«БОЛЕЗНИ» ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАДО ЛЕЧИТЬ!
Автор: Топорков Роман
Регион: Свердловская область, пос. Рефтинский
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 31.10.2002

Перспективы реформы здравоохранения представил участникам семинара первый проректор ГУ «Высшая школа экономики» Лев ЯКОБСОН.

Сегодня Россия по числу врачей и больничных коек на душу населения превосходит многие ведущие страны мира. Судите сами. В России, по словам Льва Ильича, на 10 тысяч населения приходится 42 врача и 115 коек. В Западной Европе – 39 врачей и 42 койки. В США, соответственно, 30 врачей и менее 42 коек.

Неужели здоровье россиян защищено лучше всех? Увы, количество не переходит в качество. Потому что расходы на здравоохранение, увы, соответствуют нашему уровню развития экономики. Если США по финансированию медицины (на душу населения) занимает 1-е место в мире, Франция – 4-е, Мексика – 55-е, то Россия – лишь 75-е место. В то же время, существует парадокс: уровень системы здравоохранения не всегда соответствует вложенным средствам. Так, по качеству медицины первое место занимает Франция, США – лишь 37-е, Мексика – 61-е, а Россия – и вовсе 130-е!

Эти цифры свидетельствуют, что главное – не количество врачей, коек и денег. Главное – эффективность лечения. Если коек у нас много, а денег на их содержание мало, то и госпитализация больного у нас длится втрое больше, чем в США. Вдобавок люди вынуждены ложиться в больницу со своими медикаментами, бинтами и даже постельным бельём.

Часто ругают систему фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС): мол, не исполняют своих функций. Помилуйте! ТФОМС спроектирован на вдвое больший уровень ресурсов, чем выделяет сегодня государство, поэтому он просто не способен работать!

Несмотря на слаборазвитую экономику, число врачей, студентов медВУЗов, больничных коек продолжает расти. Это выгодно системе, потому что деньги выделяются не по результатам лечения, а по количеству медработников и коек.

Сегодня финансы, выделяемые здравоохранению, используются неэффективно. Тех результатов лечения, какие существуют, можно достичь с затратами, меньшими на 30%.

Поэтому главная цель реформы здравоохранения – перейти от финансирования СОДЕРЖАНИЯ медицинской сферы к финансированию РЕЗУЛЬТАТОВ её деятельности. То есть, давать деньги не на содержание имеющихся коек, а на количество пролеченных больных. Тогда и лишние койки исчезнут, и врачи будут заинтересованы быстрее «поставить на ноги» больного.

Второй момент реформы – конкуренция лечебных учреждений, зависимость финансирования от оценки потребителем, рыночные отношения в здравоохранении. То есть минимум услуг – с оплатой ТФОМС, а остальное – с оплатой через кассу. Тогда медучреждения начнут бороться за клиента, повышая эффективность и качество услуг.

По мнению Льва Якобсона, рынок в медицине – это не революция и не сенсация. Он существует. Но рынок этот сегодня безобразный, дикий, нерегулируемый. Медучреждения вынуждают больных оплачивать некоторые процедуры, часть денег врачи получают напрямую от больных. В то же время, пациент, отдав свои кровные, не способен потребовать качественного лечения и повлиять на его результаты. Он, как потребитель, ничем не защищён. Если же будет введён легальный рынок медицинских услуг, то можно будет законодательно защитить пациента, установить конкретную меру ответственности медучреждения за неэффективное использование полученных от него денег.

На вопрос, как быть маленьким посёлкам, где больница одна и конкуренция невозможна, Лев Ильич глубокомысленно заметил, что люди из таких посёлков всё равно ездят лечиться в города. Конечно, добавил он, в труднодоступных районах, где большая удалённость от городов и плохо развита дорожная сеть, придётся по-прежнему финансировать не результат, а содержание медучреждений. Подход к таким местностям будет определяться индивидуально.  


 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики