В начале июля Госдума приняла в первом чтении закон с непроизносимым названием "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в миру получивший название как закон о монетизации льгот. Хотя самим льготам в нем отведено всего процентов 20. И их отмена-замена еще не самое “ужасное”, что ждет население. Продекларируемые правительством цели закона состоят в том, чтобы отменить фактически нефинансируемые, то есть виртуальные, социальные льготы, заменить натуральные льготы (бесплатный проезд в городском транспорте, бесплатные лекарства и т.п.) денежными компенсациями и распределить – точнее, перераспределить – обязанности по социальной защите граждан между федеральным правительством и регионами. По существу принятие закона означает реформирование системы социального обеспечения. Параллельно идет реформирование бюджетной системы и заканчивается перестройка налоговой. Так же в корне меняются отношения в жилищной сфере. И все это происходит одновременно. Столь масштабных изменений страна не знала со времен 1999 года. 1 января 2005 года мы проснемся в совершенно другой стране. Хотелось бы знать, в какой. Увы, внятный, а главное, честный ответ на этот вопрос рискуют давать далеко не все политики, от которых, собственно, и зависит судьба миллионов. Одним из таких, на наш взгляд, является независимый депутат Госдумы Михаил Задорнов, который, выступая на очередном семинаре Клуба региональной журналистики “Из первых уст”, вкратце обрисовал невеселые перспективы проводимых сегодня в России реформ.
Льготная петля
Сам механизм монетизации льгот “НО” расписывала. Однако за последнюю неделю появились новости о том, что начать выдавать денежное довольствие на руки в 2005 г. правительство все же не рискнет и основные льготы для населения (по лекарственному обеспечению, курортно-санаторному лечению, льготам на проезд в электричках и поездах дальнего следования) сохранит. Кроме того, правительство будет ежемесячно производить дополнительные денежные выплаты к пенсии определенным категориям граждан. В будущем году граждане по собственному желанию смогут отказаться от льгот в обмен на дополнительные денежные выплаты, так называемый социальный пакет стоимостью 440 руб. в месяц. Он подразумевает именной проездной билет (40 руб.), дающий право проезда на пригородных электричках, а также карточку дополнительного медицинского страхования, по которой можно будет получать бесплатные лекарства по назначению врача и периодически пользоваться санаторным лечением. На обеспечение льготников лекарствами в 2005 году правительство РФ выделит 53 млрд руб., причем эта сумма составляет 40% от общего товарооборота аптечной сети. А на санаторно-курортное лечение будет выделено порядка 10 млрд руб., что позволит приобрести более миллиона путевок. Полемика между депутатами и правительством продолжается. Первые не уверены, что стоимости пакета хватит, чтобы покрыть нужды бывших льготников.
Что касается ветеранов труда, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, лиц, работавших в тылу во время войны, то им меры социальной поддержки будут устанавливаться субъектами РФ. По словам Задорнова, замена льгот денежными компенсациями коснется не только людей, но и организации которые были вовлечены в систему льготирования. Например, транспортных компаний, от перевоза льготников имевших до недавнего времени сплошные убытки. Теперь им предстоит просчитать свою экономику в новых условиях, скорее всего пересмотреть тарифы, которые, по идее, должны бы снизиться.
Налоги наконец поделили
Работа над Налоговым кодексом вступила в завершающую стадию. Все налоги, а их будет всего 16 (десять федеральных и по три региональных и местных), будут закреплены на среднесрочную перспективу за соответствующими уровнями бюджета. НДС на 100% станет федеральным, так же как таможенные пошлины, налог на добычу природных ресурсов и акцизы. Подоходный налог поделится: 50% сразу поступают в региональные бюджеты, 30% – в муниципальные. И 20% – в региональные бюджеты. Однако региональные власти обязаны будут их перераспределить по единой формуле между муниципалитетами. Налог на прибыль распределится следующим образом: две трети – регионам, треть – Федерации. У регионов полностью останется налог на имущество предприятий, транспортный налог. Муниципалитеты, кроме отчислений от подоходного налога, полностью заберут себе доходы от земельного налога, а также налога на имущество физических лиц.
Крайне беспокоит народ проект закона о налоге на имущество, который уже прошел в Госдуме первое чтение. Закон предполагает ввод налога, который будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости недвижимости. Задорнов считает, что реально он вступит в силу не ранее 2007 года, поскольку в регионах до сих пор фактически нет кадастровой оценки земли, наличие которой является неотъемлемым условием введения в действие этого закона. К тому же ни правительство, ни депутаты еще не определились, что же такое “рыночная стоимость жилья”. Скорее всего, налог будет исчисляться от скорректированной стоимости БТИ, которая вырастет ориентировочно в три-четыре раза. Депутаты уверены, что наиболее уязвимые категории граждан – пенсионеры, инвалиды – будут, как и сегодня, освобождены от уплаты этого налога.
Задорнов признает, что, конечно, за монетизацией льгот не скрывается антинародный заговор. Нет в ней и желания осчастливить льготников – это уж чистая утопия. Все прозаичнее. Ведь о том, что соцпакет камнем тянет на дно всю страну, говорили давно. Однако на радикальные меры долго не решались. А сегодня совпало несколько неприятных для государства обстоятельств. В 2005 году вступает в силу закон о разграничении полномочий между уровнями власти. Как раздать полномочия с их неподъемным грузом? Спихнуть на регионы и пусть выплывают как хотят? Или все же снять нагрузку заранее? Два года прав ительство колебалось и все же приняло решение взять на себя ответственность за непопулярную меру. Вторая веская причина: судебная практика. Поскольку все эти законы носили характер прямого действия, люди с легкостью отсуживали у государства положенные им квартиры, боевые, транспортные и т.п. По итогам прошлого года федеральный бюджет выплатил более 40 млн руб. по подобным искам. А решение Конституционного суда России в апреле 2004 года о признании несоответствующими Конституции статьи закона о бюджете на 2003 год и на 2004 год, которыми Госдума приостановила действие нескольких не подкрепленных деньгами статей, вообще выбило из рук правительства право не финансировать записанные в законах полномочия. Все это заставило центр активизировать реформы. Задорнов уверен, что если ситуация останется как есть – регионы не только не справятся с индексацией заработной платы и детских пособий, но у них еще и возникнет существенный (в 60–70 млн руб.) разрыв по оплате компенсаций льготникам. И пока совершенно непонятно, как правительство этот разрыв собирается закрывать. 
Ольга ПРОТАСОВА, Саратов
«Неделя области»
21.07.2004

|
|