрое дороже, чем в городской школе. Ведь, несмотря на малочисленность класса, нужны расходы на отопление, освещение, на ставки педагогов. Качество же образования значительно ниже. Татьяна Львовна рассказала интересный случай из своей практики. Приехали они с инспекцией в одну сельскую школу. Входят в класс. Дети усердно пишут диктант. Строгий голос учителя диктует текст – а самого учителя нигде нет! Москвичи, привыкшие к техническим средствам обучения, подумали: «Магнитофон». Но и магнитофона не видно, а голос вроде откуда-то из-под земли идёт. Оказалось, что учительница сидит в подполе, перебирает картошку, и одновременно диктует давно заученный ею текст. Жить-то надо, а «сельской надбавки» к мизерной зарплате не хватает!

Смех смехом, а проблема остаётся. Деньги, выделяемые на образование, «распыляются» неэффективно, с минимальной пользой. В ходе реформы предполагается укрупнить сельские школы (пустив по деревням школьные автобусы для доставки учащихся). Зато появится возможность концентрации средств: одну базовую школу вместо нескольких малокомплектных на те же суммарно сконцентрированные деньги можно оснастить компьютерами и спутниковой антенной. И раз в неделю «закачивать» через «Интернет» современные образовательные программы, чтобы сократить разрыв между сельским и городским уровнем преподавания.

Большие надежды возлагаются на Единый Госэкзамен (ЕГЭ) выпускников российских школ. В этом году в качестве эксперимента 16 регионов России опробовали ЕГЭ, на будущий год планируется ввести его уже в 40 регионах, а затем – повсеместно. В чём же его преимущества?

Во-первых, оценивать знания выпускника не может человек, который эти знания преподал. По этой причине Запад частенько отказывается признавать российские аттестаты о среднем образовании. ЕГЭ же сдаётся в комиссиях, независимых от школы, по материалам, единым для всей страны, в один и тот же день. Во-вторых, по итогам школьных экзаменов можно поступить в ВУЗ – значит, экономятся расходы на «вторые» экзамены. Сэкономят и сами люди. По опросам социологов, самая бедная семья в Москве потратила на поступление ребёнка в ВУЗ около тысячи долларов: на услуги репетиторов, подготовительные курсы… С введением ЕГЭ эти траты станут не нужны. Кроме того, «провал» ребёнка на экзаменах в ВУЗ оценивается россиянами, как жизненная неудача всей семьи. Стыдно перед друзьями, соседями, однокашниками: уж лучше совсем не поступать, чем пробовать – и провалиться. С ЕГЭ же всё будет проще: никто не узнает, куда ты посылал свои «метрики», приняли тебя, или нет. Уравняются шансы в поступлении в ВУЗ выпускников из города и провинции.

Немаловажно, что через ЕГЭ государство будет финансировать обучение молодёжи. В зависимости от того, сколько баллов ты набрал на ЕГЭ, тебе либо полностью, либо частично оплатят высшее образование. Если же сдал плохо – на государственные деньги не надейся, но можешь поступать сам, платно. Через государственные финансовые обязательства (ГИФО) деньги будут поступать в «сильные» ВУЗы, дающие качественное образование. А «слабые», которые сейчас без толку сидят на шее у государства, просто отомрут: ведь выбирать ВУЗы будут сами выпускники школ, и деньги ГИФО потекут именно в те, которые пользуются высоким спросом. Таким образом, опять же будет повышена эффективность финансирования образования.

Татьяна Львовна считает, что общеобразовательная школа должна оставаться бесплатной для всех слоёв населения. Так поступают и в других странах: всюду есть определённый уровень образования, который общество вменяет своим членам. А раз вменяет, требует, чтобы каждый его имел – значит, оно должно быть бесплатно. В Англии, например, родители предстают перед судом, если их ребёнок не посещает школу.

Поддерживает Татьяна Львовна и введение 12-летнего школьного образования. Общество развивается, уровень минимально необходимых для жизни знания растёт, должно продлиться и школьное обучение. Но – лишь при соблюдении ряда условий. Во-первых, должно быть обеспечено достаточное финансирование школ. Во-вторых, чтобы дети не перегружались и действительно усваивали знания, нужна замена педагогических технологий, новая модель школы. При тех, что существуют сегодня, введение 12-летки ничего не даст. Преподаватели зачастую не обладают методологий охвата всех типов учащихся. Они «вырезают» из класса лишь ту группу, которая совпадает по мышлению с их взглядами, и работают только на неё. Тех же, кто «выше», «ниже» или просто обладает своим, нестандартным мировоззрением – нередко губят.

Концентрация выделяемых на образование ресурсов, повсеместное внедрение Единого Госэкзамена, государственная квота мест для одарённых малообеспеченных детей в элитных школах, разработка и внедрение новой модели школы и современных педагогических технологий – таковы направления реформы, призванной вернуть российской системе образование былое величие и качество.  

Роман ТОПОРКОВ, внешт. корр.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики