НАС ЖДЕТ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ?
Автор: Латышев Вадим
Регион: Красноярск
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 16.08.2004

Интересно, что целый ряд аналитиков, изучающих макроэкономические процессы, полагают, что роль нефтяной и вообще, сырьевой составляющей в современном росте российской экономики преувеличивать не стоит. В этих сегментах растут не столько объемы, сколько цены; динамичнее же всего в “реальном выражении” развиваются торговля и услуги, связь, машиностроение и, разумеется, СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ. Так, например, в Красноярске в 2001 году было сдано 237 тыс. кв. метров жилья, в 2002 – 288 тысяч, в 2003 – 333 тысячи. При этом прогноз на ближайшую перспективу составляет 500 тыс. квадратных метров в год, что превышает даже показатели советского времени.

Кстати, заметный подъем наблюдается не только в жилищном секторе краевого центра: производственное и социальное строительство также не отстают. Достаточно сказать, что ежегодный прирост объемов работ, выполняемых стальмонтажными организациями, достигает 20 %. А ведь это все – крупные торгово-развлекательные комплексы, спецавтоцентры, гипермаркеты, новые производственные цеха.

Одним словом, можно констатировать, что у строительной отрасли в Красноярске и крае перспективы неплохие. Отражаются они и в амбициозном плане развития краевого центра, разработанном на срок до 2020 года. Сюда входят и возведение 4-го автомобильного моста через Енисей, и метрополитен, и строительство коттеджных поселков, и новые жилые дома на Кузнецовском плато, в Слободе Весны, Николаевке, на Солонцовской площадке, острове Пашенный... На левобережье будет сформирован новый административный центр, на правом берегу планируется создать ансамбль предмостной площади Октябрьского моста. Предмостная площадь Коммунального моста будет реконструирована, там появятся новый торговый центр и гостиница. На набережной между рестораном “Енисей-батюшка” и Культурно-историческим центром построят большой развлекательный комплекс, где разместятся несколько кинотеатров и кафе. Крупный градостроительный ансамбль и городской парк отдыха расположатся на острове Татышев…

Единственный вопрос, который возникает, как теперь принято говорить, “в этой связи”, это вопрос финансирования. Чем все-таки хороша рыночная экономика, так это тем, что она действительно “экономна” и не терпит долгостроев, дутых объемов, не подкрепленных реальным платежеспособным спросом. Но и здесь есть свои подводные камни. Особенно много их разбросано в толще экономики переходного типа, в которой не отработаны еще все современные механизмы регуляции и саморегуляции.

В России, вследствие слабости банковского сектора, повышенных рисков и общей неразвитости финансового и фондового рынков, с ростом экономики возникает проблема “свободных денег”. Наиболее простое решение на этом фоне, первый, так сказать, порыв – вложить в недвижимость. Расчет прост: относительно дешево покупается “долевое” (квартира или несколько), затем оно по мере приближения дома (домов) к сдаче продается значительно дороже. Деньги сохранены и даже (в отличие от банковских вкладов) заметно приумножены. Возникает немного искусственный спрос, на который в Москве, например, среагировали банки (также мучающиеся проблемой эффективного приложения денежных средств). Строительный рынок Москвы, подпитанный банковскими вливаниями, начал стремительно “набухать”, цены полезли вверх, вызывая приток все новых и новых денег.

Между тем подобная пирамида грозит серьезным крахом. Ведь платежеспособный спрос “конечных” покупателей жилья (тех, кто действительно собирается в нем “проживать”), мягко говоря, не беспределен (даже в Москве). В результате, может возникнуть ситуация, когда многие квартиры в элитных, да и просто новых домах будут пустовать, а цены резко упадут, нанеся серьезный удар по целому ряду строительных организаций и инвесторов. Впрочем, пока что серьезного кризиса перепроизводства, напоминающего американский периода 30-х, в российской строительной отрасли не предвидится, поскольку объемы еще относительно невелики. Но, говорят, все может измениться с введением ипотечного законодательства.

По словам Надежды Косаревой – президента фонда “Институт экономики города” - законодательство это включает себя пакет из 27 законов, имеющих отношение к строительному, жилищному, бюджетному и налоговому кодексам. В новом ЖК, например, предусмотрена государственная поддержка приобретения жилья военнослужащими (государство поможет погасить ипотечный кредит, оплатив процентную ставку). Будут также поддерживаться в этом плане и социально неимущие граждане.

Второй блок законов направлен на расширение платежеспособного спроса, поскольку приобрести жилье в кредит на сегодня способно от силы 12 % населения. В этих целях будут стимулироваться “длинные” (долгосрочные) кредиты, которые пока что банкам не выгодны; предусмотрен также ряд мер по снижению риска банковского кредитования и, следовательно, сокращению процентных ставок. Несколько особняком стоит тема снижения затрат на нотариальное оформление. До сих на данную статью расходов “уходило” до 1,5 % от стоимости жилья.

Трети блок подразумевает демонополизацию самого строительства. В настоящее время схема выделения земельных участков под застройку, мягко говоря, непрозрачна. На ней, что называется, “сидят” чиновники муниципалитетов. Плюс к этому выстроено изрядное количество “заборов” из согласований с десятками различных ведомств. В результате, во многих случаях до рынка строительных услуг добираются только “избранные счастливчики”, которые все свои непроизводственные расходы “забивают” в цену. Цену, вырастающую еще и вследствие ограничения конкуренции, ее, так сказать, дозировки.

При этом столь жесткое сито госконтроля на деле имеет огромное количество прорех, а часто вообще превращается в фикцию. В печально известном Трансвааль-парке все необходимые разрешения по застройке имелись: их видимо просто купили… Посему сейчас и предложено, максимально облегчив доступ строителей к строительству, усилить одновременно их ответственность за качество выполняемых работ. “Доильную машину” в виде тотального госконтроля предполагается убрать, сохранив институт “ока государева” только в отношении наиболее сложных и опасных объектов.

Предусмотрены также поправки в налоговый кодекс, в области регистрации прав на жилье, в бюджетный кодекс, исходя из которых 100 % средств, выручаемых государством от продажи земельных участков, должны поступать в денежной форме. Практику, когда муниципалитеты берут “натурой” (то есть квартирами для малоимущих), а потом эта “натура” куда-то в темную уходит, предлагается прекратить.

По мнению разработчиков всех этих законов, нововведений и поправок, если данный “пакет” реально заработает, то к 2010 году приобрести жилье по ипотечному кредитованию смогут до 30% россиян. При этом объем жилищного строительства вырастет, как минимум, в 2 раза, а цены стабилизируются и, может быть, пойдут вниз не только в переевшей инвестиций Москве. Хотелось бы верить.  

Вадим ЛАТЫШЕВ, Красноярск «Труд-Енисей» 12.08.2004

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики