Сегодня для жителей республики этот вопрос перестал быть риторическим. Непростое обсуждение проблемы идет не только на уровне Государственной Думы, Правительства страны, но и в регионах. Беспокоятся и сами получатели льгот. До сих пор непонятно, что же лучше - оставить льготы в существующем, скажем так, натуральном, виде или же принять предложение Правительства России о замене их на денежные компенсации.
Старикам везде у нас почет?
Конечно, льготы - это тяжелая необходимость нашего времени. Если бы пенсия у всех была достойной, то есть такой, на которую можно и себя прокормить, и внукам помочь, и лекарства купить, и за квартиру заплатить… Если бы зарплата у всех, кто честно трудится, была бы достаточной, чтобы покупать проездной или опять же жилищно-коммунальные услуги в полном объеме оплачивать, да еще бы оставалось на иные житейские нужды! Если бы поменьше у нас было в стране инвалидов, а самое главное - бедных людей. Если бы! Уверена, многие из тех, кто сегодня пользуется льготами, делают это вынужденно, действительно по необходимости. Будь их благосостояние значительно выше, не стали бы люди унижаться и "выхаживать" себе дотации либо тратить время на то, чтобы выстаивать очереди за бесплатными лекарствами. К сожалению, у людей часто нет выбора.
Есть и моральная сторона проблемы. Например, для ветеранов войны само понятие "льготы" дает некоторое моральное удовлетворение: ну не может государство обеспечить им жизнь на таком уровне, который сегодня есть в странах, проигравших войну (Германии, Японии), то хотя бы есть знаковое решение. Ветераны - они исключительные, они пользуются льготами. Не случайно Валерий Бурцев, представляющий клуб Героев СССР и России, заявил, что "у героев не только все отняли, но и их поставили в самое худшее положение по сравнению с другими категориями граждан". Он имел в виду, что отняли статус, а взамен герои могут получить денежную компенсацию в 3,5 тысячи рублей в месяц и право на похороны с почестями да установкой памятника…
Полномочия отдают. А деньги?
По мнению Натальи Римашевской, члена-корреспондента РАН, директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, которое опубликовано в "Парламентской газете", в нашей стране слишком много бедных. Зарплата каждого третьего работника ниже прожиточного минимума. Госкомстат называет цифру - 33 миллиона человек. Но нет возможности подсчитать, а сколько граждан страны имеют доходы, только чуть-чуть превышающие прожиточный минимум… Зато известно - по результатам опросов, - что 50 процентов россиян не покупают назначенные им врачом лекарства из-за дороговизны, 40 процентов - не лечат зубы (нет денег), 36 процентов - отказываются от платных медицинских обследований, 17 процентов - от госпитализации.
Понятна озабоченность заместителя Председателя Госсовета УР Зои Степновой, которая на последней сессии обратила внимание коллег-депутатов на многочисленные изменения, которые вносятся в законы, имеющие социальную направленность, а таковых более шестидесяти. Например, Зоя Ивановна сказала о том, что невозможно согласиться с изменениями в Трудовой кодекс. Речь, в частности, идет об отмене таких понятий, как МРОТ - минимальный размер оплаты труда, который государство обязано гарантировать своим работающим гражданам. Соответственно не будет и соотношения между МРОТ, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума. И это - только один пример.
Заместитель Председателя Госсовета УР Зоя Степнова считает, и в этом ее поддержали все коллеги по республиканскому парламенту, что идет неоправданная концентрация властных полномочий на федеральном уровне. При этом резко уменьшается налоговая база для формирования бюджетов регионов.
По мнению Ольги Воронцовой, консультанта Центра фискальной политики (г. Москва), которое она высказала на занятиях в клубе региональной журналистики "Из первых уст", "российская власть сложила с себя ответственность за непопулярное решение. Сказала, что вы, регионы, должны разработать свой закон о предоставлении льгот. Пока не примете, будет действовать закон федеральный. А это означает, что, по сути, льготы отменять или уменьшать будут сами регионы…"
Посчитаем и задумаемся
Итак, что сегодня получается, если принимать предложенные Правительством РФ законопроекты? Часть льготников, вернее денежную компенсацию им, берет на себя федеральный центр. В том числе: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и России, ветеранам боевых действий, "чернобыльцам" и некоторым другим. Но это лишь около 20 процентов от общего числа граждан, которым сегодня положены льготы. Основная нагрузка ложится, как видим, на плечи региональных бюджетов. Речь идет о выплате денежных компенсаций таким категориям граждан, как ветераны труда, люди, проработавшие в тылу в годы ВОВ, граждане, пострадавшие от политических репрессий. Таких людей в Удмуртии 330 тысяч человек. Мы все уже неоднократно слышали, что на компенсацию льготников "федерального масштаба" предусматривается заложить в бюджете России 171 миллиард рублей. Тоже, кстати, остаются вопросы. Потому что, по "ревизии" Счетной палаты РФ, количество участников Великой Отечественной войны составляет сегодня в стране 340 тысяч человек, а по данным Минфина России - только 100 тысяч.
Необходимо учитывать, что каждая категория льготников имеет свой, предусмотренный законодательством перечень льгот. Например, участникам войны (их в Удмуртии 3362 человека) сегодня законодательно предоставлены такие льготы: проезд городским, пригородным и междугородным транспортом, лекарственное обеспечение, ЖКУ, абонентская плата за телефон, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в том числе зубопротезирование. Им планируется выплата ежемесячно в размере 1500 рублей. При этом законом сохраняются такие льготы, как пользование при выходе на пенсию поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению (различные надбавки к пенсиям), изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги. А давайте возьмем такую категорию жителей республики, как ветераны труда, их проживает в Удмуртии 234 635 человек. Сегодня по закону они имеют следующие льготы: проезд городским и пригородным транспортом, жилищно-коммунальные услуги, абонентская плата за телефон, вневедомственная охрана. Новыми законопроектами предполагается, что меры социальной поддержки этой категории граждан устанавливаются субъектами РФ. Льгота за услуги ЖКХ всем категориям остается - на ее оплату из федерального бюджета будут выделены целевые средства. Более широкий спектр льгот сегодня есть у граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, таковых в республике 3537 человек. В предложенном законопроекте меры социальной поддержки этой категории так же устанавливаются субъектами РФ. Каким образом, за счет каких средств можно будет компенсировать, например, льготу по бесплатной установке телефона или лекарственное обеспечение?..
Учтем при этом, что именно на региональный уровень передаются полномочия по выплате ежемесячных пособий гражданам, которые имеют детей. А это, как сообщила нам заместитель Председателя Госсовета УР Зоя Степнова, потребует дополнительных расходов бюджета в сумме около 300 миллионов рублей.
Лучше услышать регионы, чем уйти в отставку
На последней сессии Госсовета УР депутаты приняли Обращение, в котором они высказали свое несогласие с данными законопроектами. Зоя Ивановна Степнова в нашем разговоре подчеркнула:
"Сама идея заменить льготы денежными компенсациями неплохая.
Но мы не согласны с таким положением, когда на реализацию "своих" льгот Российской Федерацией предусмотрено увеличение средств в бюджете более чем в четыре раза, а для реализации полномочий регионов поступление соответствующих финансовых ресурсов из центра данным проектом закона не регулируется. Сколько же "стоят" льготы в денежном выражении? По самым скромным подсчетам, нашим категориям льготников из республиканского бюджета потребуется более 2,3 миллиарда рублей. И это в том случае, если мы заложим компенсационные выплаты от 400 до 500 рублей на одного человека ежемесячно! Таких средств в нашем бюджете нет.
Считаю необходимым, и коллеги меня поддерживают, более взвешенно подойти к принятию данных законопроектов. Еще раз все .? Это, во-первых. Во-вторых, необходимо ясно и четко определить источники финансирования данных льгот. Этот вопрос мы будем решать в рамках межбюджетных отношений. И, наконец, говорю прямо и откровенно: мы будем принимать решение с учетом мнения общественности ветеранских и других организаций республики. Недавно прошедший Гражданский форум показал, что власть и общественность нашей республики ведут эффективный диалог".
Мы, депутаты, надеемся, что наши возражения и предложения будут услышаны федеральным центром.
Действительно, законопроекты касаются слишком болезненной темы для огромного числа граждан страны. Ошибиться здесь опасно, это может повлечь за собой резкое ухудшение жизни и так небогатого населения России. И хочется надеяться, что голоса регионов, а Удмуртия в своем негативном отношении далеко не одинока, будут услышаны. Министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов заявил в ходе бурной дискуссии на "круглом столе" в Госдуме: "…если не удастся наладить обеспечение льготников дешевыми лекарствами, я готов уйти в отставку". Увы, что-то подобное мы, помнится, уже слышали. Правда, речь там шла о рельсах, на которые хотели лечь, если… Давайте уж лучше будем хорошо считать и не принимать непродуманных решений, от которых зависит благосостояние миллионов людей. 
Олеся КОШКИНА, Людмила ВЕРНЕР, Ижевск. "Ижевск-Экспресс", № 27, 1.07.2004.

|
|