"ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ"…
Автор: Топорков Роман
Регион: Свердловская область, пос. Рефтинский
Тема:  Экономика , Реформа государственной службы
Дата: 22.07.2004

"…Зачем зарубежному инвестору вести бизнес в России - стоять в очередях за справками и разрешениями, подвергаться унижению при обращении в госструктуры, становиться жертвой никому не понятной системы, - если в Европе он может значительно проще и выгоднее вложить свои средства?

…Власть не создаёт условий для инвестиций. Не так давно я спросил у знакомого итальянского инвестора, который вкладывал деньги в промышленную зону под Волоколамском, как продвигается его бизнес. Инвестор мне честно ответил: "Я столкнулся с таким количеством бюрократии, что проект просто не может идти дальше".

Замечу, что в Италии тоже есть бюрократия, но её отличие от нашей в том, что она планируемая, предсказуемая. Ты точно знаешь, сколько дней нужно на все согласования, разрешения, справки и т.д. Кроме того, в их бюрократической системе есть замечательное понятие, которое нам нужно взять на заметку - "отсутствие отклика". Что это значит? Если ты сдал документы и в течение 10 дней чиновник, как положено по закону, не ответил по твоему запросу, это означает автоматическое разрешение всех проблем в этой инстанции и переход документов в другую структуру.

Проще говоря, если итальянский чиновник в течение 10 дней не сказал тебе "Нет", это означает - "Да".

…Вмешательство власти в рыночную экономику никогда ни к чему хорошему не приводило. Это подтверждённый мировой опыт. Почему же мы должны думать, что экономическая инициатива наших чиновников приведёт к успеху?"

Так высказался на страницах журнала "Commercial Real estate" в адрес российской государственной машины Александр ДЕРЯБИН, глава московского представительства компании VALMONT.

"Ну и начихать на ваших западных инвесторов! Мы и сами с усами - вона, понимаешь, делаем ракеты и даже перекрыли Енисей!", - воскликнет иной обыватель. Ну-ну…

На семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" директор исследовательского центра "Развитие" Сергей АЛЕКСАШЕНКО недаром вспомнил об этом всероссийском заблуждении. Оно напоминает "великую" идею "чучхе", активно насаждавшуюся в Северной Корее. Мол, мы - великая нация, богатейшая страна, никого не боимся и ни от кого не зависим, если надо - всех "шапками закидаем".

Увы, российские "чучхе" ошибаются так же, как и их северокорейские "братья". Мы, конечно, можем поставить перед собой цель удвоить ВВП и… даже выполнить её - потому что, как выразился Сергей Владимирович, "удвоение ВВП - всего лишь вопрос арифметики". Станем ли мы после этого жить богаче - вот более существенный вопрос. Который от "удвоения" (утроения, удесятерения) ВВП напрямую не зависит.

На чём мы можем сделать экономический рывок? Автомобилестроение наше отстало от Запада на целые поколения (не случайно российские граждане предпочитают подержанные иномарки новым отечественным авто - соотношение цены и качества зарубежной "гостьи" несказанно лучше). Самолётостроение "накроется" ещё быстрее - "шумящие" российские самолёты в цивилизованных странах терпят исключительно из вежливости, да и отечественные авиакомпании всё чаще посматривают в сторону "Боинга". Мировой лидер по компьютерам - фирма IBM. Американцы уже на Марс лететь собрались... То же и по другим высокотехнологичным отраслям. Не потому, что "злодеи-супостаты" решили "задушить Россию в кольце блокады". Просто, сидючи за "железным занавесом", слишком оторвались мы от мировой экономики. Носили мешковатые красноуфимские джинсы "Спортивный стиль", ездили на угловатых рассыпающихся "Жигулях". Оказалось, что кроме нас такой "товар" никому больше не нужен. Да и сами мы теперь ищем более прогрессивные вещи. А законы экономики просты: если кто-то производит товар лучшего качества и меньшей себестоимости - купят у него, а не у тебя. "С имеющимся в России оборудованием на мировой рынок выйти нельзя - никому такие товары не приглянутся. А чтобы модернизировать производство - нам нужны иностранные инвестиции", - считает Алексашенко.

"Но у нас же полно нефти! Мы прям-таки купаемся в "чёрном золоте"! Вот где наше богачество!", - не сдаётся обыватель. Перейдём опять на язык экономики. Почему бы тогда сегодня же не отвернуть "нефтяной кран", как говорится, "на полную катушку", и не искупаться под дождём нефтедолларов? Ответ прост: не купят у нас на мировом рынке больше, чем сейчас. Дороговата наша нефть: ведь добывать её приходится в суровых условиях Крайнего Севера, а значит - и себестоимость высока. Куда как проще тёплой и благодатной Саудовской Аравии: ткнул палкой в землю - а оттуда нефтяной фонтан. Жуй себе бананы, да "руби бабки".

Да, на сегодня Россия живёт практически за счёт продажи нефти. Но долго ли будет продолжаться такое "счастье"? Во всём мире уже ищут (и весьма успешно) замену ископаемому топливу. Например, в Японии налажено серийное производство "гибридных" бензино-электрических автомобилей. Они потребляют в разы (!) меньше бензина, чем их обычные карбюраторные собратья. На такие же автомобили планирует вскоре перейти Китай. Через 5-7 лет большинство развитых стран начнёт массовый переход на водородные двигатели. Бразильские автомобили уже сегодня ездят на древесном спирту: благо, джунгли там обширные, древесины навалом. Во многих странах ведётся разработка принципиально новых двигателей на так называемых "топливных элементах".

Недалёк тот год, когда в мире начнут вводить ограничения на устаревшие бензиновые двигатели. Кому тогда будет нужна наша нефть (которая пока что "тянет" на себе российскую экономику)? Очевиден факт: пора "слезать с нефтяной иглы", думать о завтрашнем дне, о модернизации производства, чтобы научиться выпускать товары, востребованные на мировом рынке. А без западных инвесторов это просто невозможно.

И тут мы возвращаемся к махровой отечественной бюрократии, которая отпугивает от России этих вожделенных инвесторов. Откуда она взялась на нашу голову?

Анализ этой "третьей национальной беды" (в дополнение к дуракам и дорогам) прозвучал в докладе замдекана факультета государственного управления МГУ, постоянного эксперта группы по реформе госслужбы администрации Президента РФ, профессора Алексея Георгиевича БАРАБАШЕВА, выступившего на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

"Многие промахи и неудачи реформ в том, что их выпало исполнять старому аппарату. Хоть он и демонстрирует лояльность новой власти, но работает-то всё равно по-старому", - считает Алексей Георгиевич. Откуда же взялся этот аппарат?

В советские времена наиболее сильные кадры концентрировались в управленческом аппарате СССР. Уровень же РСФСР являлся ничего не значащим, и представлял собой некий "отстойник" для неудачников. Но при распаде СССР и выходе России на государственную арену, разумеется, по "старым связям" на ключевые посты как раз попали те самые "неудачники" из бывшей РСФСР. Управленцы союзного ранга, более компетентные и опытные, сместились на "второй план". Такая селекция чиновников была отнюдь не на пользу России, но увы…

В конце 90-х годов уже предпринималась попытка реформирования "администраторов всех мастей". Структура "Роскадры" попыталась выдвинуть идею поголовной аттестации чиновников - не той, которую они "для галочки" проходят раз в четыре года, а настоящей, с полным определением профессиональной пригодности того или иного лица. По предварительным оценкам, на этой аттестации отсеялись бы до 80% чиновников, не удовлетворяющих профессиональным требованиям. Но кто ж такое позволит! Бюрократическая машина нанесла упреждающий удар - провели шумную "зиц-реформу" и доложили: "Аппарат стал лучше, теперь все работают замечательно, ура!". На самом деле просто "перетрясли" то, что имелось, и вновь уселись. Но… в ходе этой "псевдо-реформы" "Роскадры" втихую расформировали. Чтоб не мутили воду.

Вам это ничего не напоминает? Очень похоже на предвыборную чехарду 2004г. - грянула неподготовленная административная реформа, люди просто расселись по другим стульям и отрапортовали: "Всё, мы перестроились в лучшую сторону!". В результате уже полгода страну лихорадит, реформу энергетики "подвесили"…

Барабашев сравнил подобную тактику с "контрподкопом" при осаде крепости. Осаждающие ведут подкоп под бастион, защитники бастиона, прознав об этом, копают свой подземный ход навстречу, закладывают на пути противников мину и… привет реформаторам! "Быстрые реформы государственного управления на пользу не обществу, а отдельным партиям", - считает профессор.

К тому же, нельзя не учитывать менталитет российских чиновников. В управленческих структурах Запада действует принцип "Whistle blowing" (название взято из футбольной терминологии, "свисток судьи", заметившего нарушение). То есть, если чиновник заметит (или хотя бы предположит), что его коллега занимается чем-то коррупционно-опасным, проворачивает какие-то тёмные делишки - он тут же доложит об этом начальству. При этом получит поощрение по службе, да ещё и прослывёт героем среди коллег. Попробуйте внедрить такой принцип у нас! "Чё-ё, да чтоб я на своего кореша настучал? Заложил начальству?". Вот вам и корпоративная этика управленцев…

Давно набившая оскомину проблема - как поставить зарплату чиновников в зависимость от качества их труда. С рабочим понятно: изготовил он, скажем, сто кирпичей или сто деталей за смену - молодец, выполнил дневное задание. Изготовил меньше - премии не получит. С чиновником сложнее: в чём измерить его труд? Вот и получается, что некоторые "управленцы" получают зарплату, надбавки и премии по максимуму, а сами бьют баклуши: лишь бы подготовить к сроку дутый, но красивый отчёт. Как говаривал мой бывший командир роты: "Главное - не сделать, главное - доложить, что, мол, сделано!".

Впрочем, как заметил профессор Барабашев, при желании можно учесть и работу чиновника. Даже по двум критериям. Во-первых оценить эффективность труда. То есть, как ведётся документооборот, в срок ли готовятся ответы на запросы, нет ли ошибок в подготовленных проектах решений, насколько человек "владеет обстановкой" по вверенным ему вопросам и т.д. Во-вторых, оценить результативность труда. То есть, какую конкретную пользу принесло выполнение тех или иных программ, насколько реальны полученные результаты. И, уже исходя из этих двух критериев, соотносить зарплату чиновника…

К сожалению, пока мы не обуздаем неповоротливый и раздувшийся государственный аппарат, мы можем хоть в десять раз увеличивать ВВП, но богаче от этого не станем. Потому что нормальную, конкурентоспособную экономику не создадим. А тем, кто по старой памяти привык уповать на "могучее, разумное и сильное государство", неплохо бы прислушаться к словам профессора Барабашева: "Государство не есть что-то монолитное, единое в своей точке зрения. Государство - это набор чиновников, с которыми согласовать что-либо порою невозможно, и чем больше ведомств "завязано" в проекте, тем труднее найти с ними общий язык".

А теперь вернёмся к мнению Александра Дерябина: "…Зачем зарубежному инвестору вести бизнес в России - стоять в очередях за справками и разрешениями, подвергаться унижению при обращении в госструктуры, становиться жертвой никому не понятной системы, - если в Европе он может значительно проще и выгоднее вложить свои средства".

Вопросы?  

Роман ТОПОРКОВ, п. РЕфтинский. "Новый Рефт. Факты", № 29, 21.07.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики