ГОВОРИТ МОСКВА…
По приглашению КЛУБА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ «ИЗ ПЕРВЫХ УСТ» наш внештатный корреспондент Роман ТОПОРКОВ принял участие в семинаре, состоявшемся в г. Москве. Информация, прозвучавшая из уст государственных деятелей, стала основой цикла публикаций «ГОВОРИТ МОСКВА».
САМИ РЕШАЕМ – САМИ ИСПОЛНЯЕМ
Таков основной принцип местного самоуправления. Поэтому в его состав обязательно входит «решающий» орган – Дума, и «исполнитель» – Глава, который набирает себе в помощь исполнительный орган – администрацию. В ближайшее время система местной власти в России также подвергнется серьёзной реструктуризации.
Как отметил профессор МАРХИ Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, местное самоуправление обязательно должно оставаться выборным, чтобы сохранять подконтрольность перед населением. В то же время, серьёзно и вдумчиво избирать могут лишь люди свободомыслящие. Иначе выборы себя дискредитируют. Пока же мы «голосуем сердцем за доброго царя», ничего хорошего ждать не приходится.
Существует и ещё одна опасность, которую осветил в своём докладе генеральный директор Федерального центра проектного финансирования Александр ШАМРИН. В начале 90-х годов в России прижился «вирус суверенизации» чиновников. В отсутствие твёрдой централизованной политики каждый мелкий чиновник стал считать, что он есть истина в последней инстанции и во всём абсолютно прав. К тому же, сегодняшний чиновник оторван от результата своего труда, не заинтересован в экономии бюджетных средств.
На Западе давно поняли, что требовать от чиновника патриотизма, надеяться, что он по доброй воле будет радеть за бюджетные деньги – глупо. Просто деятельность западного чиновника настолько жёстко и чётко регламентирована, что ему не остаётся никакой лазейки для волюнтаризма. Он лишь исполняет свою работу согласно инструкциям. И этими инструкциями загнан в такие жёсткие рамки, что «шаг влево – шаг вправо» сделать уже не может.
В России же чиновники ходят «на длинном поводке» и творят, кому что вздумается. Например, один из величайших способов экономии бюджетных денег – организация муниципального заказа и проведение конкурса на выполнение работ. Проводя конкурс, администрация не только экономит бюджет, но и стимулирует более эффективного подрядчика, а значит – улучшает предпринимательский климат на территории. И что же – много ли муниципальных работ выполняется по конкурсу? Конечно, нет. Чиновнику проще найти для этого первую попавшуюся фирму. К чему «напрягаться»? А если эта фирма к тому же сумеет вознаградить чиновника за «удачный выбор» – ей будут «сыпаться» и последующие заказы, несмотря на то, что бюджету её услуги обходятся втридорога, а качество их – хуже некуда.
Каковы же направления грядущих муниципальных реформ? Об этом рассказала президент Фонда «Институт экономики города» Надежда КОСАРЕВА.
Во-первых, необходима фискальная автономия: то есть каждый уровень власти (муниципалитет, область, федерация) должен собирать себе столько денег, сколько нужно на осуществление вменённых ему функций. Функции же между этими уровнями также должны быть чётко разграничены, и не передаваться друг другу, как это бытует сегодня.
По мнению Надежды Борисовны, из-за отсутствия фискальной автономии сегодня наблюдается необычайная политизация местного самоуправления. «Мэр политиком быть не должен!» – подчёркивает Косарева. Мэр – это хозяйственник, управленец, но никак не политик. И то, что во многих муниципалитетах мэр одновременно возглавляет Думу – это, по мнению Надежды Борисовны, полный абсурд.
Кстати, по разрабатывающимся законопроектам, Глав можно будет не выбирать, а нанимать по контракту, либо вообще обойтись без мэра: управление деятельностью администрации возьмёт на себя Дума. Если местные жители решат оставить выборного Главу, то выбирать его смогут двумя способами: либо всеобщим голосованием, как раньше, либо голосованием депутатов на заседании местной Думы. Выборы же самих депутатов будут происходить, как прежде.
Согласно реформе местного самоуправления, каждый муниципалитет получит строго определённые границы территории (чтобы между ними не осталось «ничейной» земли) и конкретный список возложенных на него обязанностей. Их финансирование будет осуществляться за счёт местных налогов, приватизации, выпуска муниципальных ценных бумаг. Существующее ныне «хождение денег» между бюджетами разных уровней, оставляющее лазейку для всевозможных политических комбинаций, будет сведено к минимуму.
В провинциях местное самоуправление будет двухуровневым: мелкие муниципалитеты (с населением не менее одной тысячи жителей), а также их объединение – муниципальный округ. В более крупных городах муниципалитеты и муниципальные округа будут в одном лице.
Отвечая на вопросы журналистов, Надежда Косарева поделилась интересным наблюдением. Оказывается, противостояние Думы и мэра – это стимул развития территории. В тех местностях, где такого противостояния нет, наступает застой по всем направлениям развития города или посёлка. Это, конечно, не означает, что конфликт Думы с мэром должен перерастать в гражданскую войну, но без него прогресс просто невозможен. 
Роман ТОПОРКОВ, внешт. корр.

|